Разделы презентаций


Тема 3

Содержание

План Категория «бытие» и ее роль в философии.Понятие материи. Историческое изменение представлений о материи.Уровни организации материи.Свойства материи.Всеобщие и специфические свойства пространства и времени.Диалектика. Законы диалектики.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 3.
«Философия бытия и материя»

Тема 3. «Философия бытия и материя»

Слайд 2План
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Понятие материи. Историческое

изменение представлений о материи.
Уровни организации материи.
Свойства материи.
Всеобщие и специфические свойства

пространства и времени.
Диалектика. Законы диалектики.
План Категория «бытие» и ее роль в философии.Понятие материи. Историческое изменение представлений о материи.Уровни организации материи.Свойства материи.Всеобщие

Слайд 3

Онтология
Онтология – один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия

– одну из главных в философии. Становление философии начиналось именно

с изучения проблемы бытия.
ОнтологияОнтология – один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия – одну из главных в философии. Становление

Слайд 4Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная субстанция,

которая включает в себя все.
Небытие – полное отсутствие чего-либо.

Полное ничто

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная субстанция, которая включает в себя все. Небытие –

Слайд 5Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир,

- это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Разнообразие

мира не поддаётся счёту. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств

Слайд 6Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители

заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях

сохраняются.

Эту постоянно сохраняющуюся основу всех вещей они назвали первоматерией.

Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей

Слайд 7Представления о материи в истории философии
Представления о материи в истории

философии не единожды изменялись.
Причина этого
Развитие философии и других наук

Представления о материи в истории философииПредставления о материи в истории философии не единожды изменялись.Причина этого Развитие философии

Слайд 8Античная философия

Античная         философия

Слайд 9Античная философия
Древние философы стремились найти единое начало, но такое, которое

дано не чувствам, а уму
Не случайно Демокрит выколол себе глаза,

чтобы чувственно-образный мир не мешал видеть подлинное, истинное бытие.

Демокрит
ок.460-ок.370 до н.э.

Античная философияДревние философы стремились найти единое начало, но такое, которое дано не чувствам, а умуНе случайно Демокрит

Слайд 10Парменид
бытие есть вечное и неизменное единство;
противостоящее ему подвижное многообразие

является небытием;
бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей

определенности и утрачивающих частную определимость;
одно и то же — мышление и бытие
Парменидбытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств,

Слайд 11принцип организации эмпирических явлений:
«логос»
«число»
Гераклит
Пифагор

принцип организации эмпирических явлений:«логос»«число»ГераклитПифагор

Слайд 122.определенные начала бытия 
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
«корни»
«семена»
«атомы»

2.определенные начала бытия ЭмпедоклАнаксагорДемокрит«корни»«семена»«атомы»

Слайд 13Платон
Учение об «идеях»
Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм

или сущностей — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного

мира. 
ПлатонУчение об «идеях»Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм или сущностей — «идей» — отражением которых

Слайд 14аристотель
Появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как

высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи,

попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть».
аристотельПоявляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной

Слайд 15Материя как фундаментальная онтологическая категория

Материя как фундаментальная онтологическая категория

Слайд 16 В основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как

бы вылеплены все вещи
материя
Фалес

 В основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как бы вылеплены все вещиматерияФалес

Слайд 17Материя
От латинского materia –
вещь, вещество
В философии понимается как

вещественное начало мира в отличие от духовного начала
Категория, объединяющая всё

многообразие предметов, систем окружающего мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии
Материя От латинского materia – вещь, веществоВ философии понимается как вещественное начало мира в отличие от духовного

Слайд 18Материя
Философская категория
Обозначает объективную реальность
Реальность, независимую ни от отдельного человека,

ни от человечества в целом

Материя Философская категорияОбозначает объективную реальностьРеальность, независимую ни от отдельного человека, ни от человечества в целом

Слайд 19Античные философы о материи
Первоначало
Фалес Милетский
Вода
Анаксимен
ок.585- 525 до н.э.
Воздух


Гераклит
544-483
до н.э.
Огонь
Эмпедокл 490-430 до н.э.
Вода, огонь, воздух,

земля
Античные философы о материиПервоначало Фалес МилетскийВода Анаксименок.585- 525 до н.э.Воздух Гераклит544-483 до н.э. Огонь Эмпедокл 490-430 до

Слайд 20Гераклит
Демокрит

ГераклитДемокрит

Слайд 21Античная философия
Мир Материи – небытие, Мир Идей – истинное бытие
Платон


427-347 до н.э.
Материя – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в

форме. Форма придаёт материи содержание и позволяет существовать

Аристотель 384-322 до н.э.

Античная философияМир Материи – небытие, Мир Идей – истинное бытиеПлатон 427-347 до н.э.Материя – пассивное, неорганизованное начало,

Слайд 22Философия средних веков

Философия средних веков

Слайд 23Средневековая философия
Августин Блаженный
354-430
Материальные вещи противопоставлялись духовным образованиям – Богу, божественному

миру, ангелам и т.д.

Средневековая философияАвгустин Блаженный354-430Материальные вещи противопоставлялись духовным образованиям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д.

Слайд 24Бытие и материя в средневековой философии V-XV вв.
В Средние века

понятие бытия было связано с божественным творением мира. Единственным полным

и истинным бытием признается Бог. Все остальное же рассматривается как его творения, лишь частично содержащие в себе бытие.

Бытие и материя в средневековой философии V-XV вв.В Средние века понятие бытия было связано с божественным творением

Слайд 25Представители схоластики выделяли истинное (божественное) бытие и неистинное (сотворенное) бытие.



Одним из представителей схоластики является Фома Аквинский. Он считал, что

акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только Бог — подлинное, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты.

Представители схоластики выделяли истинное (божественное) бытие и неистинное (сотворенное) бытие. Одним из представителей схоластики является Фома Аквинский.

Слайд 26
Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Он считал, что

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и

назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место.

Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Он считал, что Бог сотворил материю и наделил её

Слайд 27Философия эпохи возрождения

Философия эпохи возрождения

Слайд 28Материя
Материя (по Дж. Бруно) - это активный творческий принцип, который

существует в слиянии с формой.
Вселенная предстала перед человеком как

бесконечная материя, движущаяся по внутренне присущим ей закономерностям.
МатерияМатерия (по Дж. Бруно) - это активный творческий принцип, который существует в слиянии с формой. Вселенная предстала

Слайд 29Бытие
Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в

своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической

деятельности человека.
По мнению Николая Кузанского, природа является производной от Бога, который рассматривается как высшее абсолютное бытие.
БытиеБытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности прежде всего природа, как объект

Слайд 30Философия Нового времени

Философия Нового времени

Слайд 31Философия Нового времени
В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с

понятием «вещество»
Материя -
совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов,

совершающих механическое движение в пустоте
Философия Нового времени В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество»Материя - совокупность абсолютно плотных, неделимых

Слайд 32Бытие в новое время

Для философов-материалистов бытие – это материальный

мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от

лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность.

Идеалисты

Материалисты


Для представителей идеалистической философии было характерным распространение понятия бытия не только и даже не столько на материю, сколько на сознание, духовное.

Бытие в новое время Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова

Слайд 33Философы Нового времени в основном связывают проблему бытия лишь с

человеком, отказывая бытию в объективности
Декарт утверждал, что акт мышления -

я мыслю - есть самое простое и самоочевидное основание существования человека и мира. Он сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это означало, что бытие стало субъективным.

Хайдеггер это выразил следующим образом: «Бытие сущего стало субъективностью». В дальнейшем Кант писал о бытии, зависимом от познания. Представители эмпириокритицизма видели единственную бытийную основу в человеческих ощущениях, а экзистенциалисты прямо заявляли, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.

Философы Нового времени в основном связывают проблему бытия лишь с человеком, отказывая бытию в объективностиДекарт утверждал, что

Слайд 34В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество»
Материя-

совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение

в пустоте

Механистический материализм– это материализм Нового времени – периода развития частных наук. Здесь понимание материи связывается со свойствами, присущими всем вещественным предметам: с наличием массы, с протяженностью, со способностью к механическому перемещению. Эти признаки материи почерпнуты из классической механики Галилея, Ньютона, Декарта и др.

В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество» Материя- совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов,

Слайд 35Философия И.Канта

Философия И.Канта

Слайд 36Иммануил Кант

Иммануил Кант

Слайд 37Бытие по И.Канту
Определение бытия по И.Канту: «Оно есть только полагание

вещи или некоторых определений само по себе».
Не отрицая существования вещей

самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения: «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.

Бытие по И.КантуОпределение бытия по И.Канту: «Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе».Не

Слайд 38Материя по И.Канту
Он утверждал, что пространство и время суть чистые

формы всякого чувственного наглядного представления, что они не являются свойствами

самих вещей, а даны до всякого опыта (априорно), являются формами чувственного созерцания. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве и времени, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве и времени реальных тел.
Концепция Канта отрицает объективное существование пространства и времени. По Канту, «вещи в себе» непространственны и невременны.
Материя по И.КантуОн утверждал, что пространство и время суть чистые формы всякого чувственного наглядного представления, что они

Слайд 39Философия Л.Фейербаха

Философия Л.Фейербаха

Слайд 40Представитель антропологического
материализма
Фейербах Людвиг 1804-1872 – немецкий философ.

Представитель антропологического материализмаФейербах Людвиг 1804-1872 – немецкий философ.

Слайд 41Материя Л. Фейербаха
Под материей Фейербах понимает природу и человека,

«поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим».
Ведя борьбу

с гегелевским отождествлением объекта и субъекта, материи и духа, Фейербах отстаивает материалистическое положение о существовании природы до человека.
Материя Л. Фейербаха Под материей Фейербах понимает природу и человека, «поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно

Слайд 42Бытие Л. Фейербаха
Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах

рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не

противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна.
Бытие Л. Фейербаха Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной,

Слайд 43Философия Г.Гегеля

Философия Г.Гегеля

Слайд 44Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Гегель пишет : "Здравый человеческий рассудок, как

часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть,

либо его нет. Третьего не дано. То, что есть, не начинается. То, чего нет, – тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность начала" .
Георг Вильгельм Фридрих ГегельГегель пишет :

Слайд 45Бытие
В философии Гегеля категория бытия вновь обрела свое первостепенное значение для философии.

Гегель понимал бытие как "исчезающее", переходящее в "небытие", становление.

Бытие В философии Гегеля категория бытия вновь обрела свое первостепенное значение для философии. Гегель понимал бытие как

Слайд 46Материя
Пассивна
Лишена определенности
Совершенно абстрактна

Материя Пассивна Лишена определенности Совершенно абстрактна

Слайд 48Философия К.Маркса

Философия К.Маркса

Слайд 49Карл Генрих Маркс
Маркс согласен с материалистами в том, что «материя

не яв­ляется продуктом разума, но сам разум яв­ляется просто высшим

продуктом мате­рии». Маркс возражал против того, что Фейербах не обобщил следствия из своей философии на сферу обществен­ных отношений, ибо «он вовсе не хотел уп­разднить религию; он хотел ее усовершен­ствовать».
Карл Генрих МарксМаркс согласен с материалистами в том, что «материя не яв­ляется продуктом разума, но сам разум

Слайд 50Бытие
Карла Маркса больше занимало конкретное социальное бытие. Он был убежден,

что «реальная сущность человека — это то­тальный итог его социальной

сущности». За вычетом таких очевидных биологических фактов, как потребность в пище, Маркс склонен был принижать зна­чение индивидуального бытия. Как он счи­тал, то, что истиино для одного человека в одно время и в одном обществе, будет ис­тинным и для всех, во все времена и везде
БытиеКарла Маркса больше занимало конкретное социальное бытие. Он был убежден, что «реальная сущность человека — это то­тальный

Слайд 51Конец атомистической концепции строения материи
В конце XIX века было сделано

открытие о делимости атома и его строении: атом состоит из

более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов

Веществом стали называть один из видов материи

Конец атомистической концепции строения материиВ конце XIX века было сделано открытие о делимости атома и его строении:

Слайд 52Философия
XX века

Философия XX века

Слайд 53В ХХ веке широкое распространение получило определение материи, сделанное В.И.Лениным
Владимир

Ильич Ленин
1870-1924


Материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания.
В.И.Ленин

В ХХ веке широкое распространение получило определение материи, сделанное В.И.ЛенинымВладимир Ильич Ленин1870-1924Материя есть объективная реальность, существующая вне

Слайд 54Современное понимание материи
С позиций современной науки и философии реальность, существующая

в человеческом сознании, тоже материальна
Материя есть то, из чего сформирована

объективная и субъективная реальность
Современное понимание материиС позиций современной науки и философии реальность, существующая в человеческом сознании, тоже материальнаМатерия есть то,

Слайд 55Уровни организации материи
Неживая природа
Биологический уровень
(живая природа)
Социальный уровень (общество)

Уровни организации материиНеживая природаБиологический уровень (живая природа)Социальный уровень (общество)

Слайд 56Таблица «Уровни материи»

Таблица «Уровни материи»

Слайд 57Материя
Материя
Существует вечно, не имеет ни начала, ни конца
Постоянно

видоизменяется и переходит из одного состояния в другое
Материя неисчерпаема в

своих формах, видах и состояниях
Материя Материя Существует вечно, не имеет ни начала, ни концаПостоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в

Слайд 58Свойства материи
Движение
Пространство
Время
Отражение
Системность

Свойства материиДвижение Пространство Время Отражение Системность

Слайд 59Пространство
Пространство
Способность материальных тел занимать определённое местоположение, граничить или

располагаться относительно других материальных тел
Размерность физического пространства в макромире равна

трём: длина, ширина и глубина
Пространство Пространство Способность материальных тел занимать определённое местоположение, граничить или располагаться относительно других материальных телРазмерность физического пространства

Слайд 60Время
Время
Длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм

или темп
Размерность времени в физическом макромире равна единице: время течёт

в одном направлении – из прошлого через настоящее в будущее
Время Время Длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм или темпРазмерность времени в физическом макромире равна

Слайд 61Движение - неотъемлемое свойство, атрибут материи
Движение
Всякое изменение и

взаимодействие материи
Всякая вещь находится в постоянном движении – даже покоящийся

камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит
Движение - неотъемлемое свойство, атрибут материи Движение Всякое изменение и взаимодействие материиВсякая вещь находится в постоянном движении

Слайд 62Формы движения материи

Формы движения материи

Слайд 63Отражение
Отражение
Способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной

системы при условии взаимодействия этих систем
Отражение бывает физическим, химическим, механическим

и биологическим. Каждый последующий вид включает в себя все предыдущие. Последний вид наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы
Отражение Отражение Способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной системы при условии взаимодействия этих системОтражение бывает

Слайд 64Таблица «Виды отражения»

Таблица «Виды отражения»

Слайд 65Виды биологического отражения
Раздражимость
Чувствительность
Психическое отражение

Виды биологического отраженияРаздражимость Чувствительность Психическое отражение

Слайд 66Высший вид биологического отражения
Человеческое сознание
Способность высокоорганизованной материи отражать материю

Высший вид биологического отраженияЧеловеческое сознание Способность высокоорганизованной материи отражать материю

Слайд 67Системность
Системность
Упорядоченность и взаимосвязь элементов целого
Материя не может существовать

вне определённой организации, она всегда проявляет себя в виде материальных

систем
Системность Системность Упорядоченность и взаимосвязь элементов целогоМатерия не может существовать вне определённой организации, она всегда проявляет себя

Слайд 68Всеобщие свойства пространства и времени
Бесконечность
Всеобщность

Всеобщие свойства пространства и времениБесконечность Всеобщность

Слайд 69Специфические свойства пространства и времени
Пространство
Трёхмерность
Протяжённость
Неразрывная связь со

временем
Время
Одномерность
Необратимость
Асимметричность
Единство прерывности и непрерывности

Специфические свойства пространства и времениПространство Трёхмерность Протяжённость Неразрывная связь со временемВремя Одномерность Необратимость Асимметричность Единство прерывности и

Слайд 70Современное понимание понятия «бытие»

Современное понимание понятия «бытие»

Слайд 71Бытие в экзистенциализме
Для экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное,

сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму.

 Как правило, под бытием понимается личность:

трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).
Бытие в экзистенциализмеДля экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму. Как правило, под

Слайд 72Бытие в феноменологии
Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает

свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей.

Для человеческого бытия

мир является прежде всего сферой практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также представляет практический мир, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями.
Бытие в феноменологииЧеловеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других

Слайд 73Бытие в герменевтике
  Герменевтика – это философия о бытии человека

в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.

Для

герменевтов ответ на один из важнейших вопросов современной цивилизации "Что есть человек?" таков: "Человек — это понимающее бытие".
Бытие в герменевтике  Герменевтика – это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством

Слайд 74Проблема бытия в истории философских учений

Проблема бытия  в истории философских учений

Слайд 75ФОРМЫ БЫТИЯ
Материальное бытие
Существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью)

тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
Духовное (идеальное) бытие
а) индивидуальное

- существование идеального как самостоятельной реальности в идее индивидуализированного духовного бытия;
б) объективное – объективизированное бытие
Человеческое бытие
Существование человека как единства материального и духовного.
а) бытие человека в мире вещей;
б) бытие человека самого по себе
Социальное бытие
а) индивидуальное – бытие человека в обществе;
б) бытие (жизнь, существование развитие) самого общества

ФОРМЫ БЫТИЯМатериальное бытие Существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.Духовное (идеальное)

Слайд 76




Стакан и мировоззрение*
Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
1. Буддизм: стакана на самом деле нет.
2. Солипсизм: стакан есть только у меня. а весь мир — мой алкогольный бред.
3. Ислам: нет стакана кроме стакана.
4. Иудаизм: ну почему стакан наполовину пуст только у нас?
5. Православие: стакан наполовину пуст за грехи наши.
6. Католицизм: стакан наполовину пуст только у плохих людей.
7. Фрейдизм: в детстве вам недоливали.
8. Стоицизм: да, стакан наполовину пуст и так мне и надо.
9. Коммунизм: каждый имеет право на полный стакан.
10. Социализм: стакан пустой, зато у всех одинаково.
11. Йоги: ты и есть стакан и его содержимое.
12. Пелевин: стакан не пуст и не полон. Это и не стакан вовсе. И это не ты на него смотришь, а стакан смотрит на твою проекцию его мыслей о том, чем ты хочешь казаться самому себе. Или нет.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика