Слайд 2Рынок – это любая система, позволяющая покупателям и продавцам совершать
свободную куплю-продажу товаров и услуг
Слайд 6Классификация рынка по законодательству
Слайд 7Классификация рынка по отраслям, знать!
рынок потребительских продуктов (продовольственные и
непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);
рынок средств производства (оборудование,
транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
рынок услуг;
рынок труда (для работодателей и наемных работников);
рынок научных и опытно-конструкторских разработок;
рынок ценных бумаг (фондовый рынок);
рынок валют;
Слайд 10Классификация рынка по территориальному признаку
региональный;
национальный;
мировой;
Слайд 11Формы рыночных отношений по видам оплаты
бартерная торговля: безденежный обмен одного
вида товара на другой;
продажа благ за наличные деньги (или с
оплатой по чеку);
реализация продукции по безналичному расчету;
продажа товара наложенным платежом;
реализация товаров в кредит;
предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
Слайд 12Формы рыночных отношений по объему продаж
Слайд 13Факторы рыночного регулирования
Основные
рыночные
факторы
Спрос и предложение
Конкуренция
Цены
Слайд 14Рыночная система
Отличительными чертами рыночной системы являются:
самостоятельность,
независимость,
экономическая свобода
субъектов рынка
Слайд 15Понимать, что такое конкуренция и монополия.
Слайд 22К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией
рынков относятся:
- предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
- снятие всех
барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
- принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со «Стандарт Ойл»);
- введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях -- установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
- наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Слайд 23ФАС
В 2004 г. создается Федеральная антимонопольная служба. Ее недостаток -
зависимость от политики. Главу назначает президент, замов - правительство. Отсюда
зависимость эффективности антимонопольной политики от политического курса правительства. Основная задача этой службы - развитие конкуренции. Конкурентная политика нацелена на ликвидацию неоправданных преимуществ отдельных экономических субъектов
Слайд 25Типы рынков, по виду конкуренции
Встречается часто в заданиях!
Слайд 27Ключевые характеристики типов рыночных структур:
количество фирм-продавцов в отрасли; размеры
фирм;
количество покупателей в отрасли;
вид товара;
барьеры для входа
в отрасль; доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.
Слайд 29Понимать и различать типы рынков по конкуренции
Понимать, что такое
олигополия, рынок совершенной конкуренции и тд.
Уметь приводить примеры
Слайд 30Особенности или черты монополистической конкуренции: количество продавцов в отрасли: большое;
размер фирм: маленький или средний; количество покупателей: большое; товар: дифференцированный;
контроль над ценой: ограниченный; доступ к рыночной информации: свободный; барьеры для входа в отрасль: низкие; методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.
Слайд 31Рынок олигополии (англ. «oligopoly») – характеризуется наличием на рынке небольшого
числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так
и дифференцированным. Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный. Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.
Слайд 32Особенности или условия олигополии: количество продавцов в отрасли: маленькое; размер
фирм: большой; количество покупателей: большое; товар: однородный или дифференцированный; контроль
над ценой: значительный; доступ к рыночной информации: затруднен; барьеры для входа в отрасль: высокие; методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.
Слайд 33Рынок чистой монополии (англ. «monopoly») – характеризуется наличием на рынке
одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара. Абсолютная или
чистая монополия – полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия – это рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.
Слайд 34Особые разновидности или типы монополии:
естественная монополия – товар в
отрасли может быть произведен одной фирмой с меньшими затратами, чем
если бы его производством занималось множество фирм (пример: предприятия коммунального хозяйства);
монопсония – на рынке единственный покупатель (монополия со стороны спроса); двусторонняя монополия – один продавец, один покупатель;
Слайд 35Особенности или условия монополии: количество продавцов в отрасли:
один (или
два, если речь идет о дуополии); размер фирмы: различный (чаще
большой); количество покупателей: различное (может быть как множество, так и единственный покупатель в случае двусторонней монополии); товар: уникальный (не имеет заменителей); контроль над ценой: полный; доступ к рыночной информации: блокирован; барьеры для входа в отрасль: практически непреодолимы; методы конкурентной борьбы: отсутствуют за ненадобностью (единственное, фирма может работать над качеством для поддержания имиджа).