Слайд 1Тема № 2
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Модель «совокупного спроса – совокупного предложения AD-AS»
Слайд 2 Совокупный спрос (AD) – представляет собой сумму расходов всех макроэкономических
агентов, которые они намерены сделать (при подсчёте ВВП считается сумма
фактических расходов домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора).
Слайд 3Макроэкономическое равновесие
Идеальное (теоретически желаемое) – достигается в экономическом поведении субъекта
экономических отношений при полной оптимальной реализации их интересов во всех
структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства;
Реальное – устанавливается в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок;
Частичное – равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства.
Общее – одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом (макроэкономическое равновесие).
Слайд 4Совокупный спрос (AD)
Уровень цен
(дефлятор)
AD
ВВП
Слайд 5Отрицательный наклон кривой AD
Объясняется тем, что чем выше уровень
цен, тем меньше реальные запасы денежных средств, а следовательно, меньше
и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.
Слайд 6Причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса
1. Эффект процентной
ставки
(эффект
Кейнса)
Уровень цен Спрос на деньги Ставка процента
Инвестиционный спрос Совокупный спрос
Слайд 7 2. Эффект реального богатства
(эффект Пигу)
Уровень цен Покупательная способность
номинального богатства
Потребительские расходы Совокупный спрос
Слайд 8 3. Эффект импортных закупок
(эффект Манделла-Флеминга)
Уровень цен
Экспорт ,
Импорт
Чистый экспорт Совокупный спор
Слайд 9Неценовые Факторы, влияющие на потребительские расходы
национальный доход – доход,
заработанный
домохозяйствами;
подоходные налоги ;
трансферты ;
ожидания потребителей:
- ожидания изменения
цен;
- ожидания изменения дохода;
- ожидания потери работы (безработицы) ;
- ожидания изменения количества товаров (избыток или
нехватка);
задолженность потребителей;
ставка процента;
уровень цен.
Слайд 10Неценовые факторы, влияющие на инвестиционные расходы
ставка процента, поскольку фирмы,
как правило, используют заемные средства для покупки инвестиционных товаров;
ожидания, т.е.
уверенность фирм в будущем (business confidence);
доход, часть которого фирмы могут использовать на инвестиционные расходы (реинвестирование);
налоги;
субсидии;
начальный запас капитала;
технологии;
Слайд 11Неценовые факторы, влияющие на чистый экспорт
величина ВВП в данной
стране
величина ВВП в других странах
валютный курс национальной денежной единицы
Слайд 12 Совокупное предложение (AS) - это стоимость того количества товаров и
услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители (частные
фирмы и государственные предприятия).
Слайд 13 В соответствии с трактовкой вопросов о степени гибкости цен и
о способности рынка к восстановлению равновесия существует 2 подхода к
анализу макроэкономических процессов, 2 макроэкономические модели: классическая и кейнсианская.
Слайд 14Классическая модель
Основы данной модели заложены ещё в 18 веке. Основоположники:
Смит, Рикардо и др.
Основные положения:
На всех рынка существует совершенная конкуренция,
поэтому экономические агенты являются ценополучателями.
Все цены – гибкие
Принцип государственного невмешательства в экономику
Объём выпуска соответствует объёму выпуска при 100% использовании всех имеющихся ресурсов
Совокупное предложение первично по отношению к AD
Экономика описывается в долгосрочном периоде (технологии)
Слайд 16Кейнсианская модель
Основы заложены в ХХ веке.
Основные положения:
На всех рынках
действует несовершенная конкуренция
Все цены – жёсткие («липкие»). Основа – контракты,
деятельность профсоюзов, «минимальная зарплата».
Принцип государственного вмешательства в экономику
Ресурсы используются не на 100 %
Совокупный спрос первичен по отношению к AS
Экономика описывается в краткосрочном периоде
Слайд 18Современная экономическая теория
Исходит из того, что реальными являются все варианты
кривой AS, которые можно объединить в одну кривую.
Слайд 19Промежуточный отрезок кривой AS
Промежуточный отрезок AS является восходящим, т.е. увеличение
реального объема ВНП сопровождается некоторым ростом цен.
Это может быть из-за
неравномерного развития некоторых отраслей (например быстро развивающаяся компьютерная отрасль в противоположность автомобилестроению).
Это может быть если для увеличения объема выпуска было использовано старое оборудование или менее квалифицированные работники (если существуют ограничения на рынке более эффективных ресурсов. В этом случае издержки на единицу продукции растут, повышая конечные цены.
Тем не менее реальный объем ВНП увеличивается.