Слайд 1Конфуций
Тема:
Выполнила:
студентка 1 курса
направления «Менеджмент» Мустафина Г.Ш.
Слайд 2Конфуций(551—479 до н.э.)
древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое
влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской
системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю.
Слайд 3 Конфуций(551—479 до н.э.) был потомком знатного рода Кун.
Он был сыном 63-летнего военного Шу Лянхэ и 17-летней наложницы
по имени Янь Чженцзай. Отец вскоре скончался, и, опасаясь гнева его старшей жены , мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину в г. Цюйфу .
Слайд 4 С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая
семья жила в бедности. Однако его мать рассказывала сыну о
великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу.
Слайд 5 Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал
в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по
Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников.
Слайд 6 Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя
составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо
почитаемой книгой конфуцианства, где были изложены его взгляды на государство и управление.
Слайд 7 Конфуций трактует государство как большую семью, где отношения
правящих и подданных представлены как семейные отношения: младшие зависят от
старших, власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца. Управление людьми, по Конфуцию, должно осуществляться не посредством жестких законов, а посредством системы исторически сложившихся норм поведения людей и ритуалов —ли. В основе представления о ли лежала идея Конфуция об исконном и неизменном делении всех людей на тех, кто управляет, и тех, кем управляют.
Слайд 8 Об этом же говорил последователь Конфуция МэнЦзы (372-289
гг. до н.э.) в трактате «Мэнцзы»: «Разве можно управлять Поднебесной,
занимаясь одновременно с этим земледелием? Есть занятия больших людей и есть занятия маленьких людей... Поэтому-то и говорят: «одни напрягают свой ум, другие напрягают свою силу. Тот, кто напрягает свой ум, управляет людьми. Тот, кто напрягает свою силу, управляется людьми. Тот, кто управляет людьми, кормится за счет людей, а управляемый людьми кормит людей. Таков всеобщий закон Поднебесной».
Слайд 9 Конфуций и его последователи выступали за добродетель и
против насилия как метода государственного управления. «Зачем, Управляя государством, убивать
людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».
Слайд 10 По мнению Конфуция народ не способен самостоятельно осознать
своих целей и встать на путь самосовершенствования, он может лишь
подражать образцу.
Слайд 11Чтобы стать примером для людей, он выделил пять постоянств праведного
человека :
«Жень»- милосердие, человеколюбие
«И»- справедливость, чувство долга
«Ли»- знание правил поведения
«Чжи»-
рассудительность, мудрость
«Синь»- искренность, добросовестность
Слайд 12 Немалое место в трактате «Беседы и суждения»
уделено конкретным практическим советам в области управления, в частности в
управлении персоналом. «Опирайтесь на помощников, прощая им мелкие провинности; привлекайте к службе добродетельных и способных».
Слайд 13 «Дельный чиновник должен уметь все слышать и
видеть, отбрасывать сомнительное и недостоверное и осторожно высказывать свое мнение;
избегать рискованного и опасного и действовать с осмотрительностью. Только тогда он может рассчитывать на успех. Никогда не следует бросаться словами, если не можешь подтвердить их делами».
Слайд 14 Другому своему ученику Цзы-ся, когда тот занял важный
административный пост, Конфуций советовал: «Не спеши с решениями, не перегружайся
мелочами. Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах — не сумеешь решить крупные проблемы».
Слайд 15
Своими трудами Конфуций внес большой вклад в развитие всемирной управленческой
мысли. Он первым поставил в теории управления вопрос об этике
управленческого труда. Он считал, что:
существуют четкие этические принципы, которые управленец не может нарушать;
нарушение этих принципов — одна из главных причин противоречий между управляющими и управляемыми;
соблюдение золотого правила этики : «чего не желаешь себе, не делай и другим»;
правила управленца: справедливость, искренность, честность.
Слайд 16Механизмы в управлении людьми:
людьми можно управлять на основе законов;
людьми
можно управлять на основе страха наказания, в таком случае они
не будут совершать дурных поступков, однако в их сердцах не будет отвращения к дурному, поэтому они всегда потенциально будут готовы к преступлению;
только управление людьми на основе их умственного и нравственного развития способно заставить человека стыдиться дурных дел.
Слайд 17Литература
1.Книга «Беседы и суждения» Конфуция.
2.Классическое конфуцианство. Т. 1 — СПБ:
«Издательский дом „Нева“»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000
3.Учебная литература / История управленческой мысли
- Маршев В.И - 2005