Слайд 1Тема 5. Маркетинговые исследования
Слайд 25.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований
5.2 Методы сбора маркетинговой информации
5.3 Бенчмаркинг
Слайд 3Маркетинговое исследование -
это инструмент маркетинга, предназначенный для осуществления связи
компании с элементами рыночной среды посредством выполнения определенных процедур (постановки
проблемы, планирования и реализации методов сбора и анализа данных) с целью получения информации о возможностях для бизнеса или путях разрешения проблемной ситуации.
Слайд 4Основные направления маркетинговых исследований
Изучение конкурентов (50-60%).
Исследования по комплексу продвижения (40-50%).
Потребительские
оценки и намерения (15-20%).
Исследования с целью сегментирования и позиционирования (15-20%).
Исследования
в области распределения (15%).
Слайд 5Особенности маркетинговых исследований (МИ)
Субъект МИ существенно отличается от субъекта статистических
или социологических исследований
МИ предпринимаются в целях создания «комфортности» рыночного существования
субъекта
Специфика объекта и предмета МИ
Слайд 6Объем российского рынка маркетинговых исследований в период 2006 – 2016
гг., млн долларов США
Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research
Слайд 7Объект и предмет маркетинговых исследований (МИ)
Объект МИ – это то,
на что направлена познавательная деятельность субъекта.
Предмет МИ – изучаемые с
определённой целью стороны, свойства, отношения объекта
Слайд 8Объекты маркетингового исследования:
реальные физические или юридические лица (потребители, домохозяйства, сама
фирма, поставщики, посредники и пр.);
процессы и механизмы взаимодействия (принятие решения
о покупке, функционирование рыночного механизма в условиях конкретного географического рынка, изменение факторов макросреды и т.д.)
Слайд 9Объекты маркетингового исследования
сферы деятельности (отрасль, сектор рынка и пр.);
регионы (географические
рынки);
товары.
Слайд 10Предмет исследования
отношения (экономические, социальные, личные);
результат применения маркетинговых инструментов (осведомленность,
совершение покупки, эмоциональная реакция потребителей, ответные мероприятия конкурентов и пр.)
Слайд 11Предмет исследования
структуры – рынка, предложения, спроса, маркетинга;
характеристики – товара, маркетинговых
инструментов, потребителей;
эффективность маркетинговых мероприятий.
Слайд 12Маркетинговая информация характеризуется:
большим объемом необходимых сведений, что требует ее
систематизации и процедуры поиска;
многократными циклами получения и преобразования информации в
установленных временных пределах, что требует постоянных усилий по ее сбору;
многообразием источников получения;
значительным удельным весом качественных сведений, их слабой структурированностью, что создает определенные трудности в процессе сбора и обработки информации.
Слайд 13Свойства маркетинговой информации
Достоверность – информация должна правдиво без искажений отражать
состояние объекта
Актуальность – данное свойство отражает определенную степень новизны информации,
ее своевременность.
Слайд 14Свойства маркетинговой информации
Полнота – содержание информации должно обеспечивать как необходимые,
так и достаточные условия для принятия какого-либо решения. Отсутствие необходимого
круга показателей приводит к затруднению
Релевантность означает, что предлагаемая информация соответствует решаемой проблеме.
Слайд 15Свойства маркетинговой информации
Сопоставимость определяет возможность сравнения данных за счет единства
предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования
и методик измерения характеристик.
Слайд 16Свойства маркетинговой информации
Доступность для восприятия информации пользователем означает, что информация
должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъекта, которому
она предназначена, и представлена на удобном для него носителе.
Экономичность означает, что затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат.
Слайд 235.1.Понятие и сущность маркетинговых исследований
5.2 Методы сбора маркетинговой информации
5.3
Бенчмаркинг
Слайд 24Кабинетное исследование
метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в
источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей.
Слайд 26Кабинетные методы сбора информации
Преимущества:
скорость и дешевизна проведения исследования;
возможность ознакомиться
с отраслью;
возможность отследить основные тенденции рынка;
возможность получить данные, которые фирма
не в состоянии получить самостоятельно, сопоставить их, выявить несколько подходов к решению проблемы.
Слайд 27Кабинетные методы сбора информации
Недостаток:
используются источники вторичной информации
Источники вторичной информации
– это субъекты, предоставляющие информацию о других объектах или из
других источников в уже обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта.
Слайд 28Полевое исследование
метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования,
регистрируемой путем опроса эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.
Слайд 30Полевые методы сбора информации
работают с источниками первичной информации.
Источники
первичной информации – это непосредственно сам объект исследования, который создает
информацию в соответствии с поставленными целями ее сбора.
Слайд 31Источники первичной информации
Преимущества:
собираются в точном соответствии с целями исследования;
методика сбора
информации контролируется самой фирмой;
результаты надежны, предоставляют всю полноту информации и
недоступны для конкурентов.
Слайд 32Источники первичной информации
Недостаток:
сбор информации из первичных источников является длительным, дорогим
и трудоемким.
Слайд 34Виды полевых методов сбора информации
Опрос - это метод сбора первичной
информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении
какого-либо объекта.
Слайд 36Качественные опросы -
исследования, ориентированные на выявление качественных характеристик изучаемого объекта,
когда полученное описание свойств отдельного объекта может рассматриваться как типичный
вариант, но не распространяется на всю совокупность изучаемых объектов.
Слайд 37Экспертные опросы – исследования, в ходе которых опрашиваются лица, признаваемые
компетентными в данной области, например, должностные лица или «продвинутые» пользователи.
Слайд 38Глубинное интервью – это метод опроса в качественном исследовании, предполагающий
индивидуальное собеседование интервьюера с респондентом по свободной или направленной формулировке
вопросов.
Слайд 39Фокус-группа – это форма опроса, в основе которой лежит всестороннее
обсуждение проблемной темы с подобранной группой людей, проводимое модератором с
целью установления качественных параметров поведения потребителей.
Слайд 41Виды полевых методов сбора информации
Наблюдение - это метод сбора первичной
информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей,
событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Слайд 43Виды полевых методов сбора информации
Эксперимент - это метод сбора первичной
информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью
установить взаимосвязи между событиями.
Слайд 44Примеры полевых экспериментов:
рыночные тесты в отдельных городах;
рыночные тесты в районах;
рыночные
тесты в сетях.
Примеры лабораторных экспериментов:
тесты продукта;
тесты рекламы;
тесты элементов бренда.
Слайд 475.1. Понятие и сущность маркетинговых исследований
5.2 Методы сбора маркетинговой информации
5.3 Бенчмаркинг
Слайд 48Бенчмаркинг – это постоянный систематический процесс сравнения собственной эффективности, выражающийся
в производительности, качестве и организации рабочих процессов, с предприятиями и
учреждениями, являющимися «лучшими».
Слайд 49Методика проведения бенчмаркинга
1. Оценка организации и определение областей для улучшений.
2. Определение предмета эталонного сопоставления.
3. Поиск эталонной компании и
выбор формы эталонного сопоставления.
Слайд 50Методика проведения бенчмаркинга
4. Сбор информации.
5. Анализ информации, определение ограничений
по реализации проекта и разработка плана внедрения.
6. Внедрение полученного
опыта в деятельность организации.
7. Повторная самооценка и анализ улучшений.
Слайд 51Возможности использования взаимоотношений при различных видах бенчмаркинга
Внутренний – возможность обмениваться
опытом о методике проведения бенчмаркинга
Конкурентный – сотрудничество и благоприятные отношения
между конкурентами способствуют получению бенчмаркинговой информации
Слайд 52Возможности использования взаимоотношений при различных видах бенчмаркинга
Внешний – распространение лучших
методов на поставщиков, покупателей и прочие субъекты, связанные с инициатором
бенчмаркинга.
Функциональный – успешно реализованные проекты по бенчмаркингу способствуют возникновению социальных связей между специалистами различных предприятий.
Слайд 53Внутренний бенчмаркинг
в Hewlett-Packard
Проведение бенчмаркингового исследования НИОКР в филиалах и
подразделениях и выявление способов ускорения производства на основе сравнения срока
окупаемости проекта.
Результат: документирование процесса, измерение его характеристик, выявление путей непрерывного совершенствования.
Слайд 54Конкурентный бенчмаркинг
в Ford
Ставка на Ford Taurus: достичь и превзойти
уровень наиболее привлекательных для потребителя свойств автомобилей, даже не являющихся
прямыми соперниками FT. Изучение более 50 моделей (от BMW до Opel Senator) по 400 конструктивным параметрам
Результат: новый автомобиль Ford был назван автомобилем года и стал безусловным лидером продаж
Слайд 55 Функциональный
бенчмаркинг в General Motors
С 1982 по 1984
в GM проводилось исследование, направленное на поиск альтернативных способов менеджмента
качества и надежности. GM сформулировала 10 гипотез о качестве и исследовала компании HP, 3M и др.
Результат: GM дала объективную комплексную оценку менеджменту качества, опубликовала отчет, опережающий требования стандартов ИСО 9000, сформировали мнение потребителей об уровне качества собственной продукции.
Слайд 56Бенчмаркинг - не только для крупных компаний
Нужен ли бенчмаркинг малым
компаниям?
Имеет ли значение величина компании?
Всегда ли в качестве ориентира
следует искать лучших?
Слайд 57«Продолжайте поиск новых и интересных идей, которые успешно использовали другие.
Ваша идея должна быть оригинальна только в адаптации к проблеме,
над которой вы в настоящее время работаете».
Томас Эдисон