Слайд 1ТЕМА: Лейтмотивы утраты в повести В. Маканина
«Где сходилось небо
с холмами»
18.05.2020
Литература
22 группа
Слайд 2ЗАДАНИЕ К УРОКУ:
1. Изучите материал урока.
2. Прочитайте «Краткое содержание повести
«Где сходилось небо с холмами»».
3. Ответьте на вопросы:
-Что было неотъемлемой
частью жизни аварийщиков?
- Кто такой Васик? Меняется ли отношение Башилова к Васику?
- Зачем герой в третий раз приезжает в поселок? Чего он, может быть, подсознательно ищет?
Слайд 3Родился Владимир Семенович Маканин 13 марта 1937г. в уральском городе
Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семен
Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. При этом к моменту рождения сына семья обитала в бараке.
Слайд 4Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в
уральском тылу были полны нехваток и лишений. Нередко приходилось жить
впроголодь. Память об этой поре часто всплывает на страницах произведений писателя.
После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Владимир закончил среднюю школу, проявив хорошие способности к физике и математике. После этого он отправился в Москву и поступил в МГУ на механико-математический факультет.
Слайд 5Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки»), будущий писатель
отработал пять лет в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Будни «почтового
ящика» — математические расчеты, командировки на полигоны, соперничество отделов и лабораторий – послужили материалом для дебютного романа Маканина «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.
Слайд 6Но еще раньше, в 1964 г., страсть к литературе пересилила
тягу к математике и практические соображения. Маканин оставил свою инженерную
профессию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Для многих людей с техническим образованием это был тогда легальный способ переместиться в гуманитарно-творческую сферу – примерно в одно время с ним на этих курсах учились Андрей Битов и Тимур Пулатов, Грант Матевосян и Рустам Ибрагимбеков.
Слайд 7По окончании курсов, в 1971 г. Маканин поступил на работу
в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же
году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьезную аварию и получил тяжелую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. С помощью врачей и собственными усилиями писатель сумел справиться с последствиями травмы.
Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо», но их отголоски можно найти и в других его произведениях.
Слайд 8Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом поселке» (1974), в основном
благодаря его заглавной повести, стал «манифестом» того метода, который писатель
взял на вооружение — по меньшей мере на ближайшие двадцать лет. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком ее суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архитипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.
Слайд 9ПОВЕСТИ, РОМАНЫ И РАССКАЗЫ
70-Х — 80-Х ГОДОВ.
Они составили
сборники:
«Старые книги» (1976),
«Портрет и вокруг» (1978),
«В большом
городе» (1980),
«Голоса» (1982),
«Предтеча» (1983),
«Река с быстрым течением» (1983),
«Где сходилось небо с холмами» (1984),
«Человек свиты» (1988) ,
«Кавказский пленный» (1994) и многие другие.
Слайд 10Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это
происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты
и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными. Но по этой же причине журналы, жаждавшие актуальности, мало интересовались его вещами, и творчество Маканина долгое время не попадало в фокус внимания ведущих критиков и в эпицентр громких дискуссий.
Слайд 13ГДЕ СХОДИЛОСЬ НЕБО С ХОЛМАМИ
Герой Маканина вырывается из родного посёлка
в огромный мир. Он получает долгожданную свободу и начинает строить
свою жизнь по-своему. Но вскоре понимает, что в его жизни не хватает чего-то самого главного, без чего жизнь теряет свою ценность. Чувствуя эту утрату, герой пытается разобраться в себе, поэтому основным приемом Маканина становится сопоставление прошлого и настоящего, своеобразная рефлексия героя.
Маканин в своей повести раскрывает смысл утраты в духовном плане. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа. С помощью лейтмотива утраты Маканин развивает тему вины за всё, что происходит в жизни человека на примере Башилова – главного героя повести. Автор проводит нас через всю жизнь Башилова, начиная с его детства в Аварийном посёлке.
ПРОЧИТАЙТЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ
Слайд 14Для трех повестей Маканина – « Утрата», «Один и одна»,
«Отставший» (все 1987) – характерен общий сюжетный принцип «наложения, совпадений,
просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора. Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе Сюжет усреднения (1992) приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом – это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие». Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев
Слайд 15Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации
в период разрушения жизненных устоев. Этой теме посвящена повесть «Лаз»
(1991), действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни. Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь. Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993), за создание которой прозаик получил Букеровскую премию. Действующие лица этого произведения – «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».
Слайд 16Фильм по книге Маканина «Кавказский пленный»
Слайд 17Рассказ «Кавказский пленный» (1998) посвящен болезненной теме взаимного притяжения и
отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская
тема затрагивается и в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени «(1999). Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович, – писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества». Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и др.
Слайд 19Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире. Он один
из немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только
отечественного, но и западного читателя. Его книги переведены на десятки различных языков.
Его произведения экранизируют, по ним ставятся пьесы. Каждая книга Маканина – это настоящее событие в большой литературе. Самая популярная его работа – повесть "Стол, покрытый сукном и с графином посередине" - была названа в литературном приложении британского издания "Таймс" "выдающимся произведением российской прозы".
Именно благодаря этой повести писатель стал лауреатом Букеровской премии.
Маканин старается достичь художественного мастерства и философской глубины Толстого, и не безуспешно", - говорится в Washington Post Book World.
Слайд 20Владимир Маканин женат, у него две дочери и несколько внуков.
Он живет в Москве, но чаще на подмосковной даче.