Слайд 1Тема 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ И ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
1. Основные черты и
особенности общественного и государственного строя и права Древнего Востока.
2. Государство и право Древней Индии
3. Государство и право Вавилона
Слайд 7 Исторически первым типом государства и права было рабовладельческое государство
и право. Древневосточные государства находились в Южной Азии и в
Северной Африке. Наиболее ранними были государства Древнего Востока: Древний Египет, Вавилон, Индия и Китай, которые сложились на рубеже IV и III тысячелетия до н.э.
Различают два типа рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественно-экономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество.
Слайд 8Особенностями общественного строя стран Древнего Востока являются:
1. Сохранение значительных пережитков
первобытнообщинного строя: преобладание коллективной формы собственности на средства производства над
частной, а также на рабов в форме общинной, храмовой и государственной собственности.
2. Рабство носило патриархальный или домашний характер. Рабы входили в состав большой патриархальной семьи, они не являлись основными производителями материальных благ, их труд был лишь дополнительным к труду свободных людей.
3. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер и являвшейся основной производственной структурой древневосточного общества.
Слайд 9 Особенностью государственного строя древневосточных государств было то, что типичной формой
правления была деспотия, которая характеризовалась:
во-первых, неограниченной наследственной властью монарха;
во-вторых, обожествлением
его личности и сосредоточением в его руках всей религиозной власти;
в-третьих, наличием централизованного бюрократического чиновничьего аппарата;
в-четвертых, признанием монарха верховным собственником всей земли.
Слайд 10 К основным функциям древневосточных государств можно отнести следующие:
- в
силу особых климатических условий и почвы, которые
требовали создания сложных
ирригационных систем, возникает необходимость в организации общественных работ;
- функция подавления недовольства и массовых выступлений народных масс;
- внешняя функция: защита своей территории от внешней опасности и захват чужих территорий, ограбление чужих народов, захват военнопленных с целью превращения их в рабов.
Слайд 11 Государственный аппарат древневосточных государств создавался в соответствии с этими функциями.
Здесь существовали лишь три отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство
и ведомство общественных работ.
Слайд 12 Основные особенности древневосточного права:
1. Тесная связь с религией.
Предшествуя праву, религия
существенно влияла на его возникновение и формирование. Религиозные нормы служили
источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление. Они оказывали влияние на содержание права путем толкования правовых норм, внося в них изменения и дополнения.
2. Право не знало деления на отрасли права, было бессистемным. Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т.д. Современные ученые для удобства анализ
Слайд 13 3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной
практики, не содержат общих правил, а излагают конкретные случаи -
казусы, и поэтому нормы права носят казуистический характер.
4. Нормы древневосточного права носили неразвитый, застойный, формальный характер и очень медленно изменялись.
5. Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя нашло отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности общины за преступления, совершенные членом семьи или общины в действии принципа “талиона” (“равное за равное”, “око за око, зуб за зуб”).
6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимоисключаемости и даже до абсурдности.
Слайд 19 В государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными
для всего Древнего Востока, присутствует и ряд особенностей:
-
касто-варновая система общества;
- следы военной демократии.
Характер и формы правления в Индии были разными. Наряду с монархическими формами правления существовали республики.
Слайд 21 Варна - это социально замкнутая группа людей, не равных по
своему правовому положению, критериями принадлежности к которой являются:
- принадлежность к
ариям или неариям (арии - завоеватели, неарии - покоренное население Индии);
- род занятий;
- имущественное положение;
Каста - мелкие социально замкнутые группы людей, на которые делились варны.
Слайд 25 В современной науке индологии существует очень много проблем, связанных, прежде
всего, с вопросами о происхождении варн, о возможностях и разрешении
перехода от одной варны к другой. Все эти проблемы очень сложные, но и по сей день они остаются актуальными. Некоторые ученые считают, что варновую систему образовали "арии" с целью отмежевания от коренного темнокожего населения и сохранения чистоты своей крови.
Слайд 26 Как аргумент этой мысли, они приводят один из вариантов перевода
слова варна - "цвет". Но в старинных текстах про цвет
кожи ничего не говорится. Известный ученый Г.М. Бонгард-Левин, наоборот, утверждает, что каждая варна имела свой символический цвет, который означал не цвет кожи, а этические нормы. Например, белый - моральную честность, красный - энергию, желтый - объединение честности и решительности, черный - порочность.
Слайд 27 В историографии советского периода доминировала концепция образования варновой системы для
обеспечения общественной стабильности, так как в Индии существовали этнические, политические,
религиозные, хозяйственные и прочие противоречия. Одним из представителей этой концепции был Е.М. Медведев, который обосновал свои мысли в научной работе "Очерки истории Индии до XIII века", М., 1990.
Слайд 28 Другие исследователи (прежде всего Л.Б. Алаев) утверждали, что возникновение варн
связанно с формами собственности на землю. Существует интересная мысль, что
концепций о происхождении индийских варн столько, сколько исследователей рассматривали эту проблему.
Слайд 29 Таким образом, варновая система пронизывала всю общественную жизнь в Индии.
От варновой принадлежности зависели тяжесть наказаний, размер владения имуществом, процент
договорного займа, род занятия, одежда и прочее.
Слайд 30 Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр
и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в
результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.
Слайд 42 Ценнейшим и уникальным правовым источником в XVIII в. до н.
э. считались Законы царя Хаммурапи, благодаря которому сегодня возможно изучение
и исследование характера общественных, политических, экономических и правовых отношений. Законы были найдены в 1901 г. французскими археологами в Сузах, а перевел их французский ученый В. Шейл.
Слайд 45 Ученые по-разному трактуют Законы Хаммурапи, считая его, кто моральным кодексом,
кто действующим законодательством, кто отчетом царя перед богами. А некоторые
ученые вообще называют Законы Хаммурапи казуистической памяткой, так как они отображали лишь спорные случаи, когда требовалось решение царя или его чиновников.
Слайд 46Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы:
пожизненная долговая
кабала заменялась тремя годами (ст. 117);
запрещено отдавать в кабалу хозяина;
самовольное
изъятие кредитором долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113).
Слайд 47 Регламентации брачно-семейных отношений в Законах посвящалось более 70 статей. Семейные
отношения имели четко выраженный патриархальный характер. Брак укреплялся договором между
женихом и отцом невесты. Жених платил задаток, а потом выкупную плату за невесту. После такой покупки муж мог полностью распоряжаться своей женой, а именно мог продать ее и детей даже в рабство.
Слайд 48 Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж в
12-14 лет. Но, несмотря на общий патриархальный характер брачно-семейных отношений,
все-таки женщина имела некоторые преимущества, а именно: в некоторых случаях имела право на развод, выйти вторично замуж и, кроме того, социальный статус определялся не по мужу, а по жене. Например, сын свободной женщины и раба считался свободным, и, наоборот, рабыни и свободного - рабом. Об этом свидетельствуют статьи Законов (170 - 171, 175).
Слайд 49 Развод был возможен для мужчин в случаях бесплодия жены, ее
измены и если она разрушает дом; для жены - если
"муж уходит из дома и очень позорит ее" и если муж попадал в плен. Наследование происходило только в пределах семьи. Приданое принадлежало жене, а если она разводилась, то забирала его себе, присоединяя и часть общего имущества.
Слайд 50 В законах Хаммурапи еще нет определений понятий преступления и наказания.
Кроме того, отсутствуют статьи, регламентирующие преступления против царской власти. Вероятно,
выдача таких преступников считалась обязательной. Законы предусматривали различные виды преступлений и наказаний.
Слайд 51 В законах Хаммурапи не существовало общих положений, которые устанавливали бы
единые принципы уголовно-правовой ответственности. За одно и то же преступление
следовало совершенно разное наказание в зависимости от социальной принадлежности. В законах применялись наказания к заведомо невиновным лицам (например, ст. 230). Характерным признаком было то, что действие принципа талиона во многих случаях заменялось принципом композиции. Это было обусловлено усиливающейся социальной дифференциацией в Вавилоне.
Слайд 53 В Вавилоне в то время существовала развитая судебная система. Судьями
были специальные чиновники, которые уже использовали нормы писаного права. Судебный
процесс начинался по инициативе частных лиц, а не государства. Первоначально подавалось заявление истца, а затем - ответчика. Судья знакомился с доказательствами, которые предоставляли обе стороны, выслушивал свидетелей. Если же этого было недостаточно, применялись так называемые «ордалии», т.е. божий суд.
Слайд 54 Для судебного процесса характерным стало то, что, во-первых, не существовало
разницы между гражданским и уголовным судопроизводством, во-вторых, он носил состязательный
характер, в-третьих, широко использовались так называемые «вещественные доказательства», «клятвы» и «алиби». В результате судебного разбирательства выносилось судебное решение, которое записывалось на глиняной таблице и скреплялось печатью.
Слайд 55 Пересмотреть решение суда мог только царь. Несмотря на общий соревновательный
характер судопроизводства, в государстве уже сложилось процессуальное право, согласно которому
судьи должны были не ограничиваться доказательствами свидетелей, а расследовать дело. Но это было больше похоже на инквизиционный (сыскной) процесс.