Слайд 1Тема 7.
Себестоимость продукции и прибыль предприятия
Основы экономики и управления производством
Морозова
А.Б.
Кафедра Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности
2016,
Уфа
Слайд 2Понятие себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Термины и
определения
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты
предприятия на производство и реализацию продукции.
Различают производственную и полную себестоимость.
Производственная себестоимость – это сумма затрат в денежном выраже-нии, связанных с производственным процессом, начиная с запуска сырья в обработку и получением готовой продукции.
Полная себестоимость – это сумма затрат в денежном выражении, связан-ных с производством и реализацией продукции. Полная себестоимость складывается из производственной себестоимости и внепроизводственных (коммерческих) расходов, т.е. расходов, связанных с хранением продукции, ее транспортировкой, продажей и т. п.
Выделяют также цеховую себестоимость – это затраты цеха, связанные с производством продукции. Она используется в основном для внутреннего учета затрат на предприятии.
Слайд 3Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
Признаки классификации затрат:
Первичные элементы затрат;
Статьи расходов (статьи калькуляции);
Способ отнесения затрат
на себестоимость продукции;
Функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции;
Степень зависимости от изменения объема производства;
Зависимость от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции;
Удельный вес затрат в себестоимости продукции.
Слайд 4Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
Классификация затрат по первичным элементам служит основой опреде-ления общей сметы
затрат на производство продукции и характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат:
Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов), в том числе покупные изделия, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательные материалы, топливо со стороны, энергия со стороны;
Затраты на оплату труда;
Отчисления на социальные нужды;
Амортизация основных фондов;
Прочие затраты.
Слайд 5Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
Классификация затрат по статьям калькуляции служит основой для разработки калькуляции
себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг, всей товарной продукции предприятия. Она представляет собой деление затрат по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции и включает:
Сырье и материалы;
Возвратные отходы (вычитаются);
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;
Топливо и энергия на технологические цели;
Затраты, на оплату труда производственных рабочих;
Отчисления на социальные нужды;
Расходы на подготовку и освоение производства;
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
Общепроизводственные расходы;
Общехозяйственные расходы;
Потери от брака;
Прочие производственные расходы;
Внепроизводственные расходы.
Слайд 6Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяются:
Прямые расходы
– непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции (сырье, материалы, топливо, энергия).
Косвенные расходы – обусловлены изготовлением различных видов продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы).
Слайд 7Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают:
Основные расходы –
непосредственно связаны с технологическим процес-сом изготовления изделий (расходы на сырье, основные материалы, техно-логические топливо и энергию, основная заработная плата производствен-ных рабочих).
Накладные расходы – это затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управле-нием, обслуживанием (общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы).
Слайд 8Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на:
Переменные
– это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих (сдельная), затраты на сырье, материалы, электроэнергию и т.п.).
Постоянные (условно-постоянные) – это затраты, которые при изменении объема производства не изменяются или изменяются незначительно (амортизация, заработная плата управленческого персонала, арендная плата и т.п.).
Слайд 9Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестои-мость продукции
затраты делятся на:
Текущие – возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода.
Расходы будущих периодов – производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле.
Предстоящие затраты – это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).
Этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение затрат на производство и сбыт продукции.
Слайд 10Классификация затрат, входящих в себестоимость
Основы экономики и управления производством. Тема
7
По удельному весу затрат в себестоимости продукции различают продукцию и
соответственно отрасли:
трудоемкие (угольная промышленность, горнорудная, торфяная, ле-созаготовительная);
материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности);
энергоемкие (цветная металлургия, ряд отраслей химической промышленности);
фондоемкие – отрасли с большим удельным весом затрат на амортиза-цию (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая);
топливоемкие и др.
Слайд 11Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Калькулирование (от
лат. calculatio – счет, подсчет) – это система расчетов, с
помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдел-ных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.
Процесс калькулирования себестоимости продукции включает:
разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством;
исчисление затрат на забракованную продукцию;
оценку отходов производства и побочной продукции;
определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям;
распределение затрат между видами продукции;
расчет себестоимости единицы продукции.
Слайд 12Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Результатом калькулирования
является калькуляция себестоимости.
Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции,
соизмерения затрат предприятия с результатами его производст-венно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и других целей.
Калькулирование проводится по статьям калькуляции.
Слайд 13Калькулирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
В зависимости
от назначения различают плановую, сметную и нормативную калькуляции.
Плановая калькуляция составляется
на продукцию, предусмотренную производственной программой и отражает максимально допустимый размер затрат на изготовление основной продукции в планируемом периоде.
Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке, по заказам со стороны. Она является основой цены при расчетах с заказчиком.
Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, заработной плате и пр. В отличие от плановой, нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.
Слайд 14Планирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Планирование
себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, т.к. позволяет
узнать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.
План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:
Смета затрат на производство продукции (составляется по экономичес-ким элементам затрат);
Себестоимость товарной и реализованной продукции (составляется по статьям калькуляции);
Плановые калькуляции отдельных изделий (составляется также по статьям калькуляций, но по конкретным продуктам)
Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.
Слайд 15Планирование себестоимости продукции
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Факторы,
влияющие на себестоимость продукции:
Рациональное использование материальных ресурсов (использова-ние новой техники,
технологии, позволяющей более экономно расходо-вать сырье, материалы, топливо и энергию, внедрение прогрессивных материалов, использование отходов производства, снижение процента брака и т.д.);
Определение и поддержание оптимального размера предприятия (минимизация затрат в зависимости от объема производства);
Улучшение использования основных фондов (освобождение предпри-ятия от излишних фондов (например, устаревших или непроизводствен-ного назначения));
Улучшение использования рабочей силы (определение и поддержание оптимальной численности персонала, повышение уровня квалификации, обеспечение опережающего роста производительности труда по сравне-нию со средней заработной платой, улучшение условий труда и др.);
Совершенствование организации производства и труда (совершен-ствование организационной структуры, углубление концентрации, специа-лизации, кооперирования, диверсификации и др.).
Слайд 16Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции
Основы экономики и
управления производством. Тема 7
Обобщающим показателем затрат предприятия на производство всей
его продукции служит показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.
Он является одним из важных показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия и в самом общем виде может быть рассчитан по формуле:
З1р = С / ТП
где С – полная себестоимость товарной продукции, руб.;
ТП – товарная продукция предприятия, руб.;
Слайд 17Прибыль предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Прибыль является
конечным финансовым результатом и целью деятельности предприятия.
Как экономическая категория прибыль
отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Прибыль предприятия характеризует экономический эффект, полученный в результате его деятельности. Получение прибыли означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Одновременно прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения его производственной деятельности, научно-технического и социального развития, материального поощрения работников.
Прибыль является также одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Слайд 18Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Валовая
прибыль (Пв) характеризует результат производственной деятельности предприятия и рассчитывается разницей
выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и производственной себестоимостью.
Пв = ВР – Спроизв.
где ВР – выручка от продажи (реализации) товарной продукции, руб.;
Спроизв. – себестоимость производства товарной продукции, руб.
Прибыль от продаж (реализации) (Ппр) характеризует прибыль предприятия от обычной деятельности и учитывает не только затраты на производство продукции, но и затраты на ее продажу.
Ппр = ВР – С = Пв – Зкомм – Зупр
где С – полная себестоимость товарной продукции, руб.;
Зкомм – коммерческие расходы, руб.;
Зупр – управленческие расходы, руб.
Слайд 19Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Прибыль
до налогообложения (балансовая прибыль) (Пн) характеризует успешность всей деятельности предприятия
за отчетный период и рассчиты-вается корректировкой прибыли от продаж на доходы и расходы по другим видам деятельности предприятия, не связанным с производством основной продукции (проценты, операционные и внереализационные доходы и расходы). Она является базой для начисления налога на прибыль и других обязательных платежей.
Пн = Ппр – Зпроч
где Зпроч – прочие доходы и расходы, руб.
Прибыль до налогообложения предприятия образуется:
от продажи товарной продукции;
от продажи: основных средств, оборотных средств, других материальных ценностей;
от внереализационных операций – штрафов, пени, неустоек, курсовой разницы по валютным счетам и по операциям с иностранной валютой; доходов (дивидендов, процентов) по акциям.
Слайд 20Показатели прибыли предприятия
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Чистая
прибыль (Пч) характеризует прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и рассчитывается
как разность прибыли до налогообложения и суммы обязательных налогов и платежей.
Пч = Пн – Нпр
где Нпр – сумма начисленного налога на прибыль и других обязательных
платежей, руб.
Чистая прибыль в условиях рыночной экономики является важнейшим показателем деятельности предприятия.
Чистая прибыль используется предприятием самостоятельно. Она направ-ляется на финансирование производственного развития предприятия, его социальной сферы, выплату дивидендов и других форм материального поощрения и т.п.
Слайд 21Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Рентабельность – это
относительный показатель эффективности производ-ства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень
использования ресурсов.
Рентабельность показывает степень прибыльности предприятия (продукции). Она определяется в процентах.
В целях анализа на предприятии рассчитывают два показателя рентабельности:
рентабельность предприятия (общая рентабельность);
рентабельность продукции.
Слайд 22Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Рентабельность предприятия (R)
определяется по формуле:
R = Пн / (Фос + Фоб)
где
Фос – среднегодовая стоимость основных фондов;
Фоб – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
Показатель рентабельности предприятия является одним из оценочных показателей. Он призван стимулировать рациональное использование производственных фондов.
Рентабельность продукции (Rп) определяется по формуле:
Rп = Ппр / С
Рентабельность продукции показывает привлекательность каждого вида продукции для покупателей. Изучение показателей рентабельности по различным видам производимой продукции позволит оптимизировать ассортимент предприятия.
Слайд 23Показатели рентабельности
Основы экономики и управления производством. Тема 7
Существует много разновидностей
показателей рентабельности – рента-бельность активов, собственного капитала рентабельность реализации и
др. Все они характеризуют эффективность различных сторон деятельности предприятия.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще используется прибыль до налогообложения или чистая прибыль) или к затраченным средствам, или выручке, или к активам предприятия.