Слайд 1Тема 4. Конкуренция в маркетинге
Слайд 2Конкуренция
- это соперничество, процесс состязания за
превосходство (преимущество),
- внешний побудитель стремления к
преимуществу.
Слайд 3Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия:
1. Количество
действующих фирм на рынке;
2. Свобода входа и выхода предприятий на
рынок;
3. Дифференциация товаров;
4. Совместный контроль фирм за рыночной ценой.
Цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатель купил товар.
Основным орудием является формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис).
Слайд 4Виды конкуренции
1. Совершенная (или свободная): на рынке участвует множество независимых
фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме.
Условия:
а)
объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает существенного влияния на цену товара;
б) товары однородны;
в) покупатели хорошо информированы о ценах;
г) продавцы независимы друг от друга;
д) Рынок не ограничен, т. е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем.
Совершенная конкуренция формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы.
Слайд 52. Несовершенная:
Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному
лицу, группе лиц или государству.
Олигополия – это существование нескольких
фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли.
Слайд 6Конкурентные стратегии
1. Новые конкуренты.
Для предупреждения появления их в отрасли используют
дифференциацию продуктов и услуг (опора на торговые марки), потребность в
капитале, издержки переориентации, необходимость создания новых каналов распределения, политику государства.
2. Товары-заменители.
Появление новых товаров, эффективно удовлетворяющих те же нужды и потребности, также могут обострить конкуренцию.
Слайд 7Методы борьбы с товарами-заменителями (субститутами):
а) проведение ценовой конкуренции;
б) атака
рекламой на потребителя;
в) производство новых, более привлекательных продуктов;
г) улучшение сервиса.
Слайд 83. Внутриотраслевая конкуренция.
Использование фирмой своих сильных сторон может уменьшить
давление внутриотраслевой конкуренции.
Российским экономистом А. Юдановым был предложен метод сравнительных
преимуществ. Он поделил конкурентные стратегии фирм, действующих на одном рынке, на 4 типа: коммутанты, патиенты, виоленты, эксплеренты.
Слайд 9Коммутанты(серые мыши) – это маленькие фирмы, которые с легкостью подстраиваются
к изменению рыночного спроса. Производят товары-имитаторы, товары-подделки. Легко переходят с
одного рынка на другой, обладают низкой устойчивостью.
Гибкость и приспособленность – основа их конкурентной стратегии.
Патиенты (хитрые лисы) – это фирмы, узко специализированные и хорошо освоившие одну из ниш рынка. Это небольшие фирмы, выпускающие в течение определенного времени продукцию определенного профиля.
Слайд 10Виоленты (слоны, львы) – это большие компании, которые осуществляют контроль
над значительной долей рынка.
Их конкурентная стратегия – это низкие издержки
за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса.
Эксплеренты (ласточки, мотыльки) – конкурентным преимуществом таких фирм являются инновации, новые технологии и товары. Они обычно слабо связаны с рынком, не имея средств для его освоения.
Слайд 114. Сила воздействия поставщиков.
Поставщики могут повышать цену на свои
товары или (и) снижать их качество.
5. Сила воздействия покупателя.
Покупатели
могут:
а) требовать снижения цены;
б) требовать более высокого качества;
в) требовать улучшение сервиса;
г) сталкивать внутриотраслевых конкурентов и др.
Слайд 12Выбор, комбинации, модификации конкурентных стратегий зависят от условий конкретного рынка
и способствуют достижению устойчивости фирмы на рынке.
– возможно использование не
только отдельных вариантов маркетинговых стратегий, но и различных комбинаций;
– в зависимости от особенностей рынка каждая отдельная стратегия может претерпевать различные модификации;
– результаты внедренных на рынок стратегий необходимо контролировать и корректировать (т. е. при необходимости изменять либо саму стратегию, либо ее отдельные элементы).
Слайд 13Показатели конкурентоспособности товара
Полезность – индивидуальное
отношение покупателя к
совокупности физических и
потребительских характеристик
товара.
Качество
– совокупность свойств
товара, наиболее полно
удовлетворяющих потребителя при
применении по назначению.
Цена потребителя
-совокупность
затрат потребителя на
приобретение и потребление
(эксплуатацию) товара.
Слайд 14Показатели конкурентоспособности производителя
Технологические (назначение, экономичность, техничность, эргономичность, дизайн и т.д.).
Экономические
(затраты, прибыль, рентабельность и т.д.).
Нормативные (стандарты, нормы, ГОСТы и т.д.).
Организационные
(структура организации, система управления, кадры и т.д.).