Слайд 1Тема:
Подготовка к сжатому изложению
Слайд 2Цели урока
Развивающие:
готовить к написанию сжатого изложения на основе публицистических
произведений;
углубить понятие абзац;
учить пользоваться разными способами сжатия текста.
Образовательные:
обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
развивать память, мышление школьников.
Воспитательные:
формировать нравственные представления учащихся.
Слайд 3План работы над изложением
1.Прочитайте (прослушайте) текст.
2. Определите тему и основную
мысль, ведущий тип речи.
3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные)
мысли .
4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.
5. Озаглавьте каждую, составьте план.
6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.
7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.
8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.
9 .Продумайте средства связи между частями.
10. Напишите изложение
Слайд 4Знакомство с содержанием
Может
показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но
и совсем нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.
И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.
Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.(251 слово)
Слайд 5К какому типу речи
отнесете текст?
Докажите.
Определение типа речи
Определение стиля речи
К какому
стилю речи
отнесете текст?
Докажите.
Слайд 7К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
1.Исключение;
исключение повторов;
исключение одного
или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
2.Обобщение.
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена предложения или его части определительным или
отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3.Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Сжатие текста
Слайд 8Редактирование 1-ого и 2-ого абзацев
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение
фрагмента предложения;
исключение одного предложения
Слайд 9Отредактированный текст
Людям нужны не только рациональные цели,
но и нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема,
достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Слайд 10Редактирование 3 - его абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
(
упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для
связи и исключение фрагмента предложения;
исключение одного предложения;
исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.
Слайд 11Отредактированный текст
Мечта - это что-то волшебное. Она
всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто
верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.
Слайд 12Редактирование 4 - ого абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение одного
предложения;
исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз
и изменение грамматической формы глагола.
Слайд 13Отредактированный текст
Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе
условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия
не помеха.
Слайд 14Редактирование 5-ого абзаца
Используйте следующие приёмы сжатия текста:
исключение нескольких предложений;
исключение фрагмента
предложения и
слияние нескольких предложений в
одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.
Слайд 15Отредактированный текст
Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что
она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет,
а мы стали добрее и лучше.
Слайд 16Домашнее задание
Переписать получившееся изложение
Слайд 17 Людям нужны не только рациональные цели, но
и нерациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.
Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.
Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)