Слайд 1Тема: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Кафедра «Информационная аналитика и политические технологии»
действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса, доктор политических наук
Бочарников Игорь
Валентинович
http://nic-pnb.ru
Слайд 2Учебные вопросы
1. Сущность политической системы общества, ее структура и функции
2.
Типология политических систем
Слайд 3ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
В политическую науку системный анализ проник благодаря американскому
социологу Т. Парсонсу, заимствовавшему идею системы из биологии.
Объектом его
рассмотрения являлось общество как система, элементами которой выступали экономическая, политическая, правовая и морально-идеологическая системы, – подсистемы по отношению к обществу.
Каждая из этих подсистем исследована им в функциональной взаимосвязи с другими подсистемами и обществом в целом.
Слайд 4ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Каждая из этих подсистем исследована им в функциональной
взаимосвязи с другими подсистемами и обществом в целом.
Т. Парсонс
исследовал структуру и функции общества, – выражаясь современным научным языком, применил к нему системно-структурный и системно-функциональный аспекты системного подхода.
Совокупность установленных им функций политической системы, – интеграция, выработка и реализация общих целей, – представляет собой содержание ее связи с системой более высокого порядка – обществом
Слайд 5ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА:
сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей,
форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую
власть.
Слайд 6Большая заслуга в адаптации и применении основных принципов системного подхода
к анализу политической сферы принадлежит канадско-американскому политологу Д.Истону, разработавшему теорию
политической системы как организма, развивающегося и саморегулирующегося за счет связи с внешней средой
В его работах реализован системно-коммуникативный аспект системного подхода.
Слайд 7Модель политической системы по Д. Истону
Слайд 8Модель политической системы по Д. Истону
Политическая система рассматривается Д.
Истоном как механизм преобразования идущих от общества (среды) – социальных
импульсов, требований или поддержки в политические решения и действия.
Сама же система представляет собой совокупность механизмов входа, преобразования и выхода.
Слайд 9Немецкий политолог К. Дойч дополнил модель Д. Истона, рассмотрев не
только внешние связи, но и каналы прохождения и переработки сигналов
внутри политической системы.
Слайд 10МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПО К. ДОЙЧУ
Слайд 11В соответствии с избранным подходом К. Дойч определил и элементы
политической системы, в качестве которых выступают блоки, через которые поступает
и в которых перерабатывается информация.
Более подробно функции входа и выхода политической системы рассмотрены американским социологом и политологом Г.Алмондом, глубоко исследовавшим политическую сферу в системно-функциональном аспекте.
Слайд 12 Габриэль Алмонд
исследовал политическую сферу в системно-функциональном аспекте
рассматривал политическую систему
как набор взаимодействующих ролей
Слайд 13Функции политической системы по Г.Алмонду
Функции входа
1. Политическая социализация (приобщение к
политической деятельности).
2. Артикуляция интересов (предъявление требований к тем, кто вырабатывает
политические решения).
3. Агрегирование интересов (обобщение и согласование претензий и требований, превращение их в некую политическую позицию, придание ей вида программы, документа). Чаще это делают партии.
4. Политическая коммуникация (взаимодействие элементов политической системы).
Слайд 14Функции политической системы по Г.Алмонду
Функции выхода
1. Нормотворчество.
2. Применение правил и
норм (введение в действие и выполнение).
3. Применение правил и норм
(введение в действие и выполнение).
4. Контроль за соблюдением правил (толкование законов, урегулирование конфликтов, наказание и т.д.).
Слайд 15Функции выхода политической системы
можно представить как совокупность выработки, применения и
контроля за соблюдением правил.
Чем лучше эти правила соответствуют объективным
условиям и стереотипам общественного сознания, тем эффективнее и с меньшими затратами функционирует политическая система.
Слайд 16Реакция общественной среды, или обратная связь
возникает как результат двух взаимосвязанных
процессов:
артикуляция интересов – их выражение в вербальной (лозунги, программы и
т.п.) и невербальной (действия) формах;
агрегирование интересов – их объединение вокруг пользующихся широкой поддержкой символов, лозунгов, программ, решений.
Слайд 17Артикуляция и агрегирование
Посредством артикуляции индивиды и общественные группы формулируют
свое отношение к политической системе, придают ему характер требования или
поддержки.
Затем возникает потребность в агрегировании с тем, чтобы упорядочить и ранжировать, по возможности гармонизировать многочисленные интересы и точки зрения, взвесить противоположные позиции, найти оптимальное соотношение.
Слайд 18 возможности политической системы
Для реализации этих функций политическая система должна
иметь достаточные способности, или возможности.
По сути дела, это –
тоже функции, поскольку их реализация также возможна только во взаимодействии политической системы с обществом в целом.
Г. Алмонд рассматривает пять типов возможностей политической системы:
Слайд 19Типы возможностей политической системы
Экстракционная (лат. extrahere извлекать) возможность политической
системы – это ее способность извлекать из общества природные и
человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы
Регулирующая, – способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействие с гражданским обществом.
Слайд 20Типы возможностей политической системы
Дистрибутивная (англ. distribution – распределение, размещение) возможность
– одно из слагаемых регулирования.
Символизирующая возможность – способность политической системы
обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления
Слайд 21Типы возможностей политической системы
Наконец, интегральная возможность политических, как и любых
иных систем, их реагирующая возможность, складывающаяся из названных и других
возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию
Слайд 22Элементный состав политической системы
Т.Парсонс выделяет три элемента политической системы: лидерство,
органы власти, регламентация.
В модели Д.Истона политическая система состоит из
входа, выхода и конверсии.
У К.Дойча – из рецепторов и эффекторов, блоков обработки данных, памяти и ценностей, центра принятия решений.
Г.Алмонд рассматривает политическую систему как набор взаимодействующих ролей.
Слайд 23Структура политической системы
Если под политикой понимать совокупность отношений власти и
отношений по поводу власти, в качестве интегративного качества политической системы
выступает политическая власть.
Поэтому к политическим относят институты, участвующие в ее реализации и в отношениях по поводу этой власти.
Слайд 24Политическую систему в этом случае мы можем определить как совокупность
институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней
каждый из этих институтов.
Слайд 25Структура политической системы
Институциональная подсистема,
нормативная подсистема,
функциональная подсистема,
коммуникативная подсистема,
культурная подсистема.
Слайд 26Институциональная подсистема
состоит из политических институтов:
1) государство,
2) партии и
общественные организации, профсоюзы, организации предпринимателей, лоббистские организации,
3) неполитические институты СМИ,
церковь.
Слайд 27Нормативная подсистема
- политические нормы и традиции, определяющие и
регулирующие политическую жизнь общества. В структуру данной подсистемы входят.
Правовые нормы
(конституция, законы, нормативные акты).
Нормы деятельности общественных организаций.
Неписаные обычаи и традиции.
Этико-моральные нормы.
Слайд 28Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в
различных политических процессах, способах осуществления власти. Обобщенное выражение это находит
в понятии «политический режим».
Слайд 29Коммуникативная подсистема политической системы общества
совокупность отношений и форм взаимодействий,
складывающихся между социальными группами, нациями, индивидами, по поводу их участия
в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики.
Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности).
Политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя.
Политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил.
Слайд 30Культурная подсистема политической системы общества
- интегрирующий фактор политической системы,
комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений,
ценностных ориентаций и политического поведения.
Культурная подсистема политической системы обеспечивает:
стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя;
Слайд 31Культурная подсистема политической системы общества
единство различных слоев населения через
установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так
и «по вертикали» в соответствием с иерархией политической системы;
прочность социальной базы политической власти правящей элиты;
возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;
воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности
Слайд 32Элементы политической системы
Политическая власть.
Политическая организация.
Политические отношения.
Политическая культура.
Политические и общественные организации.
Слайд 36Марксистский подход
следующие политические системы:
рабовладельческая;
феодальная;
буржуазная;
социалистическая.
Слайд 37В соответствии с социальной основой:
военная (военизированная) политическая система (когда у
власти государства стоят военные);
гражданская;
национально-демократическая система;
буржуазно-демократическая политическая система.
Слайд 38На основе характера политического режима выделяют политические системы:
демократические;
тоталитарные;
авторитарные.
Слайд 39 В зависимости
от типа
общества
Р. Арон
У. Ростоу
- традиционные,
- модернизированные демократии,
- тоталитарные.
Слайд 40Жан Блондель
Либеральная демократия.
Радикально-авторитарная или коммунистическая.
Традиционная.
Популистская.
Авторитарно-консервативная.
Слайд 41 Габриэль Алмонд
англо-американская;
континентально-европейская;
доиндустриальная
и частично индустриальная;
тоталитарная.
Слайд 42На основе участия в политическом процессе выделяют
либеральная демократия - для
нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;
коммунистическая
система - с высокой степенью принудительной партиципации;
развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.
Слайд 43Политические системы подразделяют также на:
открытые, имеющие динамичную структуру и
широкие связи с другими системами и средой;
закрытые, имеющие жестко
фиксированную структуру и минимальные связи со средой.
Слайд 44Менее распространенные классификации политических систем
завершенные и незавершенные;
централизованные и децентрализованные;
микроскопические, локальные, макроскопические, глобальные;
инструментальные и идеологические;
с высоким, средним,
низким уровнем автономизации.