Разделы презентаций


Тема: Понятия

Содержание

Цель: математически грамотное определение понятий.Знать: определения следующих понятий: «понятие», «термин», «содержание понятия», «объем понятия»; виды отношений между понятиями; виды определений; требования к определениям понятий.Понимать закон обратного отношения между объемом и содержанием

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: «Понятия»
«Понятие - это то, что раскрывает, что есть,

или чем бывает тот или иной предмет».
Антисфен Афинский

Тема: «Понятия» «Понятие - это то, что раскрывает, что есть, или чем бывает тот или иной предмет».

Слайд 2Цель: математически грамотное определение понятий.
Знать: определения следующих понятий: «понятие», «термин»,

«содержание понятия», «объем понятия»; виды отношений между понятиями; виды определений;

требования к определениям понятий.

Понимать закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия; что понятия могут находиться в разных отношениях; структуру формально-логического определения.

Применять: определять вид отношений между понятиями, определять понятия, опираясь на требования к определениям.

Анализировать: грамотность составленного определения (работа в парах).

Синтезировать: составлять пары понятий заданного вида, составлять определения изучаемых понятий.

Оценивать: математическую грамотность предъявленных определений, опираясь на заданные критерии.
Цель: математически грамотное определение понятий.Знать: определения следующих понятий: «понятие», «термин», «содержание понятия», «объем понятия»; виды отношений между

Слайд 3Понятие о понятии
1

Понятие о понятии1

Слайд 4«Однажды Элфи пришла домой и говорит своей старшей сестре: –

Кати, у нас будет соревнование, кто умеет лучше различать. Ты

знаешь, что-нибудь о различиях?.. – Я знаю историю, – говорит она. – Может быть, это о различиях. – Расскажи мне ее, – попросила Элфи. – Пожалуйста. – Хорошо. Жили-были два близнеца, понятно? Их звали Твидлдум и Твидлдам. Они выглядели совершенно одинаковыми. – О, я знаю! – закричала Элфи. – Проблема в том, как их различить. А ответ: по именам! – Помолчи, Элфи! Дай мне закончить историю, – перебила Кати. – На их день рождения родители подарили Твидлдуму большого красного пони, а Твидлдаму маленького зеленого утенка. Но близнецы не могли различить животных. Поэтому они повязали голубую ленточку вокруг шеи пони и зеленую ленточку вокруг шеи утенка. После этого они смогли их прекрасно отличать. – Кати! – закричала Элфи. – Какая глупая история! Как она сможет научить меня уметь хорошо различать? – Может быть, она научит тебя, что значит не уметь различать? Элфи покачала головой: – Кати, если завязать голубую ленточку Твидлдаму, а зеленую – Твидлдуму? – то это было бы хорошим способом различать их. Не так ли? Но почему же это не годится для различения пони и уточки?..»
«Однажды Элфи пришла домой и говорит своей старшей сестре: – Кати, у нас будет соревнование, кто умеет

Слайд 5
Свойство, которым обладает предмет или которое можно приписать предмету, называется

признаком.
Например:
«… «пироги» (довольно часто) обладают признаком «подгорелые», а «мальчики»,(в исключительных

случаях) - признаком «милые»».
Л.Кэрролл
Свойство, которым обладает предмет или которое можно приписать предмету, называется признаком.Например:«… «пироги» (довольно часто) обладают признаком «подгорелые»,

Слайд 6Признаки, которые присущи объекту; без них он не может существовать.
Признаки,

отсутствие которых не влияет на существование объекта.
Цвет, размер, положение в

пространстве,…

Признаки, которые присущи объекту; без них он не может существовать.Признаки, отсутствие которых не влияет на существование объекта.Цвет,

Слайд 7Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные

и общие признаки (свойства).
Понятие – результат обобщения массы единичных конкретных

предметов и явлений.

«кошка»:

Понятие – это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные и общие признаки (свойства).Понятие – результат обобщения

Слайд 8Слово является носителем понятия.
Понятие и слово не тождественны.
Слово, обозначающее строго

определенное понятие какой-либо области науки, техники, называется термином.
В математике схожесть

в зависимости от ситуации обозначается разными терминами:
подобие
равенство
тождество
конгруэнтность*
равномощность
эквивалентность и др.
Слово является носителем понятия.Понятие и слово не тождественны.Слово, обозначающее строго определенное понятие какой-либо области науки, техники, называется

Слайд 9!
Составить понятие об объекте – значит уметь отличать его от

других, сходных с ним предметов.
Особенности математических объектов:
Математический объект реально не

существует.
Это идеальные объекты, созданные умом человека.
2) При использовании термина имеется в виду вся совокупность объектов.
!Составить понятие об объекте – значит уметь отличать его от других, сходных  с ним предметов.Особенности математических

Слайд 10Понятия, связанные с числами и операциями над ними: «число», «сложение»,

«слагаемые», «больше» и подобные этим.

Понятия алгебраические: «выражение», «равенство», «неравенство», «уравнение»

и т. д.

Геометрические понятия: «точка», «прямая», «отрезок», « треугольник» и т.д.

Понятия, связанные с величинами и их измерениями: «длина», «сантиметр», «гектар», «килограмм» и т.д.

Математические понятия в начальной школе

х + 23 = 78

Понятия, связанные с числами и операциями  над ними: «число», «сложение», «слагаемые»,  «больше» и подобные этим.Понятия

Слайд 11«любовь»
«влюбленный юноша»
«влюбленная девушка»
«прилежание»
«прилежный ученик»
«доброта»
«добрый мальчик»
Классифицируйте следующие понятия:

«любовь»«влюбленный юноша»«влюбленная девушка»«прилежание»«прилежный ученик»«доброта»«добрый мальчик»Классифицируйте следующие понятия:

Слайд 12Объем и содержание понятия
2

Объем и содержание понятия2

Слайд 13Объем и содержание понятия

Объем и содержание понятия

Слайд 14«Треугольник»
«Прямоугольный
треугольник»
S={три стороны, три угла, три вершины,…, сумма внутренних углов

1800,…}
S={три стороны, три угла, три вершины,…, сумма внутренних углов

1800,…,один угол 900, катет, гипотенуза, квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов,… }

«Треугольник»«Прямоугольный треугольник»S={три стороны, три угла, три вершины,…, сумма внутренних углов 1800,…} S={три стороны, три угла, три вершины,…,

Слайд 15Закон обратного отношения

С увеличением содержания уменьшается объем и наоборот.
 

Закон обратного отношенияС увеличением содержания уменьшается объем и наоборот. 

Слайд 16объем понятия – пустое множество
в объем понятия входит один объект
совокупность

признаков, составляющая их содержание, м.б. характерной для многих предметов
категории
материя, движение,

пространство, время

«река Нева»,
«Михайло Ломоносов»

объем понятия – пустое множествов объем понятия входит один объектсовокупность признаков, составляющая их содержание, м.б. характерной для

Слайд 18Отношения между понятиями
3

Отношения между понятиями3

Слайд 19Отношения между понятиями
в содержании имеются общие признаки
Например:
«доцент» и «профессор»
их

объемы частично или полностью совпадают
содержание не имеет общих признаков
Например:

«океан» и «5»

их объемы не содержат общих элементов

Например: «термометр» и «барометр»

Различные виды отношений устанавливают только между сравнимыми понятиями.

Отношения между понятиямив содержании имеются общие признакиНапример: «доцент» и «профессор»их объемы частично или полностью совпадают содержание не

Слайд 20Совместимые понятия
VB = VA, SВ = SА
Объемы совпадают, но

понятия различны по содержанию.

Совместимые понятия VB = VA, SВ = SАОбъемы совпадают, но понятия различны по содержанию.

Слайд 21Несовместимые понятия

Несовместимые понятия

Слайд 22Проверь себя! Определите вид отношений между понятиями
«палец» - «перст»
«инструмент»- «линейка»- «циркуль»
«четырехугольник»-

«прямоугольник»- «ромб»
«одежда»- «халат»
«полночь» - «полдень»
«глаз»- «око»
«карандаш»- «ручка»
«учитель»- «женщина»
«русский»- «нерусский»
«русак»- «млекопитающее»-

«заяц»
Проверь себя! Определите вид отношений между понятиями«палец» - «перст»«инструмент»- «линейка»- «циркуль»«четырехугольник»- «прямоугольник»- «ромб»«одежда»- «халат»«полночь» - «полдень»«глаз»- «око»«карандаш»-

Слайд 23Ответы
«палец» - «перст»
«инструмент»- «линейка»- «циркуль»
«четырехугольник»- «прямоугольник»- «ромб»
«одежда»- «халат»
«полночь» - «полдень»
«глаз»-

«око»
«карандаш»- «ручка»
«учитель»- «женщина»
«русский»- «нерусский»
«русак»- «млекопитающее»- «заяц»
равнозначности
соподчинения
пересечения
подчинения
противоположности
равнозначности
соподчинения
пересечения
противоречия
подчинения


Каждый правильный ответ –

0,5 балла
Ответы«палец» - «перст»«инструмент»- «линейка»- «циркуль»«четырехугольник»- «прямоугольник»- «ромб»«одежда»- «халат»«полночь» - «полдень»«глаз»- «око»«карандаш»- «ручка»«учитель»- «женщина»«русский»- «нерусский»«русак»- «млекопитающее»- «заяц»равнозначностисоподчиненияпересеченияподчиненияпротивоположностиравнозначностисоподчиненияпересеченияпротиворечия подчиненияКаждый

Слайд 24Определите вид отношения, начертите диаграмму Эйлера-Венна для понятий:

а) «далекий»,

«недалекий»;
б) «далекий, близкий»;
в) «равносторонний треугольник», «Равноугольный треугольник»;
г)

«СМИ», «ТВ», «радио»;
д)«человек», «врач», «больной»;
е) «число», «целое число», «дробное число».
Определите вид отношения, начертите диаграмму Эйлера-Венна для понятий: а) «далекий», «недалекий»; б) «далекий, близкий»; в) «равносторонний треугольник»,

Слайд 25Ограничение и обобщение понятий
Ограничение – логическая операция перехода от

родового понятия к видовому.
Обобщение – логическая операция перехода от видового

понятия к родовому.

лев

хищное млекопитающее

млекопитающее

опера .П.И.Чайковского «Евгений Онегин»

опера П.И.Чайковского

опера русского композитора

опера

S V

S V

Ограничение и обобщение понятий Ограничение – логическая операция перехода от родового понятия к видовому.Обобщение – логическая операция

Слайд 26Определение понятия
4

Определение понятия4

Слайд 27« В споре рождается истина»… Сократ
Сократ родился в Афинах в 470

г. до н.э.
Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать

— повитухой.
Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”.
« В споре рождается истина»… СократСократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс,

Слайд 28Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия

либо устанавливает значение термина.

Определить понятие — значит указать, что оно

означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
.


«кисть»

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение, или дефиниция.
Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.Определить понятие — значит

Слайд 29Определения понятий
Явные
Неявные
контекстуальное
остенсивное
атрибутивное
генетическое
операционное
аксиоматическое
индуктивное

Определения понятийЯвныеНеявныеконтекстуальноеостенсивноеатрибутивноегенетическоеоперационноеаксиоматическоеиндуктивное

Слайд 30Неявные определения
Содержание определяемого понятия раскрывается опосредованно (косвенно).
контекстуальное
остенсивное
Содержание понятия раскрывается через

отрывок текста, контекст (общий смысл), анализ приведенной ситуации.
Определение объекта через

показ, демонстрацию.

Суть: показать и назвать.

«Мы из всех заданий выбрали текстовые задачи, а из них выбрали задачи, которые решаются одним арифметическим действием. Это и есть простые задачи».

Это - слон

Самые распространённые

Неявные определенияСодержание определяемого понятия раскрывается опосредованно (косвенно).контекстуальноеостенсивноеСодержание понятия раскрывается через отрывок текста, контекст (общий смысл), анализ приведенной

Слайд 31«Ломаная линия не похожа на прямую линию, но её тоже

чертят по линейке. Узнаем почему.
Ломаные линии составлены из отрезков.

Эти отрезки – звенья ломаной. У ломаной линии конец одного отрезка – начало другого, кроме концов ломаной. Никакие два соседние звена не лежат на одной прямой. Концы каждого звена – вершины ломаной. …»


Ломаные на рисунке 1 называются незамкнутыми, а на рисунке 2 – замкнутыми.

Тема «Ломаная линия», учебник 1 класса, часть 1, авторы Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

?

?

«Ломаная линия не похожа на прямую линию, но её тоже чертят по линейке. Узнаем почему. Ломаные линии

Слайд 32Явные определения
Имеют форму равенства: определяемое понятие равно определяющему понятию.
«А

есть В» или «А = В»
Самые распространённые
Через род и видовое

отличие

Квадратом называется прямоугольник с равными сторонами.

определяемое
понятие

определяющее понятие

род

видовое отличие

Явные определенияИмеют форму равенства: определяемое понятие равно определяющему понятию. «А есть В» или «А = В»Самые распространённыеЧерез

Слайд 33Для определения всегда берётся ближайший род и минимальное количество свойств,

которые позволяют из объёма всего рода выделить только данный вид.


Эти свойства называют видовым отличием.

А равносильно В по определению
«А  В» «А тогда и только тогда, когда В»

!

Для определения всегда берётся ближайший род и минимальное количество свойств, которые позволяют из объёма всего рода выделить

Слайд 34Акваланг – это устройство для дыхания человека под водой.
Кинотеатр –

это помещение, в котором демонстрируются кинофильмы.
Молекула есть мельчайшая частица вещества,

сохраняющая все химические свойства этого вещества.
Логика – это наука о законах и формах мышления.
Многоугольник – простая замкнутая ломаная линия.
Четырёхугольник – многоугольник с четырьмя углами.
Числа, получаемые при счёте, называются натуральными.
Лицевая сторона монеты или медали – аверс.
Гросс – счётная единица в двенадцатеричной системе счисления, двенадцать дюжин.

?

Акваланг – это устройство для дыхания человека под водой.Кинотеатр – это помещение, в котором демонстрируются кинофильмы.Молекула есть

Слайд 35«Человек – это животное без перьев» (Сократ)
Требования к определениям
1. Соразмерность
(объемы

определяемого и определяющего понятий должны совпадать).
«А  В» Проверка соразмерности:
А

 В: Каждый человек – животное без перьев (истинно). В  А: Каждое животное без перьев – человек (ложно).
Определение несоразмерно, так как не всякое животное без перьев можно назвать человеком.
«Человек – это животное без перьев» (Сократ)Требования к определениям1. Соразмерность(объемы определяемого и определяющего понятий должны совпадать).«А 

Слайд 361. «Человек – это млекопитающее, умеющее решать квадратные уравнения»
Определение

несоразмерное, так как некоторых школьников поневоле пришлось бы не считать

за людей.

2. «Лимонад – это прохладительный газированный напиток с соком лимона или других фруктов и ягод»

Определение соразмерное.

?

1. «Человек – это млекопитающее, умеющее решать квадратные уравнения» Определение несоразмерное, так как некоторых школьников поневоле пришлось

Слайд 372. Отсутствие порочного круга (тавтологии) в тексте определения
«История – это

наука, изучающая историю развития человеческого общества.
« Логика – наука о

законах правильного мышления.
Правильное мышление – мышление в соответствии с правилами логики».

«Жизнь есть жизнь»

«Поэзия — это поэзия, а не проза».

П.кр. может оказаться в одном определении. Понятие нельзя определять через себя.

П.кр. не должен присутствовать в системе определений.

2. Отсутствие порочного круга (тавтологии) в тексте определения«История – это наука, изучающая историю развития человеческого общества.« Логика

Слайд 383. Определение должно быть ясным (доступным пониманию)
Без двусмысленностей.
«Дети

– цветы жизни».
Термины, употребляемые в определении должны быть известны.
«Анахромат

– объектив, в котором не устранены хроматические аберрации».

Определение должно содержать достаточное количество свойств, чтобы выделить нужные объекты, но без избыточных свойств, т. е. тех свойств, которые можно вывести из других указанных свойств.

«Квадрат – ромб с прямым углом и равными диагоналями».

3. Определение должно быть ясным (доступным пониманию)Без двусмысленностей. «Дети – цветы жизни».Термины, употребляемые в определении должны быть

Слайд 394. Определение должно содержать ближайший род
«Квадрат – это четырехугольник, у

которого все стороны равны и все углы прямые»
( верный

выбор: «квадрат – это ромб с прямым углом» или «квадрат – это прямоугольник с равными смежными сторонами»).

5. Определяемое и определяющее понятия должны принадлежать к одной семантической категории

«Отличник – это получать одни пятерки».

4. Определение должно содержать ближайший род«Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны и все углы

Слайд 406. По возможности, не должно быть отрицания.
НО! «Параллельными называют прямые,

лежащие в одной плоскости и НЕ имеющие общих точек».

6. По возможности, не должно быть отрицания.НО! «Параллельными называют прямые, лежащие в одной плоскости и НЕ имеющие

Слайд 41Фанфаронство – поведение фанфарона.
Число b называется делителем числа а, если

остаток от деления а на b равен 0.
Факультатив – факультативный

предмет, курс в учебном заведении.
Параллелограммом называется четырёхугольник, противоположные стороны которого равны и параллельны (Из учебника «Математика» Дадаяна А.А.)
Високосным называют год, содержащий 366 дней и в феврале которого 29 дней.
Школьник – ребёнок в возрасте от 6 до 17 лет.
Число, которое не делится на 2, называется нечётным.
Отличник – учащийся, который среди итоговых отметок не имеет ни «2», ни «3», ни «4».
Эквиваленцией высказываний называют конъюнкцию двух взаимно обратных импликаций.
Кубом называют многогранник.

?

Фанфаронство – поведение фанфарона.Число b называется делителем числа а, если остаток от деления а на b равен

Слайд 42Как дать определение понятию
Назвать определяемое понятие (подобрать слово, термин).
 Указать для

определяемого понятия ближайшее родовое понятие.
Перечислить свойства, которые выделяют определяемое

понятие из объектов его рода, т.е. сформулировать видовое отличие.
Проверить, выполнены ли требования к определению понятий.
Как дать определение понятиюНазвать определяемое понятие (подобрать слово, термин). Указать для определяемого понятия ближайшее родовое понятие. Перечислить свойства,

Слайд 43Насекомые –
маленькие членистоногие беспозвоночные животные.
Посуда –
хозяйственная утварь

для еды, питья, хранения припасов.
Фрукт –
сочный съедобный плод какого-то

дерева.

Деревья –

многолетние растения с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону.

Оружие –

средство или приспособление, технически пригодное для нападения или защиты.

Млекопитающие –

позвоночные животные, вскармливающие своих детенышей молоком.

Инструмент –

ручное орудие для производства каких-либо работ.

Обувь –

изделие из кожи или других материалов, обычно с твердой подошвой, носимое на ногах.

?

Насекомые – маленькие членистоногие беспозвоночные животные. Посуда – хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов.Фрукт – сочный

Слайд 44Какие задачи стоят перед определением?
В чем сходны контекстуальные и остенсивные

определения?
В каких случаях применимо аксиоматическое определение?
Каким требованиям должно удовлетворять явное

определение?
В чем различие между номинальными и реальными определениями?
Чем различаются споры об определениях-описаниях и определениях-требованиях?
Какова роль определений в придании ясности системе понятий?

Контрольные вопросы

Какие задачи стоят перед определением?В чем сходны контекстуальные и остенсивные определения?В каких случаях применимо аксиоматическое определение?Каким требованиям

Слайд 45Задачи определения.
Явные определения и требования к ним.
Неявные определения.
Реальные и номинальные

определения.
Споры об определениях.
Границы эффективных определений.
Роль определений в науке.
Темы рефератов и

докладов
На дополнительные баллы по желанию
Задачи определения.Явные определения и требования к ним.Неявные определения.Реальные и номинальные определения.Споры об определениях.Границы эффективных определений.Роль определений в

Слайд 46Горский Д.П. Определение. — М.,1985.
Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л.

Краткий словарь по логике. — М., 1991.
Ивин А. А. Искусство

правильно мыслить. — М.,1990.
Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. — М., 1996.
Попа К. Определение. — М.,1976.
Сопер П. Л . Основы искусства речи. — М.,1995.

литература

Горский Д.П. Определение. — М.,1985.Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. — М., 1991.Ивин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика