Слайд 1Тема 1. Юридическая психология как наука.
Слайд 2
1.История развития юридической психологии.
2. Понятие юридической психологии. Ее соотношение с
другими отраслями знаний.
3. Задачи, объект и предмет юридической психологии.
4. Принципы
и методы юридической психологии.
Тема 1. Юридическая психология как наука.
Слайд 3
1.История развития юридической психологии
Тема 1. Юридическая психология как наука.
Слайд 4Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в
этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую
лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.
Слайд 5Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых
и общественников к проблеме человека. В это время зародилась антропологическая
школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору».
Слайд 6 Более полувека спустя подобный процесс начался и в
России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования
психологического знания юристами-практиками.
Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.
Слайд 7 Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное
психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова
«Психические особенности преступников по новейшим исследованиям».
Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались
А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.
Слайд 9 Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный
оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии.
Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных.
Слайд 10 В 1925 г. в Москве был организован
Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым
в мире специализированным криминологическим институтом.
Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.
Слайд 11 На Западе же в это время выходят работы
Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются
психоаналитическая теория и учение бихевиористов.
Слайд 12 Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли
репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология –
были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией.
Слайд 13 Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия
специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС)
«О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)».
Слайд 14После «второй русской революции»90 –тые годы 20века наступил новый этап
развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться
книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза. В настоящее время развитие юридической психологии продолжается.
Слайд 15
2. Понятие юридической психологии. Ее соотношение с другими отраслями знаний.
Тема
1. Юридическая психология как наука.
Слайд 16 Психология-это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности
людей. Название науки «психология» от происходит от греческих слов «психе»(душа),
и «логос»(учение) т.е наука о душе, точнее о внутреннем субъективном мире человека.
Слайд 17 Юридическая психология– наука о функционировании психики человека, вовлеченного
в правовые отношения.
Слайд 18 Юридическая психология в современном ее понимании- наука, изучающая
различные психические аспекты личности и ее деятельности в условиях правового
регулирования.
Слайд 19 следственно-оперативная психология – раздел, изучающий психологические аспекты расследования
и раскрытия преступлений: тактику осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента
и дачи показаний на месте происшествия и опознания, а также формирования и тренинга оперативно-следственных групп;
пенитенциарная (исправительная) психология – раздел, занимающийся проблемами психологической эффективности различных видов уголовного наказания, психологией осужденных и отбывающих наказание, а также разработкой психологических основ перевоспитания, ресоциализации и реадаптации лиц, преступивших закон;
Разделы юридической психологии:
Слайд 20 правовая психология – раздел, исследующий проблемы правовой и
противоправной социализации личности, условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных
граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации;
психология профессиональной деятельности юриста – раздел, занимающийся проблемами построения психологических профессиограмм юридических специальностей (психологических требований к претендентам на занимаемую должность), вопросами профориентации, профотбора, формирования коллектива, профилактики профессиональной деформации личности и рекреации;
Разделы юридической психологии:
Слайд 21 психологическая виктимология – раздел, посвященный особенностям личности и
поведения жертвы преступления, признакам «распознания» жертвы преступником, взаимодействию потерпевших и
правонарушителей в момент совершения преступления, психологической помощи жертвам преступлений.
Разделы юридической психологии:
Слайд 22 судебная психология – раздел, изучающий психологические аспекты судебного
разбирательства (психологическое воздействие речи прокурора, судьи, адвоката, поведение и показания
свидетелей на суде, проблемы судебно-психологической экспертизы);
криминальная психология – раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, типовые психологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов (насильственную преступность, корыстную преступность, преступность несовершеннолетних, групповую), динамику развития отношений в преступных группах, проблемы лидерства и психологического принуждения;
Разделы юридической психологии:
Слайд 23 с общей психологией, рассматривающей базовые понятия психологии, изучающей основные
психические процессы, состояния и свойства личности;
возрастной психологией, исследующей вопросы
развития психики, изменений, происходящих в процессе взросления, различия психики людей, обусловленные возрастом;
Юридическая психология связана:
Слайд 24– генетической психологией, рассматривающей связь индивидуальных психологических черт с генетикой,
проблемы наследования психических черт, не связанных с ситуаций воспитания;
– дифференциальной
психологией, изучающей проблемы индивидуального развития психики, психологических отличий людей в связи с условиями их формирования;
Юридическая психология связана:
Слайд 25-социальной психологией, рассматривающей вопросы отличия группового и индивидуального поведения, динамики
поведения людей в группах и группового поведения, проблемы взаимодействия людей,
общения;
– педагогической психологией, исследующей проблемы воспитания и обучения, социализации как процесса усвоения культуры общества, а также вопросы коррекции поведения;
Юридическая психология связана:
Слайд 26-патопсихологией, рассматривающей отклонения психического развития, нарушения психических процессов и патологические
состояния психики;
– медицинской психологией, изучающей вопросы влияния соматических заболеваний на
функционирование психики и психологического напряжения на здоровье человека;
– психологией труда, рассматривающей вопросы профориентации, профессиональной пригодности, эффективности профессиональной деятельности, обеспечения оптимального режима труда и отдыха.
Юридическая психология связана:
Слайд 27
3. Задачи, объект и предмет юридической психологии.
Тема 1. Юридическая психология
как наука.
Слайд 28Юридическая психология ставит перед собой ряд задач:
1. Методологическая – заключается
в разработке теоретических и методических основ юридической психологии, конкретных методов
прикладных исследований, а также в адаптации для юридической психологии методов и методик, разработанных в других отраслях правовых и психологических наук;
Слайд 292.Исследовательская – предполагает получение новых знаний, раскрывающих предмет юридической психологии:
особенности личности субъекта правовых отношений, его правовую или противоправную деятельность,
правовую социализацию и психологические механизмы ресоциализации правонарушителя, психологические особенности юридических процедур;
Слайд 303.Прикладная – заключается в разработке практических рекомендаций для юристов-практиков по
осуществлению ими правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, методов повышения качества
работы юристов-практиков, организации совместной деятельности психологов и юристов, оказания помощи в профориентации, профотборе и профконсультации юристов;
Слайд 314.Практическая – предполагает обеспечение юридической практики специальным психологическим знанием, разработку
и внедрение в практическую деятельность психологических приемов ведения оперативно-сыскной и
следственной работы, эффективных приемов речевого воздействия в целях преодоления сопротивления следствию и перевоспитания лиц, преступивших закон;
Слайд 325.Образовательная – заключается в разработке и внедрении новых эффективных курсов
повышения психологической подготовки юристов, в том числе базового образовательного курса
«Юридическая психология», курсов повышения квалификации и специальных тематических семинаров.
Слайд 33Объектом психологии является психика, объектом юридической психологии – психика участника
правоотношений, т. е. человека в условиях правового взаимодействия.
Слайд 35Предметом юридической психологии могут являться психические процессы, состояния, индивидуально-психологические особенности
личности, особенности межличностного взаимодействия.
Слайд 36
4. Принципы и методы юридической психологии.
Тема 1. Юридическая психология как
наука.
Слайд 37Методология науки – система принципов познания, в ней заложены критерии
научности, а следовательно, достоверности. Научные знания, относящиеся к определенной отрасли,
базируются на общих принципах научной методологии.
Слайд 38Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для
построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения.
Слайд 40 В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также
нормами ведения следственных действий.
Закон исключает возможность не
только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса.
Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.
Слайд 41Психология использует следующие методы.
1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем
поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть
характер его переживаний и особенностей коммуникации.
Слайд 42включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним
наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
– стороннее наблюдение
– испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;
– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;
– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.
Слайд 44 В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко:
при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп,
для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах.
В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.
Слайд 452. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические
процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей
зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).
Слайд 46 Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку
показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть
и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий.
Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора.
Слайд 47 Биографический метод – это исследование истории жизни человека
с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели
к формированию данного типа личности.
Слайд 48 Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно
которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими
для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. stratum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе.
На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива.
Слайд 494. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов,
оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни
и поведения.
Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища.
Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера.
Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.
Слайд 505. Тестирование – специальный психологический метод, наиболее хорошо разработанный и
часто применяемый. В основу исследования с помощью тестов был положен
принцип единства внутренних и внешних проявлений психики.
Психологические тесты весьма разнообразны как по целям исследования, так и по форме тестового материала. С помощью тестов психология может исследовать практически все психологические проявления: темперамент, мышление и интеллект, волевые качества, стремление к власти и лидерские качества, общительность или замкнутость, профессиональную пригодность, склонности и интересы, ведущие мотивы и ценности и многое другое.
Слайд 51 Для удобства тесты можно разделить на виды. По
целям исследования выделим тесты психических состояний и тесты личностных черт.
Существуют тесты, призванные давать информацию о блоках личностных характеристик, например многофакторный опросник Кеттелла или тематический апперцептивный тест, есть тесты, предназначенные для всестороннего исследования единственной психологической характеристики, например тест фрустрации Розенцвейга или тест интеллекта Айзенка. Тесты состояний способны отразить бодрое или утомленное состояние, приподнятое настроение, депрессию, стресс, тревожность.
По форме подачи тестового материала выделяют тесты-опросники и проективные тесты.
Слайд 52 Тестирование в юридической психологии применяется для анализа личностных
черт подследственных, в особых случаях – истцов и свидетелей, а
также в качестве дополнительного средства для выявления ролей и иерархии в преступных группировках (в целях профотбора).
Слайд 53 Таким образом, юридическая психология – наука о функционировании
психики человека, вовлеченного в сферу правовых отношений.
Это наука,
возникшая в результате необходимости совершенствовать науку о праве. Юридическая психология связана со многими отраслями психологии и права.
Ее объект – психика человека, предмет – различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений. Общепсихологическая методология использует исследовательские методы психологии: наблюдение, пробы и измерения, биографический метод и метод анализа продуктов деятельности, тесты.
ВЫВОДЫ: