Разделы презентаций


Тема: Использование парадоксов на уроках русского языка. Особенности создания

ПарадоксПарадоксы исходят из противоречий, обостряя их до предела. От парадоксальных формулировок наш мозг впадает в ступор, но нам как раз это и требуется. Запускаются дополнительные механизмы мышления, начинают строиться новые нейронные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Использование парадоксов на уроках русского языка. Особенности создания проектных

задач.
Автор: Неверова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ

«Смеловская СОШ»
Тема: Использование парадоксов на уроках русского языка.  Особенности создания проектных задач.Автор: Неверова Галина Александровна, учитель русского

Слайд 2Парадокс
Парадоксы исходят из противоречий, обостряя их до предела.

От парадоксальных

формулировок наш мозг впадает в ступор, но нам как раз

это и требуется. Запускаются дополнительные механизмы мышления, начинают строиться новые нейронные связи, что постепенно выводит нас на сильные решения задачи.
ТРИЗ парадоксы ввел Сергей Фаер.

Парадо́кс — в широком смысле высказывание, мнение, рассуждение, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным, или противоречащим здравому смыслу (зачастую лишь при поверхностном понимании).
(Википедия)

ПарадоксПарадоксы исходят из противоречий, обостряя их до предела. От парадоксальных формулировок наш мозг впадает в ступор, но

Слайд 3Парадоксы на уроках русского языка в 5 классе
Тема «Имена прилагательные

полные и краткие».
Просим от полных прилагательных образовать краткие формы.
Например,

случайный – случаен, знойный – зноен, достойный – достоин.
Почему в краткой форме в двух словах суффикс –ен, а в третьей паре слов в краткой форме суффикс -ин?

Некоторых учеников этот парадокс просто веселит, а кто-то захочет найти истину, будет искать причину такого написания, коснется истории русского языка.

Тема«Омонимы» .
Приводим пример лингвистического парадокса-анекдота: Объявление: «Лечу от всех болезней!».
«Ну-ну, лети-лети, - подумал старик,- от всех не улетишь!»
Задается вопрос: - Почему так подумал старик? В каком значении он понял слово? Что имел ввиду составитель объявления?

Парадоксы на уроках русского языка  в 5 классеТема «Имена прилагательные полные и краткие».Просим от полных прилагательных

Слайд 4Тема «Имя существительное»
Почему мы говорим пара брюк, пара ботинок, но

не говорим пара пиджаков?
Такой вопрос задаю при изучении числа

имени существительного.
Оказывается, в Петровскую эпоху в русском языке существовало двойственное число, которое указывало на пару предметов. Это число ушло из употребления в 17 веке. Осталось только единственное и множественное, а слово «пара» употребительно только к предметам, которые имеют два предмета, как одно целое. Например, пара брюк, пара туфель

При изучении рода имен существительных просим образовать родовые формы от данных слов: певец, актер, гимнаст, врач, профессор.
Ученики безошибочно приводят родовые пары слов: певец- певица, актер – актриса, гимнаст – гимнастка, поэт – поэтесса, врач –врачиха, профессор – профессорша. Не понимая или понимая, что последние два слова носят пренебрежительный характер?
В то же время обращаем внимание детей на ошибки, на то что такие слова можно услышать в повседневной речи, и люди не задумываются над тем, что они нарушают нормы русского языка

Тема «Имя существительное»Почему мы говорим пара брюк, пара ботинок, но не говорим пара пиджаков? Такой вопрос задаю

Слайд 5Вывод
Тема «Глагол как часть речи».
Ученики приводят примеры своих глаголов, кто-то

из детей говорит: «Собака сидит у будки, а воробей сидит

на карнизе»
Почему? Воробей ведь стоит, а не сидит (на попе). - Почему стакан и тарелка стоят на столе, а вилка лежит? Стакан лежит на столе, если он находится на боку.
- Почему сапог сидит на ноге, но стоит у порога?

Дети становятся активными и, в то же время, понимают, что в русском языке немало парадоксов, которые объяснить просто не возможно.
Понимают и то, какой русский язык интересный, веселый, могучий!..

ВыводТема «Глагол как часть речи».Ученики приводят примеры своих глаголов, кто-то из детей говорит: «Собака сидит у будки,

Слайд 6Проектная задача
Структура проектной задачи:
1. Описание проблемной ситуации. В описании должна

быть скрыта формулировка проектной задачи.
2. Анализ проблемной ситуации и формулировка

учащимися самой задачи. 
3. Поиск путей решения проектной задачи, создание возможных вариантов конечного результата, которых может быть несколько.
4. Решение задачи, т.е. создание «продукта», который впоследствии будет представлен и оценен.

Проектная задача -
это задача, в которой «через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей».

Проектная задачаСтруктура проектной задачи: 1. Описание проблемной ситуации. В описании должна быть скрыта формулировка проектной задачи. 2.

Слайд 7Примеры
«Необъятная, неизмеримая и неисполнимая цель».

При изучении темы «Научно-учебный и научно-популярный стили речи»

проектное задание к тексту сформулировано так:
«Проводим лингвистическое наблюдение. В последние годы происходят изменения в нашем языке - и иногда не в лучшую сторону. Как сохранить наш язык, его красоту? Придумайте «Программу сохранения нашего языка». В ней должны быть отражены такие вопросы: • Какие законы нужно принять, чтобы беречь русский язык? • Что допустимо и недопустимо на радио, телевидении? • Какие книги нужно написать и издать? Придумайте, какие ещё вопросы можно включить в «Программу». Работайте над проектом всем классом»

Составьте текст любого жанра по теме «Описание природы» от лица холерика, сангвиника и флегматика.
В чем разница позиции автора? Какие языковые средства помогут в оформлении мысли? Какие языковые средства (фонетические, лексические, морфологические, синтаксические) раскрывают психологическое состояние?

Примеры «Необъятная, неизмеримая и неисполнимая цель».       При изучении темы «Научно-учебный и

Слайд 8Рекомендации



Спасибо за внимание! Всем здоровья и творческих успехов в работе!
«Методическое

пособие по созданию современного урока». Выпуск 1.
Составитель и редактор

Тверитина М.С. – Шадринск, 2018. – стр.140
РекомендацииСпасибо за внимание! Всем здоровья и творческих успехов в работе!«Методическое пособие по созданию современного урока». Выпуск 1.

Слайд 9Информационные источники
Уголок кленовые листья
Фон раскрытая книга на спирали





Вы можете использовать

данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники

и автора шаблона.
Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДИЮ Каменского района Пензенской области
© Полшкова В.В., 2019
Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/

В шаблоне применен переход «Листание», что создает эффект перелистывания страниц книги


Информационные источникиУголок кленовые листьяФон раскрытая книга на спиралиВы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика