Слайд 1Тема природы в лирике А.А.Фета
Глухова Марина Владимировна – учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 ст. Воровсколесская,
Ставропольский край
Слайд 2Цели: показать особенности изображения природы и человека в лирике Фета;
формировать навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, обучать выразительному
чтению стихотворений, умению выявлять в них средства выразительности речи; совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения; воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание доброты и чуткости через восприятие произведения.
Слайд 3И пока святым искусством
радуется свет,
Будет дорог нежным чувством
вдохновенный Фет.
К. Фофанов
Слайд 4
Русская литература познала немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы.
И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого
искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни. Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.
Слайд 5Справедливо заметил Н.М. Любимов: «Мы не можем не дивиться тому,
как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков,
благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».
Слайд 6В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие
детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца.
Слайд 7Сядем здесь, у этой ивы,
Что за чудные извивы
На коре вокруг
дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!
Слайд 8Картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого
русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная
зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки...
Слайд 9Особое место в природной лирике А. Фета занимает тема весны.
С приходом весны все вокруг меняется: природа будто просыпается после
долгого сна, сбрасывает оковы зимы. И такое же пробуждение, обновление происходит и в душе лирического героя Фета. Но вместе с радостью душу наполняет непонятная тоска, грусть, смятение. И Фет стал первым поэтом, показавшим сложные, противоречивые чувства героя, смену его настроений, влияние природы на его душевное состояние.
Слайд 10Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием
жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную
тоску, чувственную негу:
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы» )
Слайд 11Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному обновлению
жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел к тебе с
приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
Слайд 12Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же
— с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто
встречаем зимний ночной пейзаж:
Ночь светла, мороз сияет,
Выходи — снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
( «Ночь светла» )
Слайд 13Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом,
жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная
береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла...
( «Никогда» )
Слайд 14Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал,
что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий
и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться».
Слайд 15Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных
гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник…
Слайд 16Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с
его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь
на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Слайд 17Георгины
Вчера - уж солнце рдело низко -
Средь георгин я шел
твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или
томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!
Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.
Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
Слайд 18Ель рукавом мне тропинку завесила..."
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и
весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог…
Слайд 19Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени
без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И
лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Слайд 20
Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром
лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности
поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».