Разделы презентаций


Тема 7. Себестоимость продукции и прибыль предприятия Основы экономики и

Содержание

Понятие себестоимости продукцииОсновы экономики и управления производством. Тема 7Термины и определенияСебестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.Различают производственную и полную себестоимость. Производственная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 7.
Себестоимость продукции и прибыль предприятия
Основы экономики и управления производством
Морозова

А.Б.
Кафедра Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
2016,

Уфа
Тема 7.Себестоимость продукции и прибыль предприятияОсновы экономики и управления производствомМорозова А.Б.Кафедра Экономики и управления на предприятии нефтяной

Слайд 2Понятие себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Термины и

определения
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты

предприятия на производство и реализацию продукции.

Различают производственную и полную себестоимость.
Производственная себестоимость – это сумма затрат в денежном выраже-нии, связанных с производственным процессом, начиная с запуска сырья в обработку и получением готовой продукции.

Полная себестоимость – это сумма затрат в денежном выражении, связан-ных с производством и реализацией продукции. Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных (коммерческих) расходов, т.е. расходов, связанных с хранением продукции, ее транспортировкой, продажей и т. п.

Выделяют также цеховую себестоимость – это затраты цеха, связанные с производством продукции. Она используется в основном для внутреннего учета затрат на предприятии.
Понятие себестоимости продукцииОсновы экономики и управления производством. Тема 7Термины и определенияСебестоимость продукции – это выраженные в денежной

Слайд 3Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
Признаки классификации затрат:

Первичные элементы затрат;

Статьи расходов (статьи калькуляции);

Способ отнесения затрат

на себестоимость продукции;

Функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции;

Степень зависимости от изменения объема производства;

Зависимость от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции;

Удельный вес затрат в себестоимости продукции.

Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7Признаки классификации затрат:Первичные элементы затрат;Статьи расходов (статьи

Слайд 4Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
Классификация затрат по первичным элементам служит основой опреде-ления общей сметы

затрат на производство продукции и характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат:

Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том числе покупные изделия, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо со стороны, энергия со стороны;

Затраты на оплату труда;

Отчисления на социальные нужды;

Амортизация основных фондов;

Прочие затраты.

Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7Классификация затрат по первичным элементам служит основой

Слайд 5Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
Классификация затрат по статьям калькуляции служит основой для разработки калькуляции

себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг, всей товарной продукции предприятия. Она представляет собой деление затрат по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции и включает:
Сырье и материалы;
Возвратные отходы (вычитаются);
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
Топливо и энергия на технологические цели;
Затраты, на оплату труда производственных рабочих;
Отчисления на социальные нужды;
Расходы на подготовку и освоение производства;
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
Общепроизводственные расходы;
Общехозяйственные расходы;
Потери от брака;
Прочие производственные расходы;
Внепроизводственные расходы.
Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7Классификация затрат по статьям калькуляции служит основой

Слайд 6Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяются:

Прямые расходы

– непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции (сырье, материалы, топливо, энергия).

Косвенные расходы – обусловлены изготовлением различных видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы).

Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7По способу отнесения затрат на себестоимость продукции

Слайд 7Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают:

Основные расходы –

непосредственно связаны с технологическим процес-сом изготовления изделий (расходы на сырье, основные материалы, техно-логические топливо и энергию, основная заработная плата производствен-ных рабочих).

Накладные расходы – это затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управле-нием, обслуживанием (общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы).
Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7По функциональной роли в формировании себестоимости продукции

Слайд 8Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на:

Переменные

– это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих (сдельная), затраты на сырье, материалы, электроэнергию и т.п.).

Постоянные (условно-постоянные) – это затраты, которые при изменении объема производства не изменяются или изменяются незначительно (амортизация, заработная плата управленческого персонала, арендная плата и т.п.).

Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7По степени зависимости от изменения объема производства

Слайд 9Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестои-мость продукции

затраты делятся на:

Текущие – возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода.

Расходы будущих периодов – производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле.

Предстоящие затраты – это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).

Этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение затрат на производство и сбыт продукции.


Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7В зависимости от времени возникновения и отнесения

Слайд 10Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема

7
По удельному весу затрат в себестоимости продукции различают продукцию и

соответственно отрасли:

трудоемкие (угольная промышленность, горнорудная, торфяная, ле-созаготовительная);

материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности);

энергоемкие (цветная металлургия, ряд отраслей химической промышленности);

фондоемкие – отрасли с большим удельным весом затрат на амортиза-цию (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая);

топливоемкие и др.


Классификация затрат, входящих в себестоимостьОсновы экономики и управления производством. Тема 7По удельному весу затрат в себестоимости продукции

Слайд 11Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Калькулирование (от

лат. calculatio – счет, подсчет) – это система расчетов, с

помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдел-ных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.

Процесс калькулирования себестоимости продукции включает:

разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством;
исчисление затрат на забракованную продукцию;
оценку отходов производства и побочной продукции;
определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям;
распределение затрат между видами продукции;
расчет себестоимости единицы продукции.


Калькулирование себестоимости продукцииОсновы экономики и управления производством. Тема 7Калькулирование (от лат. calculatio – счет, подсчет) – это

Слайд 12Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Результатом калькулирования

является калькуляция себестоимости.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции,

соизмерения затрат предприятия с результатами его производст-венно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и других целей.

Калькулирование проводится по статьям калькуляции.

Калькулирование себестоимости продукцииОсновы экономики и управления производством. Тема 7Результатом калькулирования является калькуляция себестоимости.Калькуляция себестоимости необходима для определения

Слайд 13Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
В зависимости

от назначения различают плановую, сметную и нормативную калькуляции.

Плановая калькуляция составляется

на продукцию, предусмотренную производственной программой и отражает максимально допустимый размер затрат на изготовление основной продукции в планируемом периоде.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке, по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, заработной плате и пр. В отличие от плановой, нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.

Калькулирование себестоимости продукцииОсновы экономики и управления производством. Тема 7В зависимости от назначения различают плановую, сметную и нормативную

Слайд 14Планирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Планирование

себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, т.к. позволяет

узнать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

Смета затрат на производство продукции (составляется по экономичес-ким элементам затрат);
Себестоимость товарной и реализованной продукции (составляется по статьям калькуляции);
Плановые калькуляции отдельных изделий (составляется также по статьям калькуляций, но по конкретным продуктам)
Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Планирование себестоимости продукции Основы экономики и управления производством. Тема 7Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное

Слайд 15Планирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Факторы,

влияющие на себестоимость продукции:

Рациональное использование материальных ресурсов (использова-ние новой техники,

технологии, позволяющей более экономно расходо-вать сырье, материалы, топливо и энергию, внедрение прогрессивных материалов, использование отходов производства, снижение процента брака и т.д.);
Определение и поддержание оптимального размера предприятия (минимизация затрат в зависимости от объема производства);
Улучшение использования основных фондов (освобождение предпри-ятия от излишних фондов (например, устаревших или непроизводствен-ного назначения));
Улучшение использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала, повышение уровня квалификации, обеспечение опережающего роста производительности труда по сравне-нию со средней заработной платой, улучшение условий труда и др.);
Совершенствование организации производства и труда (совершен-ствование организационной структуры, углубление концентрации, специа-лизации, кооперирования, диверсификации и др.).
Планирование себестоимости продукции Основы экономики и управления производством. Тема 7Факторы, влияющие на себестоимость продукции:Рациональное использование материальных ресурсов

Слайд 16Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции
Основы экономики и

управления производством. Тема 7
Обобщающим показателем затрат предприятия на производство всей

его продукции служит показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.

Он является одним из важных показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия и в самом общем виде может быть рассчитан по формуле:

З1р = С / ТП

где С – полная себестоимость товарной продукции, руб.;
ТП – товарная продукция предприятия, руб.;

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции Основы экономики и управления производством. Тема 7Обобщающим показателем затрат предприятия

Слайд 17Прибыль предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Прибыль является

конечным финансовым результатом и целью деятельности предприятия.

Как экономическая категория прибыль

отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Прибыль предприятия характеризует экономический эффект, полученный в результате его деятельности. Получение прибыли означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Одновременно прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения его производственной деятельности, научно-технического и социального развития, материального поощрения работников.

Прибыль является также одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Прибыль предприятия Основы экономики и управления производством. Тема 7Прибыль является конечным финансовым результатом и целью деятельности предприятия.Как

Слайд 18Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Валовая

прибыль (Пв) характеризует результат производственной деятельности предприятия и рассчитывается разницей

выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и производственной себестоимостью.

Пв = ВР – Спроизв.

где ВР – выручка от продажи (реализации) товарной продукции, руб.;
Спроизв. – себестоимость производства товарной продукции, руб.

Прибыль от продаж (реализации) (Ппр) характеризует прибыль предприятия от обычной деятельности и учитывает не только затраты на производство продукции, но и затраты на ее продажу.

Ппр = ВР – С = Пв – Зкомм – Зупр

где С – полная себестоимость товарной продукции, руб.;
Зкомм – коммерческие расходы, руб.;
Зупр – управленческие расходы, руб.
Показатели прибыли предприятия Основы экономики и управления производством. Тема 7Валовая прибыль (Пв) характеризует результат производственной деятельности предприятия

Слайд 19Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Прибыль

до налогообложения (балансовая прибыль) (Пн) характеризует успешность всей деятельности предприятия

за отчетный период и рассчиты-вается корректировкой прибыли от продаж на доходы и расходы по другим видам деятельности предприятия, не связанным с производством основной продукции (проценты, операционные и внереализационные доходы и расходы). Она является базой для начисления налога на прибыль и других обязательных платежей.

Пн = Ппр – Зпроч

где Зпроч – прочие доходы и расходы, руб.

Прибыль до налогообложения предприятия образуется:
от продажи товарной продукции;
от продажи: основных средств, оборотных средств, других материальных ценностей;
от внереализационных операций – штрафов, пени, неустоек, курсовой разницы по валютным счетам и по операциям с иностранной валютой; доходов (дивидендов, процентов) по акциям.
Показатели прибыли предприятия Основы экономики и управления производством. Тема 7Прибыль до налогообложения (балансовая прибыль) (Пн) характеризует успешность

Слайд 20Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Чистая

прибыль (Пч) характеризует прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и рассчитывается

как разность прибыли до налогообложения и суммы обязательных налогов и платежей.

Пч = Пн – Нпр

где Нпр – сумма начисленного налога на прибыль и других обязательных
платежей, руб.

Чистая прибыль в условиях рыночной экономики является важнейшим показателем деятельности предприятия.
Чистая прибыль используется предприятием самостоятельно. Она направ-ляется на финансирование производственного развития предприятия, его социальной сферы, выплату дивидендов и других форм материального поощрения и т.п.

Показатели прибыли предприятия Основы экономики и управления производством. Тема 7Чистая прибыль (Пч) характеризует прибыль, остающуюся в распоряжении

Слайд 21Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Рентабельность – это

относительный показатель эффективности производ-ства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень

использования ресурсов.
Рентабельность показывает степень прибыльности предприятия (продукции). Она определяется в процентах.

В целях анализа на предприятии рассчитывают два показателя рентабельности:

рентабельность предприятия (общая рентабельность);
рентабельность продукции.

Показатели рентабельностиОсновы экономики и управления производством. Тема 7Рентабельность – это относительный показатель эффективности производ-ства, характеризующий уровень отдачи

Слайд 22Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Рентабельность предприятия (R)

определяется по формуле:

R = Пн / (Фос + Фоб)

где

Фос – среднегодовая стоимость основных фондов;
Фоб – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.

Показатель рентабельности предприятия является одним из оценочных показателей. Он призван стимулировать рациональное использование производственных фондов.

Рентабельность продукции (Rп) определяется по формуле:

Rп = Ппр / С

Рентабельность продукции показывает привлекательность каждого вида продукции для покупателей. Изучение показателей рентабельности по различным видам производимой продукции позволит оптимизировать ассортимент предприятия.
Показатели рентабельностиОсновы экономики и управления производством. Тема 7Рентабельность предприятия (R) определяется по формуле:R = Пн / (Фос

Слайд 23Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Существует много разновидностей

показателей рентабельности – рента-бельность активов, собственного капитала рентабельность реализации и

др. Все они характеризуют эффективность различных сторон деятельности предприятия.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще используется прибыль до налогообложения или чистая прибыль) или к затраченным средствам, или выручке, или к активам предприятия.

Показатели рентабельностиОсновы экономики и управления производством. Тема 7Существует много разновидностей показателей рентабельности – рента-бельность активов, собственного капитала

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика