Слайд 1Тема 2. Маркетинговые исследования
МИ – функции, источники информации, цели, виды
и этапы
Качественные МИ
Итоговые МИ
3.1. Дескриптивные МИ
3.2. Причинно-следственные (каузальные) МИ
Слайд 2 Тема 2. Маркетинговые исследования
1. МИ –источники информации, функции, цели
и этапы
2. Качественные МИ
3. Итоговые МИ
1.1.функции и источники
информации
1.2.цели, виды и этапы
Слайд 3
1.1. Источники информации и функции
Слайд 4
МИ
Маркетинговые исследования (МИ) – это выявление, сбор, анализ,
распространение и использование информации для:
1. Определения маркетинговых возможностей и
проблем;
2. Выработки маркетинговых действий;
3. Мониторинга эффективности действий
Слайд 5МИ – канал информации
Обеспечивают возможность принимать решения максимально эффективно
МИ не
снижает степень риска до 0
МИ ограничено во времени и средствах
Слайд 6Источники информации для МИ
Первичная информация (primary data) – информация, собираемая
специально для решения конкретной проблемы маркетингового исследования
Вторичная информация (secondary data)
– создается для целей, отличных от целей конкретного исследования
Вторичные данные
Готовые к
использованию
Нуждающиеся
в доработке
Публикуемые
материалы
Компьютерные
базы данных
Синдицирован-
ные услуги
Внутренние
Внешние
Слайд 7
МИС и marketing data mining
Маркетинговая информационная система (МИС) компании включает
сотрудников, оборудование, процедуры сбора, анализа, оценки и распределения маркетинговой информации
Анализ
накопленных баз данных внутреннего учета как источника маркетинговых сведений - marketing data mining
Слайд 8Где искать информацию?
80%
Внутри компании
15%
Открытые источники
5%
МИ с привлечением
внешних подрядчиков
Слайд 9Кабинетные исследования (desk research)
Исследования, проводимые на основе изучения и анализа
вторичных данных
Оценка текущего размера рынка (емкость рынка)
Прогноз спроса
Структура потребления и
производства
Анализ поставщиков
Оценка интенсивности конкуренции
Структура дистрибуции
и пр.
НЕДОСТАТКИ
неполнота
устареваемость
неизвестна методология сбора и обработки
невозможность оценить достоверность
Оценка надежности
Как данная информация согласуется с другой подобной информацией?
Слайд 10Продукт на рынке маркетинговых исследований
Слайд 11ГфК-Русь
Ромир
A/R/M/I-Marketing Millward Brown
Ipsos/Synovate-Comcon
Nielsen
TNS
«Большая шестерка» -
крупнейшие исследовательские компании
€3,93 млрд
2010
€241 млн
2010
Слайд 12Синдикативное исследование ГфК Fashion Monitor, исследование ГфК Омнибус 2009
Слайд 13
1.2. Цели, виды и этапы маркетинговых исследований
Слайд 14Виды МИ (по решаемым задачам)
Процесс создания и предоставления ценности
рынку
-МИ сегментации
-Оценка спроса
-Прогноз продаж
-МИ процесса приня
тия решения
-МИ позиционирова-
ния
ВЫБОР
- Тестирование
концепций
- Тестирование
названия
- МИ ценовой
чувствительности
Пробный маркетинг
Тестирование рекламы
mystery shopping
Аудит каналов сбыта
МИ удовлетворен
ности, имиджа
бренда
Разработка
Предоставление
и передача
3. Ценовые МИ
1. МИ сегментации, емкости
2. МИ, связанные с новым продуктом
4. Коммуникационные МИ
5. МИ удовлетворенности, лояльности; имиджевые, брендовые МИ
Слайд 15Поисковые и итоговые МИ: выявление и решение маркетинговых проблем
Управленческая проблема
– что нужно сделать? (акцент на симптомах).
Проблема маркетингового исследования
– какая информация нужна, и как ее получить наиболее эффективно? (акцент на первопричинах)
МИ
Исследования для
определения
проблемы –
Поисковые МИ
Исследования для
Решения
проблемы –
Итоговые МИ
Слайд 16Управленческая проблема и проблема МИ
Слайд 17Этапы маркетингового исследования
Поиско-
вая
стадия
Стадия
итогово-
го ис-
следова-
ния
Слайд 18
2 этап МИ: Разработка подхода к решению проблемы
Слайд 19КЕЙС: Harley Davidson (WWW. harleydavidson.com)
Поисковое МИ
Эксперты: высокий имидж марки +
рост расходов на отдых и развлечения к 2010 г.
Вторичные данные:
второе транспортное средство
Фокус-группы: мотоциклы-средство развлечения
и отдыха + лояльность торговой марке
Управленческая
Проблема
Инвестировать ли
в наращивание
производства
мотоциклов?
Проблема МИ
Будут ли покупатели
лояльными в
долгосрочной
перспективе?
1.Кто потребители? 2.Можно ли сегментировать рынок?
3.Все ли сегменты имеют одинаковые мотивы покупки?
4.Как они воспринимают свои Harleys?
5.Какова степень их лояльности к торговой марке?
Задачи
Н1. Можно ли сегментировать рынок по
психографическим характеристикам? (+)
Н2. У каждого сегмента –
свои мотивы обладания Harley. (-)
Н3 Лояльность к торговой марке высока во всех сегментах (+)
Гипотезы
Выделены 7 сегментов
консерватор;
- чувствительный прагматик;
- приверженец стиля;
- расслабившийся турист;
- типичный капиталист;
- хладнокровный одиночка;
- дерзкий неудачник
Harley выступает символом власти,
свободы и независимости
Общий мотив
Слайд 20Базовые цены на услуги агентства
QUANS Research
Слайд 21 Тема 2. Маркетинговые исследования
1. МИ – функции, источники
информации, виды, цели и этапы
2.
Качественные МИ
3. Итоговые МИ
3.1. Дескриптивные МИ
3.2. Причинно-следственные (каузальные) МИ
2. Качественные МИ
Слайд 22Методы поисковых МИ
обсуждение
с ЛПР
качественные
исследования
анализ вторичных
данных
интервью с
экспертами
Качественные
исследования как метод поисковых МИ
Фокус-группы
Глубинные
интервью
Кабинетные
МИ
Слайд 23Качественное МИ – метод поискового МИ
Качественное исследование – МИ,
основанное
на малых выборках
Достоинства : С помощью качественных исследований можно определить,
какими ощущениями и чувствами руководствуются покупатели
Недостатки : услуги ведущих дороги. Интервьюер может влиять на результаты опроса (эффект интервьюера)
Методы прямого
качественного исследования
фокус-группы
глубинные
интервью
Слайд 24Методы прямого качественного исследования : фокус-группы
http://marketolog.biz/index.php?ind=downloads&op=entry_view&iden=18
Фокус-группой называется неструктурированное интервью, которое
модератор берет у небольшой группы респондентов. Свободный характер беседы часто
позволяет получить неожиданную информацию. Выявляется преобладающее мнение группы.
Слайд 25Задачи, решаемые фокус-группами
Выработка гипотез для МИ
Разработка анкеты для количественного МИ
Интерпретация
результатов количественного МИ
Тестирование концепций товаров, рекламы, упаковки и пр.
Оценка стратегии
продвижения
Изучение потребителей
Выявление рыночных ниш
Это не инструмент получения маркетинговых
идей, а инструмент обсуждения этих идей
Слайд 26Традиционная методика модерирования: вопросы
Топик –гайд – сжатый стратегический план –
перечень тем или целей фокус-группы (5-8 тем)
Последовательность вопросов:«прямая воронка», когда
дискуссия начинается с более широкой темы, а затем постепенно переходит к конкретным вопросам. «Обратная воронка» - сначала конкретные высказывания с постепенным расширением рамок обсуждения
Стратегия исследования:
Знакомство, разогревающие вопросы (опыт потребления, отношение, значение продукта)
Позитивные вопросы перед негативными
Открытые вопросы перед закрытыми
Правило приоритета: мнение участников прежде остальных
Слайд 27Методы прямого качественного исследования : глубинные интервью
Глубинные интервью – неструктурированное
прямое личное интервью для определения побуждений, эмоций, отношений и убеждений
респондента по определенной теме
Продолжительность от 0,5 до 4 час. Ответы респондента оказывают влияние на его ход. Ценность метода – анализ глубинной мотивации: социальных ценностей, личных переживаний
Слайд 28Ситуации применения глубинных интервью
Выявление факторов формирования представлений потребителей
Понимание механизма принятия
ответственных решений
Интервью с экспертами / конкурентами
Респонденты малочисленны и труднодоступны, их
сложно собрать
Обсуждение чувств и
деликатных тем
Слайд 29 Тема 2. Маркетинговые исследования
1. МИ – функции, источники информации,
виды, цели и этапы
2. Качественные
МИ
3. Итоговые МИ
3.1. Дескриптивные МИ
3.2. Причинно-следственные (каузальные) МИ
3. Итоговые МИ
3.1. Дескриптивные МИ
Слайд 30Классификация итоговых МИ
Итоговое исследование проверяет гипотезы и исследует взаимосвязи
Главная задача
Дескриптивного исследования – дать описание характеристик рынка либо маркетинговой деятельности.
Причинно-следственное (каузальное) исследование доказывает существование причинно-следственных связей. При этом определяется 1.какие переменные являются причиной (независимые переменные), а какие – следствием (зависимые переменные); 2. природа связей между переменными
Итоговые МИ
Дескриптивные
Каузальные
Профильные
Повторные
Единичное
Профильное
Множественное
Профильное
Слайд 31Классификация дескриптивных МИ
.
Дескриптивные МИ
Профильные: сбор инфор-
мации проводится только од-
нажды
Повторные (панель):
одни
и те же респонденты
исследуются многократно
Единичное Профильное
(выборочный опрос)
Множественное Профильное
Информация собирается
один раз из
нескольких выборок
Когортный анализ - серия опросов
различных групп респондентов, с которы-
ми случаются одни и те же события,
проводимых через определенное время
Трекинги
Слайд 32Основные методы дескриптивных МИ: опрос
Опрос – получение информации от респондентов,
входящих в выборку из генеральной совокупности, с помощью структурированной анкеты
Методы
опроса
традиционный опрос
по телефону
опрос по телефону с
помощью компьютера
(CATI)
личное интервью на
дому у респондента
интервью в торговом
центре
опрос по почте
почтовая панель
опрос по электронной
почте
опрос через Интернет
Слайд 33Методы опроса (ESOMAR, 2006)
бумажные опросы стремительно вытесняются CA(T/P/W)I технологиями
Computer Assisted Personal Interviewing
Слайд 34Достоинства online опросов
оперативное решение маркетинговых задач
Исследовательский цикл: 5-10 рабочих
дней
экономия до 60% исследовательского «оффлайн»-бюджета
Возможность привлечения труднодоступных респондентов в
регионах
возможность узнать мнение респондентов - открытые вопросы
интерактивность
возможность использования видео, аудио, изображений
возможность проводить нестандартные исследования – virtual shopping
Отсутствие ошибок, связанных с переносом данных с бумажных на электронные носители
возможность контроля процесса исследования в онлайн режиме (менеджером агентства, клиентом) на клиентском портале
Отсутствие эффекта интервьюера
Высокий уровень откровенности респондентов
Слайд 35TNS Россия: Он-лайн дает более прямые и честные ответы…
Top 2
box net: strongly agree / agree
Слайд 36Ограничения online опросов
Возрастная группа 40+
Низкодоходные группы населения
Категории
с низким internet
penetration
Репрезентация городов с
населением до 500 000 человек
Слайд 37Кейс. Что мешает россиянам оплачивать онлайн-покупки банковскими картами?
Интернет-панель OMI
(март 2010)
Какие факторы являются для Вас отталкивающими при оплате онлайн-покупок
банковскими картами?
Доля согласившихся с утверждением, %
Слайд 38Интренет в портфеле российского исследователя 2007
Слайд 39Интренет в портфеле российского исследователя 2008
Marina Dianova, Mediacom
Слайд 40Схема работы панели домашнего потребления домохозяйств РОМИР
3000 домохозяйств
5200
покупателей
8500 потребителей
Слайд 41Потребительская и медиапанель
Распределение покупок по торговым сетям г. Москвы
- результаты
потребительской панели Ромир
МЕДИАПАНЕЛЬ TNS Gallup Media:
Мониторинговая информация помогает определить
рейтинг медиа, анализировать динамику аудитории, производить медиапланирование, производить анализ активности рекламодателей и изучать рынок медиа в целом.
Слайд 42Основные методы дескриптивных МИ: наблюдение
Наблюдение – процесс регистрации моделей поведения,
вариантов развития событий на систематической основе
Основные методы
наблюдения
личное наблюдение
ритейл
аудит
техническое
наблюдение
анализ следов
контент-анализ
Слайд 43Контент-анализ твиттер-активности президентского микроблога (08-10.2010)
Корреспонденты Slon.ru определили
самую популярную тему
твиттов Медведева
установили среднедневную норму сообщений
составили список наиболее упоминаемых
персон
озвучили никнеймы адресатов
Слайд 44Кейс. Техническое наблюдение
TNS: Мониторинг рекламы на TV 2010 http://www.tns-global.ru/rus/data/monitoring/index
Слайд 45Mix-методики сочетают в себе преимущества качественных и количественных исследовательских методов
: тестирование
Hall-test (холл-тест) - тестирование в специальном помещении товара и/или
его элементов (упаковка, рекламный ролик, качественные характеристики - вкус, цвет, запах, мягкость, плотность и т.д.).
Home-test (хоум-тест) - тестирование товара в домашних условиях (использование его по назначению)
Mystery shopping (мистери шоппинг) - метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества обслуживания с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей
Слайд 46Тестирование рекламы Ipsos
1 этап – количественная сессия
В ходе теста проводится
несколько количественных сессий, на которых каждая группа респондентов (25 или
50 человек) оценивают от 2 до 5 рекламных образцов используя пульты для голосования
После завершения часовой сессии, отобранные по ее итогам 7/8 респондентов участвуют в полуторачасовой фокус группе для обсуждения результатов, полученных на предыдущем этапе
2 этап – фокус-группа
Синергия данных
Слайд 47В то время как респонденты отвечают на каждый вопрос, клиент
видит на мониторе результаты голосования в реальном времени в соседней
комнате
Участие респондентов
Участие Клиента
Тестирование рекламы Наll-test
Слайд 48ВСЕ БУДЕТ ОХРУСТЕННО!
или…
Кейс «Выбор главного героя ролика»
Слайд 49Выявление наиболее подходящих персонажей для рекламы категории
Клиент
Бренд
Цель
Методология
CAWI
16..34, потребляющие категорию чаще
2-3 раз в месяц
3 города (разные типы рынков)
Кейс «Выбор главного
героя ролика»
ВСЕ БУДЕТ ОХРУСТЕННО!
(Computer Assisted Web Interview)
Слайд 50Имидж персонажей
Респонденты выбирают героя, который им нравится больше и характеризуют
его
Слайд 52 Тема 3. Маркетинговые исследования
1. МИ – функции, источники информации,
виды, цели и этапы
2. Поисковые
МИ
3. Итоговые МИ
3.1. Дескриптивные МИ
3.2. Причинно-следственные (каузальные) МИ
3.2. Причинно-следственные (каузальные) МИ
Слайд 53Основные определения
Цель каузального МИ - изучение закономерностей
Основной метод
каузального исследования – эксперимент. Эксперимент – управляемый процесс изменения независимых
переменных для измерения их влияния на зависимые переменные при исключении влияния посторонних факторов
Независимые – переменные, которыми
манипулирует исследователь и результат от воздействия которых измеряется
Зависимые – переменные, которые отражают действие независимых переменных
Посторонние факторы – все прочие, кроме независимых переменных, воздействующие на зависимые переменные
Слайд 54Цели маркетингового эксперимента
сопоставление эффективности различных рекламных каналов,
определение необходимости модификации
товара,
определение целесообразности введения скидки
изменение графиков работы точек продаж
определение
размеров упаковки
Самый дорогой вид эксперимента – пробный рынок, самый распространенный - исследование ценовой чувствительности спроса, тестирование и определение эффективности рекламы
Слайд 55Достоверность эксперимента
Внутренняя достоверность эксперимента - верные выводы о влиянии независимой
переменной на выборочную совокупность единиц, представляющих зависимые переменные
Достоверные выводы относительно
всей генеральной совокупности – обобщение причинно-следственной зависимости – это внешняя достоверность эксперимента.
Слайд 56Способы контроля посторонних факторов
Слайд 57Эксперимент «ЭРМАНН – СУПЕРМАРКЕТ» С 14 МАРТА ПО 11 АПРЕЛЯ
2008г.
Цель: количественная оценка влияния
факторов мерчендайзинга на объемы продаж
Исследуемый
товар - молочная продукция «Эрмигурт» - prebiotic вязкий 135г. 5 вкусов
два супермаркета одной сети - ТД «ДА». В одном ( ул. Вешняковская д.18Б) проводились все запланированные изменения, в другом (ул. Сормовская д.6) - отслеживались продажи при стабильной ситуации на полке
продажи в магазине со стабильной выкладкой практически не менялись
Исходное положение товара: 3 полка ( из 6 полок по высоте) -уровень руки, 5 вкусов по 3 фейсинга каждый
Слайд 58
Эксперимент ЭРМАНН – СУПЕРМАРКЕТ «Trade Marketing Agency RusInfo»
ПОЛКА
Перемещение товара
с «уровня руки» на «уровень глаз» ( с 3 на
4 полку), без изменения количества фейсингов, сопровождалось увеличением продаж на 34,7 %
В теории мерчандайзинга с точки зрения объемов продаж эти полки считаются практически равноценными
Слайд 59Эксперимент «ЭРМАНН – СУПЕРМАРКЕТ»
ФЭЙСИНГИ
При неизменном положении товара на 4 полке
увеличение количества фейсингов в два раза (с 3 до 6
пл каждому SKU) сопровождалось ростом продаж на 18,3%,
а уменьшение с 3 до 1 - снижением продаж на 1,7%
Слайд 60Эксперимент «ЭРМАНН – СУПЕРМАРКЕТ»
Использование шелф-органайзера, не привело к изменениям в
объемах продаж (товар и так находился на ключевом месте -
на уровне глаз)
Вероятно, использование данного POS материала помогло бы нам в "мертвых" зонах торгового оборудования
Слайд 61Пробный маркетинг
Пробный маркетинг (или тестирование рынка) – это вид
контролируемого эксперимента, который проводится на ограниченной части всего рынка, называемой
пробным рынком.
Цели: 1.оценка степени успешности вывода нового продукта на рынок; 2. апробирование различных комбинаций маркетинговых мероприятий.
Стандартный
Пробный рынок
Рыночное тестирование
без дополнительных
усилий по сбыту
Независимые перемен-
ные: продукт, цена, ин-
тенсивность продвиже-
ния
Контролируемый
пробный рынок
Эксперимент осуществля-
ет специализированная
фирма, которая
гарантирует продажи и
проводит панели
торговых точек
Моделируемый
Пробный рынок
Искусственно созданный
пробный рынок, где проводит-
ся наблюдение за покупками
предварительно отобранных
покупатедей. Математи-
ческими методами оцени-
вается будущая доля рынка
Классификация приемов пробного маркетинга
Слайд 624.1. Анкета – инструмент сбора и измерения информации
Анкета – это
структурированная форма сбора и измерения данных, состоящая из серии вопросов
различных типов
Структура анкеты – это модель информации, которая описывает изучаемую предметную область
Из анкет получают 3 вида информации:
Слайд 63Вопросы анкеты
У анкеты должен быть заголовок и вводная информация: кто
и с какой целью проводит исследование. Полезно стимулировать участников опроса
В начале должны стоять скрининговые вопросы (для отбора респондентов)
Анкета должна начинаться простыми вопросами
На открытые вопросы респондент отвечает своими словами. Размещаются в начале анкеты
Закрытые вопросы предполагают выбор вариантов ответов и формат ответа. Могут быть:
многовариантными
альтернативными(два варианта ответа + нейтральный – не знаю)
предусматривающими использование шкалы
Фильтрующий вопрос, помогает оценить осведомленность респондента. Кроме того, рекомендуется давать вариант ответа «не знаю»
Слайд 64Вопросы основной части анкеты
Сначала должны располагаться общие вопросы, затем –
конкретные (туннельный метод)
На втором месте – вопросы об имеющемся опыте
На
третьем месте могут располагаться вопросы об отношениях, предпочтениях
Вопросы, к которым респондент наиболее чувствителен, следует расположить в конце
По ходу анкеты полезно размещать вопросы-детекторы – перефразированные вопросы по основной тематике опроса для проверки правдивости ответов