Слайд 1Тема: Формирования ученического коллектива
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение понятия коллектива.
2. Признаки коллектива.
3. Отношения в коллективе.
4. Коллективистские
отношения.
5. Структура коллектива.
6. Ценности коллектива.
7. Психологический климат.
8. Условия эффективности
деятельности коллектива.
9. Этапы развития коллектива.
Слайд 3Группа – объединение людей, основанное на их общем участии в
деятельности, которое регулируется формальными и неформальными отношениями.
Коллектив – группа, в
которой ее члены объединены общественно ценными и личностно значимыми целью и содержанием совместной деятельности (А.В. Петровский)
Не каждая группа является коллективом!
Признаки коллектива
Общественно-полезная цель.
2. Отношения, соответствующие
общественным нормам.
Слайд 4По количественному признаку в структуре коллектива выделяют:
Общий коллектив (школа, университет,
производственный коллектив).
«Первичный коллектив» (А.С. Макаренко) – коллектив, в котором отдельные
его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении (8-15 человек) (ученический класс, студенческая группа).
Слайд 5По качественному признаку структура коллектива включает:
Формальную структуру – складывается на
основе документа (приказ, устав, положение) и отражает социальные роли и
деловые отношения.
Неформальную структуру – складывается стихийно, отражает индивидуальные отношения, определяет положение личности в системе межличностных отношений («звезда», «предпочитаемый», «пренебрегаемый», «отвергаемый» и пр.)
Слайд 6Коллективистские отношения характеризуются:
1. Ответственностью
2. Коллективизмом
3. Сплоченностью
4. Контактностью
5. Открытостью
6. Организованностью
7. Информированностью
Слайд 7Структура коллектива
1. Позиция.
2. Статус.
3. Внутренняя установка.
4. Роль.
5. Композиция.
6. Каналы
коммуникаций.
Слайд 8Позиция - официальное положение человека в коллективе.
Статус - неформальная характеристика
индивида в коллективе, степень его авторитетности.
Внутренняя установка - личное, субъективное
восприятие человеком своего собственного статуса.
Роль - нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека.
Композиция коллектива - характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива.
Каналы коммуникаций - это структура взаимодействия участников коллектива, обмена информацией между ними.
Слайд 10 Структура коллектива определяется целями и задачами коллектива
1. Если
задача состоит в совершенствовании системы общения в коллективе, то внимание
следует обратить на каналы коммуникаций.
2. Если нужно решить быстро и оперативно конкретные задачи, то следует изучить композицию коллектива.
3. Если задача – изучить положение отдельного ученика в коллективе, то необходимо сделать анализ ролей и внутренних установок.
Ценностные ориентации - отношение человека к обществу.
Слайд 11 Отличие групповых норм от ценностных ориентаций
Групповые нормы регулируют поведение школьников как бы снизу, со
стороны самого коллектива
Ценностные ориентации воспитываются в детях сверху, обществом. Они отражают культуру общества.
Ценностные ориентации являются социально-психологической основой для существующих в коллективе норм.
Слайд 12Традиции - сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные
способы общения и осуществления совместной деятельности.
Обычаи - это воспринятый из
прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде.
Ритуал- строго регламентированный порядок действий.
Социальные нормы, ценностные
ориентации, традиции, обычаи,
ритуалы коллектива образуют
социально- психологическую основу
«чувства Мы».
Слайд 13Педагогические требования к организации детского коллектива
Коллектив должен иметь общественно значимую
цель.
Коллектив должен осуществлять общественно значимую деятельность.
Коллектив должен иметь традиции.
В коллективе
должна поддерживаться преемственность поколений.
Необходимо формирование благоприятного психологического климата, общего позитивного настроя.
Слайд 146. Члены коллектива должны быть включены в процесс игры, творчества.
7.
В коллективе должна присутствовать эстетика.
8. В коллективе личность должна чувствовать
себя защищенной.
9. В коллективе должны складываться деловые отношения (взаимная ответственность).
10. Коллектив должен создавать условия для развития каждой личности.
Слайд 15Характеристики общественного мнения
1. Единодушие.
2. Разногласие.
Форма выражения общественного
мнения: осуждение, радость, восторг, огорчение, негодование.
Источники формирования общественного
мнения: знания на уроках, радио, ТВ, суждения авторитетных сверстников, чтение.
Слайд 16
Психологический климат коллектива- это сложная система многообразных положительных и отрицательных
эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний.
Психологически здоровый коллектив характеризуется высокой нравственной
атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью.
Слайд 17 Содержательные характеристики, отражающие психологию коллектива:
Межличностные отношения.
Коллективные нормы и
ценностные ориентации.
Общественное мнение.
Обычаи, традиции.
Внутренние установки.
Слайд 18Первая стадия – становление коллектива
Вторая стадия – усиление влияния актива (стабилизация структуры
коллектива, как целостной системы, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и
саморегуляции.
Третья стадия развития – расцвет коллектива, когда складывается собственно коллектив. Коллектив предъявляет требования к каждому.
Четвертая стадия – этап движения. Выражается более высокими требованиями к себе, чем к своим товарищам.
А.С. Макаренко о стадиях развития коллектива
Слайд 19Стадии развития коллектива по Л.И. Новиковой
– стадию сплочения коллектива;
– стадию
превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся;
– стадию, когда важнейшей
заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
Слайд 20 Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину
(педагогическая характеристика)
Песчаная
россыпь
Мягкая глина
Мерцающий маяк
Алый парус
Горящий факел
Слайд 21
Стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину
«Песчаная россыпь» Бывает так
в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все
вместе, и в то же время каждый отдельно.
«Мягкая глина» В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть воспитатель, лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
Слайд 22«Мерцающий маяк» Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки
света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на
помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путем.
«Алый парус» Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все – за одного»
«Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горячим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Слайд 23 Психологическая характеристика коллектива по Л.И.Уманскому
Диффузная, формальная группа
Ассоциация
Кооперация
Автономия
Коллектив
Слайд 24Закон движения коллектива – согласованность ближних, средних и дальних индивидуальных
и коллективных целей, обеспечивающая движение вперед, напряжение всех сил ради
достижения цели, радостное ожидание
(но нельзя строить перспективу только на принципе удовольствия).
2. Закон параллельного педагогического действия:
воспитательное влияние на личность оказывается как прямо, так и опосредованно (на личность через коллектив и на коллектив через личность).
Законы формирования коллектива
(закон перспективы, закон «завтрашней радости»)
Слайд 25Коллектив – «богатство индивидуальностей»
(В.А. Сухомлинский)
Механизм развития личности в коллективе:
Индивидуальные
«вклады» обогащение коллектива
влияние на личность
Индивидуальные «вклады» личности в развитие коллектива (В.А. Сухомлинский)
Взаимовлияние коллектива и личности
Слайд 26Ситуации для анализа:
Ситуация 1.
Ученик отказался участвовать в общем деле,
сославшись на занятость, коллектив объявил ему бойкот.
На какой стадии
развития находится данный коллектив?
Каковы возможные последствия бойкота?
Какой закон здесь действует?
Слайд 27Ситуация 2.
В коллективе есть ребенок, с которым никто не хочет
сидеть за одной партой. Его слабые попытки идти на контакт
заканчиваются неудачей.
Каковы должны быть действия классного руководителя?
Слайд 28Ситуация 3.
Староста вашего класса пользуется у учеников авторитетом. Вам, как
классному руководителю, достаточно обговорить с ним общие задачи, и вы
уверены, что все будет сделано. Но вы замечаете, что ему все больше нравится командовать, в голосе появляются начальственные нотки, привычной стала властная поза, жесты.
Что следует предпринять в этой ситуации? Почему?
Слайд 29Ситуация 4.
Учительница обратилась с просьбой к коллективу воздействовать на нерадивого
ученика, он регулярно не готовится к урокам.
На какой закон ориентировалась
учительница? Насколько это педагогически целесообразно, этично?
Слайд 30Ситуация 5.
Ваш класс по показателям учебы – лучший в школе,
но учеников не интересует никакая общественная деятельность. С их точки
зрения нецелесообразно тратить время на «всякие мероприятия».
На какой стадии развития находится данный коллектив?
Можно ли изменить общеколлективные ориентиры?
Слайд 31Ситуация 6.
У вас в классе есть враждующие группировки.
В результате, крайне сложно провести какое-либо общее дело.
На какой стадии
находится коллектив? Возможно ли изменить ситуацию?