Слайд 1ТЕМА 4
ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 2Основные вопросы темы
Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена
спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
Спрос и предельная полезность. Эффект дохода
и эффект замещения.
Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
Рыночное равновесие. Модель равновесия по Вальрасу и Маршаллу.
Вмешательство государства в рыночное равновесие: «потолок цены» и «пол цены».
Слайд 3
Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон
спроса. Кривая спроса
Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их
желание приобрести то или иное количество данного товара. Характеризует, но не совпадает полностью.
Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Таким образом, спрос – это платежеспособная потребность в каком либо товаре или услуге.
Слайд 4индивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя.
общий
рыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо
товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Слайд 5Величина спроса (Qd, quantity of demand) – количество товаров и
услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном
месте, при данных ценах.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (Рd).
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами
(детерминантами) называют функцией спроса.
Слайд 6Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного
периода времени, то функции спроса от цены будет выглядеть так:
Qd
= Qd(Рi),
где Qd – величина спроса на товар i; Рi – цена товара i.
Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственно
обратной функцией спроса и имеет вид: Рi = Рd(Qd).
Слайд 7Табличный
Таблица 1.1 – Потребительский спрос на рынке бытовых пылесосов
2.аналитический (через
составление уравнения), например,
Qd = а – bРi
(для линейной функции спроса)
или
Qd = c(Pi)-e,
(если функция является степенной),
где а, b, с, е – соответствующие коэффициенты; Рi – цена товара i;
Слайд 8P
200
180
160
130
100
0
Q
2
3
6 9
Рисунок 1.1 – Кривая спроса на рынке бытовых пылесосов
графическим
Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило название кривой спроса (рис. 1.1).
Слайд 9Рисунок 1.2 – Изменение величины спроса
Изменение величины спроса наблюдается при
изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов,
доходов, цен на другие товары и т.д.).
Слайд 10Рисунок 1.3 – Изменение спроса
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных
цен на рассматриваемый товар, то есть под воздействием каких-либо неценовых
факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо и вверх (если спрос растет) или влево и вниз (если падает) (рис. 1.3.).
Слайд 11Факторы, смещающие кривую спроса, называют детерминантами
спроса.
Основными детерминантами спроса являются:
вкусы (предпочтения) потребителей;
число потребителей на рынке;
доходы
потребителей;
цены на сопряженные товары;
потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Слайд 12Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и
величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из
основополагающих экономических законов – закона спроса.
Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
Слайд 132. Спрос и предельная полезность. Эффект дохода и эффект замещения
Способность
благ удовлетворять потребности называется их полезностью.
Дополнительную полезность от потребления
дополнительной единицы блага и называется предельной полезностью, и она имеет тенденцию убывать.
Слайд 14С одной стороны, рост цен сокращает реальный доход потребителя при
неизменной величине его денежного дохода, что снижает его покупательную способность,
а это, в свою очередь, ведет к относительному сокращению величины спроса на подорожавший товар, и наоборот (эффект дохода).
С другой стороны, этот же рост цен делает более привлекательными для потребителя другие товары, побуждает его заменить подорожавший товар более дешевым аналогом, что опять таки ведет к сокращению величины спроса на него (эффект замещения).
Слайд 15Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон
предложения. Кривая предложения.
Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг,
которые находятся в данный момент на рынке, и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Величина предложения (Qs), или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющими место на рынке.
Слайд 16Цена предложения (Рs) показывает минимальную цену за данное количество товара,
на которую продавец готов согласиться, то есть согласиться продать свой
товар.
Слайд 17Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен,
но и от других параметров рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют
функцией предложения и в наиболее общем виде записывают по аналогии с функцией спроса:
Qs = Qs (С, Р1...Рi...Рj,...Тх,...),
где Qs – величина предложения на товар i
С – уровень издержек фирмы,
Р1 ..Рj – цены на все товары и услуги, в том числе и на рассматриваемый товар, Тх – налоги и т.д.
Если все выше названные факторы представить неизменными для данного момента времени, то можно записать функцию предложения от цены:
Qs = Qs(Рi),
где Qs – величина предложения товара i; Рi – цена товара i.
Обратная зависимость цены от величины предложения называется соответственно обратной функцией предложения и имеет вид:
Рi = Рs(Qs).
Слайд 18табличным
Таблица 3.1 – Рыночное предложение бытовых пылесосов
аналитическим (через составление уравнения),
например: Qs = bРi – а
200
170
130
100
0
2 4 6 9
P
Q
графическим
Графическое изображение функции представляет собой кривую предложения.
Слайд 19С повышением цен возрастает и величина предложения; со снижением цен
предложение сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Слайд 20Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и
неизменных прочих факторах рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой
предложения, как это представлено на рис. 3.2.
Рис.3.2. Изменение предложения
Слайд 21Факторы, смещающие кривую предложения, называют детерминантами предложения. К основным детерминантам предложения можно отнести:
цены на ресурсы;
число
продавцов на рынке;
технология производства;
налоги и субсидии;
цены на другие товары;
ожидания производителей
изменения цен.
Слайд 22Рыночное равновесие. Модель равновесия по Вальрасу и Маршаллу
Точке Е соответствует
равновесная цена (Ре = Рd = Рs) и равновесный объем
(Qe = Qd = Qs).
Слайд 23Равновесие по Вальрасу
Леон Вальрас (1834-1910), франко-швейцарский экономист, основатель математического направления
экономического анализа.
При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения): Qd
= Qd(Р),
Qs = Qs(Р).
Слайд 24Рисунок 4.2 – Равновесие по Вальрасу (рыночная цена выше цены
равновесия)
Рисунок 4.3 – Равновесие по Вальрасу (рыночная цена ниже цены
равновесия)
Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения: Qd(Р) = Qs(Р).
Слайд 25Равновесие по Маршаллу
Альфред Маршалл (1842-1924), английский экономист, профессор Кембриджского университета,
основатель Кембриджской школы в экономической теории.
При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса
(предложения):
Рd = Рd(Q),
Рs = Рs(Q),
Слайд 26Рисунок 4.4 – Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж ниже
равновесного объема)
Рисунок 4.5 – Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж
выше равновесного объема)
Слайд 27Вмешательство государства в рыночное равновесие:
«потолок цены» и«пол цены»
Первый вариант
Установление
«потолка цен». «Потолок цены» представляет собой законодательно установленную максимальную цену,
которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар. «Потолки цен» всегда ниже цен равновесия.
Слайд 28Второй вариант
Установление «пола цены». «Пол цены» это, наоборот, минимальная цена,
установленная государством и превышающая цену равновесия.
Для решения данной проблемы государство
может:
осуществлять закупки продукции;
стимулировать хранение продукции;
стимулировать экспорт;
ограничивать импорт;
реализовывать программы сокращения производства некоторых товаров.