Слайд 1Тема: История становления и развития тайм-менеджмент
.
1 Предпосылки возникновения тайм-менеджмента
2 Эволюция
теории об эффективной организации времени в начале ХХ века: развитие
теории в западном менеджменте.
3 Развитие теории в отечественной науке.
4 Период «классического» тайм-менеджмента в 50-90-е гг. ХХ века.
5 Современный тайм-менеджмент: развитие консалтинговых услуг.
Слайд 21 Предпосылки возникновения тайм-менеджмента.
Дисциплина тайм-менеджмент оформилось в самостоятельное направление
менеджмента организации к концу 60-х гг. ХХ века.
Слайд 3
В этой области наиболее широкое распространение получили работы, исследования и
подходы отечественных авторов Г.Х. Попова, А.К. Гастева и П.М. Керженцева
и зарубежных специалистов – Л. Зайверта (Германия), Ст. Кови, П. Дойля (США), Б. Санто (Венгрия).
Благодаря работам этих и других авторов, тайм-менеджмент к концу 60-х гг. ХХ века оформился в самостоятельную дисциплину, которая включает в себя набор систем и технологий по планированию и организации времени.
Слайд 4
Тайм-менеджмент как практическая дисциплина изначально разрабатывалась консультантами по менеджменту и
психологии.
Ряд отечественных и зарубежных специалистов по управлению, психологии и
организационной культуре разрабатывали методологию планирования личного и рабочего времени в форме книг, статей и учебных курсов.
Слайд 5.
Стоит отметить систему управления личным временем Бенджамина Франклина, основу
которой составляет выбор долгосрочных и краткосрочных целей, без чего невозможно
представить современный тайм-менеджмент.
Слайд 6.
Полезные советы в этой области не были сведены к
серьезному теоретическому обобщению – того и не требовалось на данном
витке развития, так как обществу со сравнительной стабильностью в социальных процессах и высокой зависимостью личности от социума и его ритмов было достаточно отдельных рекомендаций.
Но, начиная с первых десятилетий ХХ века, системные методы повышения качества и уровня труда отдельного человека стали одним из ключевых направлений, влияющих на повышение эффективности работы.
Слайд 72 Эволюция теории об эффективной организации времени в начале ХХ
века: развитие теории в западном менеджменте.
.
Все более популярным вариантом
социологического мышления в данный период времени становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Дж. Коулмен.
Он отрицает понятие системы. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Совместно с М. Крозье Дж. Коулмен разработали теорию социального действия в рамках организации и подчеркивал значение не столько идей, сколько различных стратегий при изучении процесса принятия решений и выявления их эффективности.
Слайд 8.
Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи
человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляется преобразования
как в макро-, так и в микроэкономическом плане.
Рассмотрение проблемы эффективной организации времени индивида в данном аспекте становится наиболее актуальным.
Слайд 9.
Более близок к современной интерпретации функций и целей теории
организации времени был французский ученый Анри Файоль, который в 1916
г. в своей работе «Общее и промышленное управление» отмечал значимость последовательности в выполнении функций рабочего процесса в любом объекте. А. Файоль одним из первых ввел такие понятия, как «стратегическое планирование», «оперативное планирование» и «ресурс времени».
Слайд 10Административная (классическая) школа управления
.
Целью классической школы было создание универсальных
принципов управления.
А.Файоль разработал 14 принципов управления, многие из которых
до сих пор полезны:
1. Разделение труда.
2. Власть – ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единство распорядительства (единоначалие).
5. Единство руководства (одна программа – один руководитель).
6. Подчинение частных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация в меру.
9. Иерархия в управлении.
10. Порядок (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте).
11. Справедливость.
12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива.
14. Единение персонала.
Слайд 113. Развитие теории в отечественной науке.
. Отечественная научная школа организации
труда и организации личного времени имеет ряд собственных достижений, полученных
независимо от западной науки, причем иногда не имеющей в ней аналогов.
Первый этап развития тайм-менеджмента в России относится к 20-м годам ХХ века.
Алексей Капитонович Гастев, директор Центрального института труда (ЦИТ), во главу угла поставил отдельное рабочее место.
Только на базе радикальной реконструкции этой первичной клеточки предприятия ЦИТ идет дальше и строит свою модель рациональной организации предприятия и других более высоких уровней иерархии.
Слайд 12.
Схема научного поиска выстраивается в таком порядке: от микроанализа
движений, приемов, операций к макроанализу предприятия в целом.
Такая схема
получила название методологии «узкой базы», суть которой заключалась в том, что всю работу по научной организации труда и управления следует начинать с упорядочения труда отдельного человека, кем бы он ни был – исполнителем или руководителем.
Слайд 13.
Значительным достижением отечественной школы организации времени можно считать обоснование Гастевым
положительной роли механизации и стандартизации рутинных операций в повышении эффективности
именно умственного труда.
Новым в отечественной теории организации труда было то, что П.М. Керженцев рассматривал время и научную организацию труда в широком общественном и экономическом контексте.
Керженцев создал и возглавил Лигу «Время», тем самым, вовлекая широкую общественность в реализацию программы рационального использования времени.
Слайд 14.
П.М. Керженцев, в отличие от А.К. Гастева, в своих работах
уделял внимание именно борьбе за время, а не научной организации
труда вообще.
Керженцев широко использует представление о времени, как о ресурсе, который может непроизводительно расходоваться в народном хозяйстве, который можно более или менее рационально распределять, которому можно вести правильный и точный учет, нормировать его расходы, установить своеобразную бухгалтерскую книгу для учета.
Слайд 15.
Несмотря на наличие предпосылок возникновения тайм-менеджмента, заключающихся
в исследовании и введении новых направлений в персональной организации труда,
целостной системы в это время так и не сложилось. Также аспект связи личной эффективности и эффективности организации был лишь затронут, но не проработан.
Слайд 16.
Второй этап начался с выхода в начале
70-х годов ХХ века книги Д.А. Гранина «Эта странная жизнь».
На
этом этапе впервые появились идеи:
хронометража как основы управления своим временем
бюджетирования расходов времени
Слайд 17.
Третий этап начался в 2001 г, когда
на сайте «Организация времени» зародилось первое онлайновое тайм-менеджмерское сообщество.
В 2003
г. была основана первая в России тренинговая компания «организация времени», развивающая научную школу тайм-менеджмента.
Основоположником отечественной методики тайм-менеджмента является Г.А. Архангельский
Слайд 18 Период «классического» тайм-менеджмента в 50-90-е гг. ХХ века.
.
К 50-м гг. ХХ века управление личным временем постепенно выделяется
как самостоятельная область знаний в общем менеджменте, поэтому в последующих разделах историко-аналитического обзора внимание сосредоточивается непосредственно на тайм-менеджменте
Период «классического тайм-менеджмента» 50-е-90-е гг. ХХ века характеризуется, прежде всего, тем, что идеи тайм-менеджмента развивались «внутри» теоретического и прикладного менеджмента.
Слайд 19.
В дальнейшее развитие осмысления роли человеческого фактора в эффективности
организации, подготовившее базу для выделения самоменеджмента в отдельную отрасль менеджмента,
большой вклад внесли ключевые фигуры науки управления 80-х гг. ХХ века Т. Питерс и Р. Уотерман.
Слайд 20.
О тайм-менеджменте как об отдельном направлении в науке впервые
было заявлено в Голландии в 70-е гг. ХХ века, где
появились специализированные курсы для служащих и бизнесменов по обучению планированию времени.
Затем проблема управления временем привлекла внимание специалистов в США, Германии, Финляндии и ряде других стран.
Слайд 21.
Для «классического тайм-менеджмента» 60-х-90-х гг. ХХ века характерно жесткое
разделение персонального тайм-менеджмента («индивидуального» и «ролевого») и организационного тайм-менеджмента («социального»).
Системы организации личного времени, относящиеся к «технологическому» тайм-менеджменту, являются логически структурированными комбинациями принципов и технологий, найденных эмпирическим путем, но не являющиеся путем научного системного анализа.
В противовес этому направлению «личностная» тенденция в тайм-менеджменте помогает отыскать новые резервы личной эффективности за счет социальных и психологических факторов.
Слайд 22.
5 Современный тайм-менеджмент: развитие консалтинговых услуг.
Следующий этап в
развитии технологий повышения личной эффективности можно выделить по признаку превращения
тайм-менеджмента из служебной технологии в комплексную дисциплину, которая становится основой личной работы, личной эффективности и личной стратегии человека.
Если провести хронологические рамки этого этапа, то начало его можно отнести к 90-м гг. ХХ века, когда в технологиях управления личным временем появляется мощный психологический, мировоззренческий пласт.
Слайд 23.
Для современного зарубежного тайм-менеджмента характерны три тенденции:
гуманизация,
дифференциация,
компьютеризация.
Слайд 24.
Гуманизация означает приоритетность именно индивидуального тайм-менеджмента, связанного с личностным ростом
и самосовершенствованием, и в определенной мере отторжение ролевого и социального
тайм-менеджмента.
Если ролевой и социальный тайм-менеджмент являются средством адаптировать человека к внешнему времени (времени организационных и технологических процессов), то индивидуальный тайм-менеджмент нацелен на постижение и овладение своим внутренним временем.
Главным аспектом внутреннего времени является личностное самоопределение: четкое понимание своих жизненных ценностей и сознательный выбор достойных и масштабных жизненных целей.
Слайд 25.
Дифференциация современного ТМ происходит в большей мере не по технологическому
принципу (как это было характерно для классического таймменеджмента 60-х-90-х гг.
ХХ века), а по потребительскому.