Слайд 1Тема 3: Производство: основные факторы, результаты
Подготовила команда «КАПИТАЛ», группа Щс-11
Слайд 2План занятия:
1. Потребности как предпосылка производства, их классификация и
характеристики. Закон повышения потребностей.
2. Экономические интересы их классификация.
3. Ресурсы
(факторы) производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов.
4. Производство, воспроизводство и экономический рост.
5. Эффективность производства и её показатели. Общественное разделение труда и его формы.
Слайд 31. Потребности как предпосылка производства, их классификация и характеристики. Закон
повышения потребностей.
Слайд 4Потребность – это нужда в чем-либо для обеспечения жизнедеятельности человека,
социальной группы или общества в целом.
Лестница потребностей по Маслоу
Слайд 5Классификация Потребностей
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы
человека потребности подразделяются на материальные (пища, одежда, жилище и т. п.), социальные (общение) и духовные (образование,
искусство, развлечения и т.п.).
В современной экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного времени.
Слайд 6Потребности бывают экономическими и неэкономическими.
Экономические – это те потребности, для удовлетворения которых необходима
трудовая деятельность. Неэкономические потребности могут быть удовлетворены без приложения труда
(например, потребность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают как экономические.
Слайд 7В зависимости от субъекта потребности можно разделить на:
потребности индивида, потребности
отдельных групп общества, потребности общества в целом.
Они могут не совпадать
и приходить в противоречие друг с другом. В хозяйственной жизни потребности включают потребности предприятий, фирм и потребности правительственных, государственных ведомств.
Слайд 8Потребности можно представить в виде пирамиды (такой подход предложен американским
экономистом Маслоу). Согласно Маслоу, выделяют следующие потребности:
1) базисные – голод,
жажда, сон, жилище;
2) гарантированные – направлены на то, чтобы обеспечить удовлетворение базисных потребностей в будущем;
3) социальные – вытекают из социальных контактов индивида и представляют собой стремление жить в обществе, общаться с себе подобными;
4) оцененные – проявляются в стремлении признания индивида другими людьми, в подтверждении его значимости;
5) в развитии – нацелены на саморазвитие и удовлетворяются путем признания индивида обществом.
Слайд 9Потребности обладают свойствами безграничности и историчности. В процессе удовлетворения потребностей
происходит формирование новых потребностей как в количественном, так и в
качественном отношении. К. Маркс и В. И. Ленин называли этот объективный процесс законом возвышения потребностей. Возвышение потребностей подтверждено всем ходом исторического развития. Это составляет один из фундаментальных факторов, вокруг которого вращаются проблемы экономики: стремление удовлетворить возрастающие и изменяющиеся потребности – сильнейший мотив совершенствования производства.
Слайд 102. Экономические интересы их классификация.
Слайд 11Экономические отношения каждого общества проявляются, прежде всего, как интересы, считал
Ф. Энгельс. Осознание потребностей и стремления их удовлетворить предопределяют мотивацию
поведения человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действительности потребности приобретают конкретную форму интересов .
Слайд 12Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению экономических потребностей,
являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности.
По своей сущности экономические
интересы объективны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Вместе с тем экономические интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей.
Слайд 13Субъекты экономических интересов — отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, общество
в целом.
Объекты экономических интересов — экономические блага (вещественные товары, услуги, информация
и т. п.).
Слайд 14Плюрализм экономических потребностей порождает разнообразие экономических интересов, образующих сложную и
динамическую систему, многомерную в фазах воспроизводства, в пространстве и времени,
в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифицированы по разным критериям, а именно:
• по субъектам:
— личные;
— коллективные, групповые;
— общественные;
Слайд 15по насущности, важности:
— главные, первоочередные; .
— второстепенные;
• по временным признакам:
— текущие;
—
перспективные;
• по объектам:
— имущественные;
— финансовые;
— интеллектуальные и т. п.;
Слайд 16Хозяйствующие субъекты являются выразителями специфических экономических интересов. В рыночной экономике:
— экономические
интересы домашних хозяйств направлены на максимизацию общей полезности с учетом существующих
цен и доходов;
— экономические интересы предпринимателей направлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности продукции;
— экономические интересы государства направлены на реализацию нужд общества в целом.
По территориальному признаку выделяют такие экономические интересы:
— муниципальные;
— региональные;
— национальные;
— объединения государств;
— общечеловеческие (глобальные).
Слайд 173. Ресурсы (факторы) производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Ограниченность
ресурсов.
Слайд 18Традиционно выделяют следующие факторы производства:
Земля — это естественные (природные) ресурсы, необходимые
для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.
Слайд 19Труд (см. также трудовые ресурсы) — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение
потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при
помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.
Слайд 20Капитал (см. также финансовые ресурсы) — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление
активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения
прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируется за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).
Слайд 21Предпринима́тельские спосо́бности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический
ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а
также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. Инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
Слайд 22В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и
приносят своим владельцам особый (факторный) доход:
Земля — Рента
Труд — Заработная плата
Капитал — Процент
Предпринимательские способности — Прибыль
Слайд 23Редкость ресурсов (ограниченность ресурсов) (англ. Scarcity) — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку
и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с
безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
Слайд 24Основу экономической науки формируют два фундаментальных факта[1]:
безграничные потребности, и
редкость ресурсов.
Слайд 25При решении проблемы ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает выбор:
какие потребности требуют немедленного удовлетворения, какие можно отложить, а от
каких отказаться. В ходе выбора возникает альтернативная стоимость - эта стоимость наилучшая из упущенных возможностей, которая обладает большей ценностью. Графически выбор иллюстрируется кривой производственных возможностей (сокращённо КПВ). Альтернативная стоимость растет в результате убывания производительностей ресурсов. КПВ может изменить своё положение если:
улучшается технология производства одного товара, изменяется угол наклона и увеличиваются возможности производства одного из товаров;
если увеличивается количество располагаемых ресурсов, КПВ смещается от начала координат.
Слайд 26КПВ всегда выпукла от начала координат, так как характеризуется ростом
альтернативных издержек. Если точки лежат на кривой, то это эффективное
производство, так как затрачиваются все ресурсы. Точка Е характеризует неэффективное производство, ввиду не использования части ресурсов, Ж - невозможный объем производства.
Слайд 28Тест
В какой последовательности Маслоу выделил потребности?
А) самовыражения, социальные, физиологические, в
самоутверждении, уважение
Б) в самоутверждении, самовыражения, социальные, физиологические, уважение
В) в самоутверждении,
уважении, социальные, самовыражения, физиологические
Слайд 292. Экономические потребности- это?
А) потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая
деятельность
Б) удовлетворяются без приложения труда
В) направлены, чтобы обеспечить удовлетворение базисных
потребностей в будущем
Слайд 303. Субъекты экономических интересов-это?
А) экономические блага
Б) отдельные индивиды, домохозяйства, коллективы
людей, общество в целом
В) ресурсы, необходимые для существования экономического общества
Слайд 314. Капитал- это?
А) ресурсы, необходимые для существования общества
Б) деятельность человека,
направленная на удовлетворение потребностей индивида
В) совокупность имущества, используемого для получения
прибыли
Слайд 325. Что обозначает точка Ж на КПВ?
А) неэффективное производство
Б) невозможный
объем производства
В) объём производства