Разделы презентаций


Тема первой мировой войны в творчестве зарубежных писателей

Содержание

План работыАнри Барбюс (1873–1935) – «Огонь»Ремарк Эрих Мария (1898 – 1970) – «Три товарища», «На западном фронте без перемен»Эрнест Миллер Хемингуэй (1899—1961) – «Прощай оружие!, «По ком звонит колокол»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Презентационная работа №14 на тему: «Тема первой мировой войны в литературе:

Барбюс, Ремарк, Хемингуэй»



Выполнила:
студентка III курса заочного отделения специальности «Библиотековедение»
Л.В. Третьякова
Преподаватель:
Н.В.

Бодрова
Презентационная работа №14 на тему: «Тема первой мировой войны в литературе: Барбюс, Ремарк, Хемингуэй»Выполнила:студентка III курса

Слайд 2План работы
Анри Барбюс (1873–1935) – «Огонь»

Ремарк Эрих Мария (1898 –

1970) – «Три товарища», «На западном фронте без перемен»

Эрнест Миллер

Хемингуэй (1899—1961) – «Прощай оружие!, «По ком звонит колокол»
План работыАнри Барбюс (1873–1935) – «Огонь»Ремарк Эрих Мария (1898 – 1970) – «Три товарища», «На западном фронте

Слайд 3Введение
Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины ХХ

века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей,

как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, повлияла на творчество писателей стран Европы. Правительства каждой из стран, участников этой войны за передел границ и сфер влияния, преследовали свои интересы. Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике.

Введение		Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины ХХ века, определила личные судьбы и сформировала художественные

Слайд 5Анри Барбюс (1873–1935)

Анри Барбюс (1873–1935)

Слайд 6Писатель занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций христианского

реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма

во Франции.
Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья Барбюс не подлежал мобилизации и всё же добровольно пошёл на фронт. Подобно большинству французов тех лет, он верил, что Франция стала жертвой милитаристской Германии, и настоял отправить его на передовую простым солдатом. Он увидел войну такой, какая она была на самом деле. Он открыл для себя реализм, поверил в возможности революционного выхода из войны (за год до того, как этот путь опробует Россия) и синтезировал новый тип романа, нарушавшего привычные параметры жанра. Герои романов «Огонь» и «Ясность» (1919) автобиографичны: на пути прощания с ложными иллюзиями они проходят сквозь очищающий огонь к ясности, что в лексиконе писателя обозначает истину и правду.


Писатель занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций христианского реализма, он стал вместе с тем основоположником

Слайд 7Роман Анри Барбюса «Огонь» начат в госпитале в декабре 1915

года, написан за шесть месяцев и впервые опубликован в августе

1916 года в газете «Эвр», а в октябре того же года автор был удостоен Гонкуровской премии. Несмотря на цензурные сокращения, ослабившие в газетной публикации антивоенный пафос романа, «Огонь» получил сразу же общенациональный и европейский резонанс и вошёл в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. В начале 1917 года роман вышел отдельным изданием.

Роман Анри Барбюса «Огонь» начат в госпитале в декабре 1915 года, написан за шесть месяцев и впервые

Слайд 8 «Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как работу, тяжёлую

и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных

людей, – не повинных ни в чём, кроме глупости», – это слова Горького, дважды писавшего предисловия к роману Барбюса.
«Огонь» написан на основе репортерских записей, которые Барбюс вел регулярно и которые определили жанровое своеобразие книги.


«Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как работу, тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в

Слайд 9
Роман имеет подзаголовок «Дневник взвода» и снабжён посвящением «Памяти товарищей,

павших рядом со мной в Круи и на высоте 119».

Автор подчёркивает этим строгое соответствие действительности, беспристрастную правду своей книги. Роман не имеет последовательно развивающегося сюжета, он как бы состоит из отдельных эпизодов-очерков, соединённых так, «чтобы каждый эпизод... добавлял какой-то штрих к целому». В двадцати четырёх главах романа немало маленьких самостоятельных фрагментов, напоминающих о Барбюсе как общепризнанном мастере новеллистического жанра.

Роман имеет подзаголовок «Дневник взвода» и снабжён посвящением «Памяти товарищей, павших рядом со мной в Круи и

Слайд 10
Повествование идёт от лица самого рассказчика – Барбюса, и от

лица взвода, судьбу которого писатель уже не отделяет от своей

судьбы. Барбюс не выдвигает кого-либо из своих героев, но индивидуализации и своеобразию их способствует яркость портретной и языковой характеристики. Даже в обрисовке эпизодических фигур нет схематизма, потому что автор умеет оттенить наиболее существенные черты. «У каждого, – заметил Роллан, – верно схваченные и чётко очерченные контуры, раз увидев, вы уже не спутаете его с другими».
Роман «Огонь» – произведение сложной художественной палитры: оно лирично и натуралистично одновременно; в нем доминирует публицистический (газетный) аспект, подчиняющий себе социальный и психологический анализ.


Повествование идёт от лица самого рассказчика – Барбюса, и от лица взвода, судьбу которого писатель уже не

Слайд 11
«Огонь» – необычайная книга о войне. Тут совсем немного сражений,

здесь нет эффектных сцен. Империалистическая война в «беспощадно правдивой», по

словам Горького, книге Барбюса – это прежде всего «чудовищно тяжкий труд простого солдата» (так писал Барбюс с фронта), это повседневное его гниение в окопах, это грязь, холод, одичание. Война – это уничтожение людей и созданных человеком ценностей, приведение всего сущего к единому знаменателю зловещей, пустынной «лиловой равнины», образ которой возникает в самом начале романа.

«Огонь» – необычайная книга о войне. Тут совсем немного сражений, здесь нет эффектных сцен. Империалистическая война в

Слайд 12
Последние страницы «Огня» характеризуются приемом многоголосия – полифонии. Говорит масса.

На протяжении всего романа образы солдат (хотя и достаточно яркие)

намеренно не выделялись автором: они были одними из многих. Здесь же, для того чтобы непосредственно передать голос массы, ослабляется персонификация. В разговор о войне, начатый Паради, включается все больше и больше солдат, безымянных и неизвестных.
Показано пробуждение массы. Миллионы солдат приобщаются к мысли о необходимости покончить с войной, начинают понимать, что их заставили убивать друг друга ради прибылей капиталистов, что «материал» войны – они сами. Солдаты обладают разной степенью сознательности, но все они преисполнены великим гневом против тех, кому нужна война.

Последние страницы «Огня» характеризуются приемом многоголосия – полифонии. Говорит масса. На протяжении всего романа образы солдат (хотя

Слайд 13Ремарк Эрих Мария (1898 – 1970)

Ремарк Эрих Мария (1898 – 1970)

Слайд 14
Будущий писатель родился 22 июня 1898 в Оснабрюке (Германия) в

семье переплётчика. Получил имя Эрих Пауль, которое впоследствии сменил на

Эрих Мария в память о своей матери. Учится в католическо-педагогическое училище. Много читает, любит Достоевского, Томаса Манна, Гёте, Пруста, Цвейга. С 17 лет начинает писать сам.
1916-1919 гг. – во Первой мировой войны Ремарк служит в армии, что определяет для него приоритеты, отношение к войне, дружбе, любви и жизни вообще. Более двух лет проводит в окопах Западного фронта. Получает ранение осколком гранаты в левую ногу, правую руку и шею. Долго лежит в госпитале. Награждён Железным Крестом Первой степени. В1919 г. увольняется из армии и отказывается от награды.
Будущий писатель родился 22 июня 1898 в Оснабрюке (Германия) в семье переплётчика. Получил имя Эрих Пауль, которое

Слайд 15
К работе над романом «Три товарища» приступил в 1932-м году.

Спустя четыре года произведение увидело свет. Книга о дружбе трёх

фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году. В настоящее время роман «Три товарища» считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.
Художественная проблематика романа связана с темой «потерянного поколения» - молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия «Трёх товарищей» - конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин. На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.

К работе над романом «Три товарища» приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет. Книга

Слайд 16
Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид

Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они

вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. «Мирное» (голодное и безработное) время ещё больше сплотило трёх друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днём и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть своё прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.
Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными

Слайд 17
Жизнь в послевоенной Германии можно было

бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей», если бы бытовые

трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т.п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к лёгкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих своё тело ради грошового заработка (проститутки из «Интернационаля»), не выглядит чем-то ужасным. Всё это существует и будет существовать ещё очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.
Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать ещё одной темой «Трёх товарищей»,

Слайд 18
Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, - это болезнь всего

общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне

угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.
Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, - это болезнь всего общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне

Слайд 19 Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только

о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка считает удавшимся: она

понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь. Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.

Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Всё остальное девушка

Слайд 20«На западном фронте без перемен»
После захвата гитлеровцами власти

в Германии в 1933 году, Ремарк, преследуемый за роман «На западном фронте», вынужден был покинуть

родную страну. Нацистские пропагандисты травили его, обвиняя «в подрыве воинского духа», в дискредитации немецкого солдата. Жил он в Швейцарии, затем во Франции, которую его также вынудили покинуть в 1939 году как немецкого антифашиста. Он уезжает в Нью-Йорк, фашисты лишают его немецкого гражданства.
«На западном фронте без перемен»  		После захвата гитлеровцами власти в Германии в 1933 году, Ремарк, преследуемый за роман «На западном фронте»,

Слайд 21
В романе «На западном фронте без перемен» Ремарк раскрывает свою ненависть к милитаризму.

С болью и горечью рассказывает он читателю о молодых парнях, которых ничему не научили, кроме

убийства, которые оказались «за бортом жизни». Он осуждает бесцельность жертв, клеймит ложь пропаганды. Он описывает развал кайзеровской армии: жизнь простых солдат в окопах ужасна, чтобы добыть себе пропитание им приходится мародерствовать, в то время как высшие чины находятся далеко от фронта.
В романе «На западном фронте без перемен» Ремарк раскрывает свою ненависть к милитаризму. С болью и горечью рассказывает он читателю о молодых парнях, которых

Слайд 22
Центральная тема романа — это тема солдатской дружбы. Ремарк очень тепло

описывает простых солдат. Пусть они превратились на войне в машины для убийства,

пусть присутствует в них циничное равнодушие, выработанное ежедневной опасностью, зато в душе каждого из них еще живут простые человеческие чувства. Они видят всю несправедливость той войны, на которой находятся, они начинают сомневаться, за правду ли они сражаются — их прежние убеждения расшатаны, они начинают видеть прежде всего людей и товарищей даже во врагах.
Центральная тема романа — это тема солдатской дружбы. Ремарк очень тепло описывает простых солдат. Пусть они превратились на войне

Слайд 23
Любая война — это большое зло и Ремарк ненавидил войну всем своим

сердцем. В своих книгах он показывал все ужасы войны, бессмысленность жертв, описывал

кошмарные последствия послевоенных лет на примарх судеб простых людей, бывших солдат. И всему этому писатель противопоставлял вечные человеческие ценности: достоинство человека, его честность и порядочность.
Любая война — это большое зло и Ремарк ненавидил войну всем своим сердцем. В своих книгах он показывал все ужасы войны,

Слайд 24Эрнест Миллер Хемингуэй (1899—1961)

Эрнест Миллер Хемингуэй  (1899—1961)

Слайд 25
Любимыми занятиями в детстве являлись чтение книг, рыбалка и охота,

любовь к которым Хемингуэю привил отец. Через много лет, детские

впечатления и переживания будут переданы в рассказах о Нике Адамсе — alter ego Эрнеста. Будучи от природы здоровым и сильным юношей, Хемингуэй активно занимался боксом и футболом.
Литературное призвание проявилось ещё в школьные годы, где он дебютировал в небольшой школьной газете. В основном это репортажи о спортивных состязаниях, концертах. Особенно популярными были ехидные заметки о «светской жизни» Оук-Парка. Все эти первые литературные опыты давались Эрнесту без особого труда. И уже в те годы он твердо решил стать писателем.

Любимыми занятиями в детстве являлись чтение книг, рыбалка и охота, любовь к которым Хемингуэю привил отец. Через

Слайд 26 «По ком звонит колокол»  — роман, вышедший в 1940 году

 — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана,

молодого американского бойца Интернациональных бригад  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании. Как эксперту-подрывнику, ему поручено взорвать мост, чтобы предотвратить подход франкистских подкреплений при атаке на Сеговию  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании. Как эксперту-подрывнику, ему поручено взорвать мост, чтобы предотвратить подход франкистских подкреплений при атаке на Сеговию. Хемингуэй рассказывал, что, описывая Марию в романе, представлял себе Ингрид Бергман  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает историю Роберта Джордана, молодого американского бойца Интернациональных бригад, отправленного в тыл франкистов, к партизанам, во время Гражданской войны в Испании. Как эксперту-подрывнику, ему поручено взорвать мост, чтобы предотвратить подход франкистских подкреплений при атаке на Сеговию. Хемингуэй рассказывал, что, описывая Марию в романе, представлял себе Ингрид Бергман, которая спустя три года сыграла её в одноимённом фильме.
«По ком звонит колокол»  — роман, вышедший в 1940 году  — роман, вышедший в 1940 году. Рассказывает

Слайд 27 Роберт Джордан — герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол»

(1940). Р.Д. — это обобщенный образ лирико-биографической прозы Хемингуэя, итог

развития образов Ника Адамса («В наше время», 1925), Джейка Барнса («Фиеста» /«И восходит солнце»/ 1926) и Фредерика Генри («Прощай, оружие!», 1929). По происхождению и складу мыслей все четыре героя близки автору вплоть до совпадения отдельных житейских событий, все они воплощают тип «wounded hero» («раненый герой»). Истоки образа искали в реальных личностях американца Роберта Мерримена, советского добровольца Хаджи Мамсурова, испанца Хосе по прозвищу Фантастик и многих других.
Роберт Джордан — герой романа Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940). Р.Д. — это обобщенный образ лирико-биографической

Слайд 28 Образ Роберта - это литературный памятник борцам против фашизма в

Испании, соединивший в себе образы героя-одиночки и человека-массы. В главном

герое Хемингуэй выразил свои политические и нравственные идеалы, убеждения о месте честного человека в антифашистской борьбе, о его гражданском долге. Работа, которую Роберт делает, наполнена для него общечеловеческим смыслом, а не стремлением к личному спасению, как это было у его предшественника Джейка Барнса. У него нет простого и ясного взгляда на жизнь, но он достиг того, о чем мечтал Джейк Барнс, — научился соразмерять личную судьбу и события в мире.
Образ Роберта - это литературный памятник борцам против фашизма в Испании, соединивший в себе образы героя-одиночки и

Слайд 29 Роман о Роберте Джордане был воспринят испанскими коммунистами как грубая

карикатура на описываемые события. И это не случайно: Роберт Джордан

— герой, «утративший иллюзии», которому ведомы чувство долга и сомнения. Хемингуэй описывает развенчание идеализированных понятий о движении Сопротивления.
Роман о Роберте Джордане был воспринят испанскими коммунистами как грубая карикатура на описываемые события. И это не

Слайд 30«Прощай оружие!»
Эрнест Хемингуэй в своём натуралистическом романе затрагивает сразу несколько

главных проблем, которые волновали всю Европу в начале 20 века.

Основным двигателем сюжета является «Первая мировая война», второй сюжетной линией можно выделить тему любви Фредерика Генри и Кетрин Беркли. Художественная проблематика «войны и мира» уже неоднократно воспета мировыми классиками, вылилась у Хемингуэя в историю «войны и любви», «жизни и смерти», «веры и неверия».
«Прощай оружие!»		Эрнест Хемингуэй в своём натуралистическом романе затрагивает сразу несколько главных проблем, которые волновали всю Европу в

Слайд 31
«Прощай оружие» - это автобиографический роман и именно поэтому повествование

настолько отвечает действительности. Здесь нет преувеличений или романтического настроя военных

подвигов. Это реальные судьбы искалеченные войной, кровь, грязь, неверие, разочарование. Так как пишет о войне автор, не писал никто до него.
«Прощай оружие» - это автобиографический роман и именно поэтому повествование настолько отвечает действительности. Здесь нет преувеличений или

Слайд 32
Роман «Прощай оружие!» существенно выделяется среди антивоенных романом тем, что

история его героя неразрывно связана с историей героини, в характере

которой прослеживается даже некоторая динамика. Его герои могут жить и без войны и даже быть счастливыми, вот то, что выделяет Хемингуэя из всей массы авторов, которые пишут о мировой войне, потому что именно она нанесла сильнейший удар по иллюзиям общественного благополучия. На её пепле возникло целое социальное явление, называемое «потерянным поколением». Но у автора присутствуют две полноправные сюжетные линии, обе они значимы и совершенно полноправны, они то сливаются воедино, то расходятся, то оттеняют, то дополняют друг друга, как сама жизнь.
Роман «Прощай оружие!» существенно выделяется среди антивоенных романом тем, что история его героя неразрывно связана с историей

Слайд 33Заключение
Мы остановились на полярных книгах, представляющих литературу о Первой мировой

войне, полярных по выраженному в них пафосу: от революционного оптимизма

до полного пессимизма и отчаяния. Вместе с тем можем выделить и художественные особенности, роднящие рассмотренные книги о войне:
антивоенный пафос;
обвинительный тон осуждения в поиске виноватых в войне;
бескомпромиссность критики, очень личной, ибо сами авторы прошли через войну.
В отличие от искусства модернизма, показавшего войну как универсальное безумие, мистическое и непредсказуемое, литература «потерянного поколения» пыталась найти конкретные социальные и психологические, нравственные и политические причины безумия и показать его как вину цивилизации, не сумевшей противостоять войне.


Заключение		Мы остановились на полярных книгах, представляющих литературу о Первой мировой войне, полярных по выраженному в них пафосу:

Слайд 34Библиографический список
Видаль А. Анри Барбюс: солдат мира. М., 1962
Гуро

И., Фоменко Л. Анри Барбюс. М., 1962
Паевская А.В. Анри

Барбюс: Биобиблиографический указатель. М., 1964
Барбюс А. Огонь; Ясность; Правдивые повести. М., 1967
 Э. М. Ремарк “Три товарища”, Ташкент, 1960 г.
Библиотека всемирной литературы. Литература XX века.



Библиографический списокВидаль А. Анри Барбюс: солдат мира. М., 1962 Гуро И., Фоменко Л. Анри Барбюс. М., 1962

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика