Слайд 3
При решении возлагаемых задач по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности полиция взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и
муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. В качестве основополагающего принципа деятельности полиции закреплен принцип «Взаимодействие и сотрудничество». Взаимодействие может выражаться в оказании содействия указанным выше субъектам, а также в использовании полицией их возможностей. Службы и подразделения полиции оказывают содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка и организуется выше стоящими органами в интересах подчиненных подразделений.
Содержание главы предполагает изучение классификации форм участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Взаимодействие полиции с негосударственными формированиями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности.
См.: ст. 10 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Слайд 41. Взаимодействие полиции с представителями федеральных органов государственной власти и
органами местного самоуправления
Вопросы взаимодействия полиции с другими федеральными органами исполнительной
власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отражаются не только в федеральном законодательстве, но и в ведомственных нормативно-правовых актах МВД России. Однако до настоящего времени нет четко выработанного и нормативно закрепленного подхода к определению таких понятий как: формы и методы рассматриваемого взаимодействия; разграничение направлений деятельности возможного взаимодействия полиции с федеральными органами исполнительной власти, представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями местного самоуправления.
В свою очередь Федеральный закон «О полиции» устанавливает полномочия полиции по реализации совместной деятельности с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями местного самоуправления по различным направлениям деятельности в сфере внутренних дел. Так к обязанностям полиции относится: осуществление совместной деятельности с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка при проведении публичных, массовых мероприятий; информирование высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов
Слайд 5государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного
самоуправления о состоянии правопорядка на соответствующей территории; предоставление по межведомственным
запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведений о наличии у лиц непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления. Таким образом, взаимодействие полиции с иными органами государственной власти и местного самоуправления выражается, во-первых, в осуществлении совместных действий, во-вторых, в информационном обмене, в-третьих, в предоставлении определенного рода сведений.
Что касается взаимодействия полиции с другими федеральными органами исполнительной власти, то в соответствии с ФЗ «О полиции» подразделения и службы полиции оказывают содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации; участвуют в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима; оказывают содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации, участвуют совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных
Слайд 6правонарушений; оказывают содействие судебным приставам при осуществлении розыска гражданина -
ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или
розыска ребенка по исполнительным документам; направляют материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, отнесенных к полномочиям налоговых органов. К числу федеральных органов исполнительной власти, с которыми полиция взаимодействует при решении задач, направленных на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности относятся: пограничные органы Федеральной службы безопасности; Федеральная служба судебных приставов; органы здравоохранения; налоговые органы.
Слайд 7Пограничные органы Федеральной службы безопасности
Слайд 8Федеральная служба судебных приставов
Слайд 11Согласно нормам Приказа МВД России от17.10.2013 № 850 «Об утверждении
Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации»МВД России осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Министерство внутренних дел Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами и организациями представляет Министр. Основными направлениями указанного взаимодействия являются:
- Согласование проектов планов и показателей деятельности МВД России, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы;
- Исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
Российская газета, № 262, 21.11.2013 года.
2 Российская газета, № 262, 21.11.2013 года.
Слайд 12- Внесение предложений МВД России о включении проектов федеральных законов
в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации;
- Подготовка проектов
заключений, поправок к проектам федеральных законов, проектов официальных отзывов Правительства Российской Федерации на законопроекты;
- Организация работы с поступившими в МВД России парламентскими запросами, запросами и обращениями членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и контроль за их рассмотрением;
- Обеспечения доступа к информации о деятельности МВД России.
Главная цель взаимодействия - это обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для успешного решения общих задач, осуществляется путем работы по соблюдению принципов взаимодействия и достижению конечного положительного результата. В свою очередь взаимодействие и взаимная помощь должны быть четко согласованы, как по цели (задаче) действий, так по месту и времени проведения совместных мероприятий. Для этого необходимо выработать четкий алгоритм действия по взаимодействию подразделений и служб полиции с различными институтами государственной власти, общественными объединениями и гражданами и закрепить его соответствующими нормативно-правовыми актами федерального, местного и ведомственного значения.
Слайд 132. Особенности взаимодействия нарядов патрульно-постовой службы
полиции с представителями органов
государственной власти и
органов местного самоуправления
Слайд 14В системе подразделений и служб полиции одним из ведущих элементов
по профилактике преступлений и административных правонарушений, защите жизни, здоровья, прав
и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является патрульно-постовая служба полиции.
На основе сведений полученных из сообщений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных объединений и организаций, а также заявлений граждан, осуществляется сбор информации, необходимой при изучении оперативной обстановки, состояние которой учитывается при принятии решения по организации патрульно-постовой службы полиции.
Во время несения службы наряды патрульно-постовой службы полиции обязаны оказывать содействие сотрудникам других подразделений органов внутренних дел, а также представителям иных правоохранительных органов при выполнении ими служебных обязанностей; знать правовые акты местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка, требовать от граждан их неукоснительного исполнения.
Кроме того, наряды патрульно-постовой службы полиции обязаны осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами возможного появления и укрытия лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы, а также знать на патрулируемой территории
Слайд 15несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно
или с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных
местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних. Указанная деятельность нарядов полиции осуществляется во взаимодействии с подразделениями Федеральной службой исполнения наказания, которые выполняют функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Согласно статье 62 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сотрудники органов внутренних дел, в пределах предоставленных им полномочий обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, а также при проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства, когда патрульный (постовой) полицейский руководствуется федеральными законами, регламентирующими правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации, обращает внимание на место и срок действия регистрации национального паспорта, См.: ст.1 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Российская газета № 3607 от 19 октября 2004 г.
См.: СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
Слайд 16документов, подтверждающих правомерность пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок
(даты - штампа), подтверждающих пересечение Государственной границы Российской Федерации и
регламентируются Приказом Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2013 г. № 338/587 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
При обнаружении на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья вызывается на место скорая медицинская помощь. Доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается. Данная деятельность, является примером взаимодействия ППСП с органами здравоохранения.
Таким образом, субъектами взаимодействия нарядов патрульно-постовой службы полиции могут выступать:
- государственные и муниципальные органы;
- органы уголовно-исполнительной системы;
Слайд 17- подразделения федеральной миграционной службы (как входящие в состав МВД);
-
органы здравоохранения.
Вступая во взаимоотношения с органами государственной власти и в
первую очередь с сотрудниками иных правоохранительных органов наряды полиции через соответствующих руководителей (командный состав ППСП, дежурной части ОВД) осуществляют так называемое внешнее (межведомственное) взаимодействие.
Слайд 183. Взаимодействие патрульно-постовых нарядов полиции с негосударственными и общественными организациями
при предупреждении и пресечении правонарушений
Наряды патрульно-постовой службы полиции при выполнении
служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности осуществляют взаимодействие с различными негосударственными организациями и общественными объединениями граждан и их представителями, в том числе такими как:
- частные охранные организации;
- муниципальные народные дружины;
- советы общественных пунктов охраны порядка;
- народные дружины административно-территориальных образований;
- студенческие дружины учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- дружины по охране правопорядка всероссийского общества «Союз казаков»;
- казачьи общества муниципальных образований (в соответствии с административно-территориальным делением территории Российской Федерации);
- всероссийское общество охраны памятников истории и культуры.
Слайд 19Указанное выше взаимодействие осуществляется нарядами патрульно-постовой службой полиции при исполнении
обязанностей в различных формах, в том числе таких, как:
- совместные
действия по охране общественного порядка в общественных местах на маршрутах патрулирования и постах;
- совместное проведение инструктажей личного состава подразделений патрульно-постовой службы полиции и членов некоммерческих объединений граждан (негосударственных и общественных организаций) правоохранительной направленности;
- систематический обмен информацией об изменениях в: оперативной обстановке, использовании сил и средств органов внутренних дел, криминогенной ситуации на территории, где наряды патрульно-постовой службы полиции и члены некоммерческих объединений граждан (негосударственных и общественных организаций) правоохранительной направленности выполняют свои обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах.
В соответствие с требованиями нормативно-правовых актов патрульно- постовые наряды обязаны:
1. Взаимодействовать с общественными формированиями правоохранительной направленности, задействованными в обеспечении правопорядка, в пределах своей компетенции оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
Слайд 202. Знать объекты, охраняемые персоналом ЧОО в районе поста (маршрута),
и контролировать их деятельность при несении патрульно-постовой службы, проведении мероприятий
по охране общественного порядка.
3. Обеспечивать взаимодействие с ЧОО в случае принятия решения на их привлечение к охране общественного порядка.
4. Информировать руководителей территориального органа МВД России о выявленных нарушениях в деятельности представителей общественных формирований правоохранительной направленности, работников ЧОО письменно.
Таким образом, можно выделить основные направления совместной деятельности нарядов патрульно-постовой службы полиции с негосударственными организациями и общественными объединениями граждан по осуществлению мероприятий в сфере охраны общественного порядка в общественных местах.
Слайд 21К таким направлениям относятся:
- привлечение общественных формирований правоохранительной направленности к
выполнению определенных полномочий по обеспечению общественного порядка в общественных местах;
-
оказание помощи (информационной, тактической, правовой и т.д.) в осуществлении возложенных на общественные формирования правоохранительной направленности задач по обеспечению общественного порядка;
- осуществление контроля над деятельностью частных охранных организаций при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;
- выявлять нарушения в деятельности представителей общественных формирований правоохранительной направленности и работников ЧОО при выполнении деятельности по охране общественного порядка.
Слайд 22Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 17 апреля 2013
г. № 211 г. Москва «Об утверждении типовых форм соглашений
о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» в рамках содействия органам внутренних дел (полиции) в обеспечении правопорядка обязует частные охранные организации участвовать в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий; незамедлительно информировать правоохранительные органы о ставших им известных нарушениях общественного порядка; содействовать в розыске лиц.
Вопросы рассматриваемого взаимодействия регламентированы не только нормативно-правовыми актами МВД России, но также нормативными правовыми актами, предусматривающими содержание деятельности различных объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и частных охранных организаций как субъектов правоохраны.
Например, в соответствие с Постановлением Правительства Москвы № 14-ПП «Об утверждении Положения о Московской городской народной дружине» основными формами деятельности Московской городской народной дружины
Слайд 23являются: а) совместное патрулирование народных дружинников с сотрудниками органов внутренних
дел на маршрутах в системе единой дислокации сил и средств
в соответствии с утвержденными планами и графиками совместной работы; б) дежурство народных дружинников для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий; в) участие народных дружинников в мероприятиях правоохранительных органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений; г) использование средств массовой информации в целях пропаганды правовых знаний, профилактики правонарушений, формирования у населения уважительного отношения к закону.
Необходимо обратить внимание на административно-правовой статус объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка исходя из особенностей которого, можно выделить классификацию, включающую в себя: 1) государственно-общественные объединения (реализованные в виде народных дружин и общественных пунктов охраны порядка); 2) общественно-государственные объединения (действующие в виде народных дружин, созданных по инициативе граждан с обязательным участием в их деятельности органов государственной власти); 3) общественные объединения, у которых охрана общественного порядка является основной уставной целью (к ним относятся казачьи дружины по охране общественного порядка); 4) общественные объединения, у которых охрана общественного порядка является дополнительной уставной целью создания (к ним относятся Всероссийское общество охраны природы, Всероссийское общество автомобилистов и др.).
Слайд 24Под государственно-общественными объединениями граждан следует понимать - объединения граждан, созданные
по инициативе органов государственной власти в целях оказания содействия органам
государственной власти и правоохранительным органам в сфере охраны общественного порядка, состоящие из граждан Российской Федерации, добровольно, на безвозмездной основе принятых в его состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения. Примером данной организационно-правовой формы объединений граждан, правоохранительной направленности является Московская городская народная дружина, которая создается в целях оказания населением города Москвы содействия органам государственной власти г. Москвы и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из жителей г. Москвы, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения – Московского городского штаба народной дружины. Таким образом, данная организационно-правовая форма обусловлена тем, что граждане, входящие в состав дружины являются представителями общественности, а руководство данными гражданами в рамках объединения в дружину, представляют государственную власть, в данном случае Правительство г. Москвы, которое и инициирует создание городской народной дружины.
Под общественно-государственными объединениями граждан – понимать добровольные некоммерческие образования, созданные по инициативе граждан с обязательным участием в их деятельности органов государственной власти, для См.: ст.1 Закона г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине»// Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2002.№ 31.
Слайд 25реализации общих целей, указанных в уставе общественно-государственного объединения.
Кроме рассмотренных государственно-общественных
и общественно-государственных на территории Российской Федерации участие в охране общественного
порядка принимают объединения граждан, созданные в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» у которых охрана общественного порядка, является основной уставной функцией их создания. К таким объединениям могут относиться муниципальные народные дружины субъектов Российской Федерации, казачьи объединения, такие как Всероссийское общество «Союз казаков» и казачьи общества, созданные в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях» и д.т.
В заключение, необходимо отметить, что в качестве основного показателя деятельности нарядов патрульно-постовой службы полиции при осуществлении контроля путем проведения систематических проверок, является уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах. Таким образом, на наряды ППСП кроме указанных выше направлений деятельности возлагается обязанность по организации на территории маршрута, поста патрулирования качественного и продуктивного процесса взаимодействия с субъектами правоохраны. При этом ни одним нормативно-правовым актом критерии необходимой организации не установлены.
Слайд 264. Обязанности патрульных и постовых нарядов полиции по
взаимодействию с
гражданами по охране общественного порядка
Что касается граждан, изъявивших желание оказывать
помощь полиции и привлекаемых к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе, то их деятельность регламентируется Приказом МВД России № 8 от 10 января 2012 г. «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции». Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
2. Предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений.
3. Розыск лиц.
4. Обеспечение правопорядка в общественных местах.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения.
6. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Ответственный сотрудник органа внутренних дел обязан:
1. Давать внештатному сотруднику полиции конкретные поручения, инструктировать о способах их выполнения и контролировать их исполнение.
2. Участвовать в проведении занятий по обучению внештатного сотрудника полиции формам и методам работы по охране правопорядка и профилактике правонарушений.
3. Повышать правовую грамотность внештатных сотрудников полиции.
4. Распространять положительный опыт деятельности внештатных сотрудников полиции, вносить предложения по ее совершенствованию в органе внутренних дел.
Слайд 27Ответственному сотруднику органа внутренних дел (участковому уполномоченному полиции) запрещается:
1. Поручать
внештатному сотруднику полиции самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в
проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях.
2. Привлекать внештатного сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его жизни и здоровья.
3. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.
Эффективность деятельности внештатного сотрудника полиции оценивается не реже одного раза в год. Результаты оценки оформляются рапортом ответственного сотрудника органа внутренних дел и докладываются руководителю органа внутренних дел с выводом о целесообразности продолжения дальнейшего сотрудничества.
К сожалению, Уставом ППСП деятельность нарядов патрульно-постовой службы полиции по привлечению внештатных сотрудников полиции к охране правопорядка не регламентирована.