Слайд 1ТЕМА 2
Специфика
научного познания
Слайд 2Вопросы лекции
Научный метод и его границы.
Уровни научного познания и их
взаимосвязь.
Критерии научности (научного знания). Научное и вненаучное знание.
Слайд 3Название первого вопроса
Научный метод
и его границы
Слайд 4Научный метод и его специфика
Специфика научного познания состоит в его
методе.
Научный метод – совокупность основных способов получения новых знания
в рамках любой науки.
Специфика научного метода познания состоит в его содержании и алгоритме: наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – теория – наблюдение' и т.д.
Слайд 5Наблюдение и его результаты
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение объектов, опирающееся
в основном на данные органов чувств.
Результатами единичных наблюдений являются
эмпирические факты.
Слайд 6Эмпирические и научные факты
Эмпирические факты – это факты, полученные в
ходе единичных наблюдений, но не прошедших проверку на достоверность. К
ним прежде всего относятся факты о редко встречающихся и аномальных явлениях и процессах.
Научные факты – это эмпирические факты, прошедшие проверку на достоверность; знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. как синоним истины.
Слайд 7Гипотеза и
причина ее необходимости
В случае, когда имеют место труднообъяснимые
и не понятные по происхождению научные факты, возникает потребность в
гипотезах.
Гипотеза – предположение о причинах тех или иных научных фактов (явлений и процессов), нуждающееся также, как и эмпирические факты, в проверке на достоверность.
Слайд 8Результаты проверки гипотезы
В ходе проверки гипотезы на достоверность возможны два
варианта:
1) ее подтверждение (верификация);
2) ее опровержение (фальсификация).
Верификация – эмпирическое подтверждение гипотезы (признание ее истинности).
Фальсификация – эмпирическое опровержение гипотезы (признание ее ложности).
Слайд 9Недостатки наблюдения и причины возникновения потребности в эксперименте
Недостатки наблюдения
состоят
в том, что оно:
неповторяемо;
субъективно.
Эксперимент призван, в том числе,
преодолеть эти недостатки наблюдения, но самое главное – подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Слайд 10Определение эксперимента
Эксперимент – метод специально спланированного и проведенного в специальных
условиях исследования; активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса,
соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Слайд 11Необходимое условие успешного проведения эксперимента
Эксперимент должен быть задуман (и потом
осуществлен) таким образом, чтобы изучаемый объект подтвердил или опровергнул проверяемую
гипотезу.
Для этого субъекту познания необходимо найти (мысленно) и создать (на практике) такие условия или обстоятельства, чтобы изучаемый объект «прокололся» и ответил либо «да», либо «нет».
Слайд 12Два основных научных результата эксперимента
Основными научными результатами эксперимента являются:
закон и теория.
Закон – устойчивая повторяющаяся связь процессов и явлений.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (например, экономическая или физическая теория).
Слайд 13Другие важные особенности научного метода
Ясность и однозначность способа изучения конкретного
объекта.
Представление результатов в форме, обеспечивающей их независимое воспроизведение.
Открытость результатов для
широкого обсуждения.
Слайд 14Границы научного метода
Вопрос о границах научного метода был поставлен во
2-ой половине XYIII в. И. Кантом. Спустя почти три столетия
частью ученых было признано существование фундаментальных, практически непреодолимых границ научного метода.
Слайд 15Границы научного метода (2)
Под границами научного метода следует понимать:
во-первых, ситуации
и области неэффективности его применения;
во-вторых, возможные негативные последствия его применения
(например, при разработке различных видов оружия массового уничтожения и т.п.).
Слайд 16Границы научного метода (3)
К границам научного метода относятся:
неизбежная ограниченность опыта;
ограничения
природы человека в познании явлений и процессов, протекающих в микро-
и мегамире;
его инструментальная природа (способность служить как благим, так и злым целям).
Слайд 17Название второго вопроса
Уровни научного познания
и их взаимосвязь
Слайд 18Уровни научного познания
Выделяют два уровня научного познания:
эмпирический (эмпирическое исследование);
теоретический (теоретическое
исследование).
Слайд 19Отличительные признаки эмпирического
и теоретического исследования
Эмпирическое и теоретическое исследование отличает:
характер
взаимодействия с объектом исследования;
опора на различные человеческие способности;
методы исследования;
формы полученного
знания.
Слайд 20Особенности
эмпирического исследования
Эмпирическое исследование:
1) имеет непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом;
2)
опирается на показания органов чувств;
3) применяет такие методы, как наблюдение,
измерение и эксперимент;
4) Получает такие формы знания, как научный факт, описание, первичная классификация и эмпирический закон.
Слайд 21Особенности
теоретического исследования
Теоретическое исследование:
1) имеет косвенное взаимодействие с изучаемым объектом;
2)
опирается на мыслительные способности человека;
3) применяет такие методы, как абстрагирование,
идеализация, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, формализация и моделирование;
4) Получает такие формы знания, как гипотеза, теоретический закон и теория.
Слайд 22Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания
Два уровня научного познания тесно
связаны друг с другом:
так, движение научного метода, начинающегося на эмпирическом
уровне (наблюдение) невозможно без обращения к теоретическому уровню (гипотеза), а затем – вновь к эмпирическому (эксперимент) и т.д.
Слайд 23Название третьего вопроса
Критерии научности (научного знания).
Научное и вненаучное знание
Слайд 24Критерий, свойство, признак
Критерий (греч. kriteriori) – признак, на основании которого
производится оценка, определение или классификация, мера оценки.
Признак – свойство, по
которому познают или узнают объект.
Свойство – сторона объекта, определяющая его отличие или сходство с другими объектами.
Слайд 25Критерии научности
Критерии научности – это основные особенности научного знания, позволяющие
отличать его от разных видов вненаучного знания.
Несоответствие знания хотя
бы одному критерию научности означает его принадлежность к вненаучному знанию.
Слайд 26Критерии научности (2)
К критериям научности можно отнести:
объективность;
достоверность;
точность;
системность.
Слайд 27Критерии научности (3)
Объективность – независимость знания от личности исследователя, от
его индивидуальности.
Достоверность – обоснование и проверка знания с помощью опыта
(наблюдений и экспериментов) и логических доказательств.
Точность – это использование в науке особого языка терминов (определений понятий) и математических формул.
Системность – приведение совокупности полученных знаний в порядок на основании определенных теоретических принципов.
Слайд 28Заключение
Научное познание – это непрерывный процесс открытия и теоретического объяснения
новых фактов.
«Начать с наблюдения фактов, изменять условия, сопровождать эту первоначальную
работу точными измерениями, вывести общие законы… наблюдаемых явлений, понять природу силы, вызывающей эти явления, затем дать математическое выражение этих законов – таков путь Ньютона» (Анри Ампер)
Слайд 29Автор презентации
Презентацию лекции по теме
«Специфика научного познания» подготовил:
Панычик А.В.,
доцент кафедры философии и культурологии РГЭУ «РИНХ» - 2013 г.