Слайд 1Тема: Управленческая деятельность современного руководителя
Слайд 2МЕНЕДЖМЕНТ
Чем определяется успех организации?
Что может сделать руководитель, чтобы обеспечить успех
организации?
Слайд 3Некомпетентность управления 45%
Недостаток опыта в производстве данного вида продукции 9%
Недостаток управленческого опыта 18%
Узкий
профессионализм 20%
Невыполнение взятых на себя обязательств 3%
Обман 2%
Наиболее распространенные причины банкротства:
Слайд 4Необходимость организационной деятельности обусловлена:
Для достижения своих целей люди вынуждены объединяться;
Любая
совместная деятельность будет эффективной, если:
Для каждого сотрудника определено, чем он
должен заниматься;
За что он несет ответственность;
Кто контролирует его деятельность.
Организационная роль
Слайд 5
Роли менеджеров по Генри Минцбергу
(1973г. «Природа управленческого труда»)
Роль
– это набор представлений о поведении менеджера
Генри Минцберг ( 2
сентября 1939) — профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале.
Слайд 61 категория – информационная характеризуется степенью активности в коммуникации:
Наблюдатель (поиск
и получение информации: просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты);
Слайд 7Проводник – передача информации другим членам организации, рассылка напоминаний и
отчетов, телефонные звонки;
Оратор – информирование внешних субъектов, отчеты, пояснительные записки,
выступления.
Слайд 8Глава – проведение церемониальных мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов;
2
категория - межличностная
Слайд 9Лидер- руководство и мотивация подчиненных, обучение, консультации и коммуникации с
работниками;
Связующее звено- поддержание информационных связей как внутри организации, так и
за ее пределами, почта, телефонные разговоры, встречи.
Слайд 10Предприниматель- инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников;
«Пожарный» -
урегулирование споров и иных проблем, разрешение конфликтов между подчиненными, адаптация
к кризисам во внешней среде;
3 категория – связанная с принятием решений
Слайд 11Распределитель ресурсов- решения о выделении ресурсов, составление графиков, бюджетов, расстановка
приоритетов;
Участник переговоров- участие в переговорах с профсоюзами о контрактах, зарплатах,
закупках, бюджетах, представление интересов отдела.
Слайд 12Психологическая ролевая типология
Л.Д. Кудряшовой, включает 8 ролевых типов:
1.
«Регламентатор» — стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на
формальные процедуры и документы.
2. «Коллегиал» — ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля.
Слайд 13 3.«Показушник» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию,
смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от
конъюнктуры.
4. «Объективист» — ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы.
Слайд 14 5. «Формалист» — перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов.
6.
«Максималист» — ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от
того, насколько он необходим, завышение требований.
Слайд 15 7. «Организатор» — ориентация на решение базовых управленческих задач:
расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение.
8. «Диспетчер» — стремление к
решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.
Слайд 17Концептуальные навыки;
Человеческие навыки;
Организационные навыки;
Технические навыки.
Мастерство менеджера:
Слайд 18К числу данных навыков относят:
Мышление менеджера;
Умение обрабатывать поступающую информацию;
Способность к
планированию.
Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют
для руководителей высшего звена управления, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие её факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий.
Концептуальные навыки- это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей.
Слайд 19
Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми,
а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющееся
в том, как руководитель относится к сотрудникам (мотивирует, содействует их деятельности, координирует её, подает пример, общается и разрешает конфликты) .
Слайд 20Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует
их вовлеченность в деятельность организации.
Человеческие навыки приобретают всё большее значение
в деятельности менеджеров всех уровней, в особенности тех, кто ежедневно контактирует с простыми исполнителями.
Слайд 21 Организационные навыки проявляются в доверии, энтузиазме и подлинной заинтересованности в
межличностных отношениях.
В последнее время в сфере организационных навыков большое значение
придается эмоциональному интеллекту- т.е. способности эффективно управлять собой и своими отношениями.
Организационные навыки – способность успешно сотрудничать с окружающими.
Слайд 23Самосознание – способность понять свое собственное настроение и эмоции;
Саморегуляция –
способность подумать перед тем, как действовать, и контролировать разрушительные импульсы;
Мотивация-
побуждение к упорному труду и способность выдержать его;
Эмпатия – способность понимать эмоции окружающих;
Социальные навыки – способность добиваться гармонии с окружающими и строить хорошие отношения.
Составляющие эмоционального интеллекта:
http://www.businesstest.ru/test.asp?id_test=304
Слайд 24Предполагается:
Наличие профессиональных знаний;
Аналитических способностей.
Наиболее важную роль играют технические навыки на
низовых организационных уровнях.
Технические навыки – это специальные знания и умения,
необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых для выполнения конкретных функций.
Слайд 25Классификация аппарата управления (Талкотт Парсонс)
1. Менеджеры (≈20% от численности аппарата
управления). Руководят подчиненными, принимают решения, отвечают за использование ресурсов.
Слайд 262. Функциональные специалисты (≈50%) -квалифицированные дипломированные работники различных профессий, специализирующиеся
на выполнении различных функций управления (бухгалтера, финансисты, маркетологи, социологи и
т.п.).
Они анализируют деятельность предприятия, готовят проекты управленческих решений, участвуют в их реализации, выполняют задания менеджеров.
Слайд 273. Инфраструктурный персонал (≈30%) обеспечивает техническое, документационное, информационное и хозяйственное
обеспечение деятельности менеджеров и специалистов (программисты, референты, секретари, охранники).
4. Институциональный
персонал (эксперты и консультанты), которые осуществляют разработку и реализацию различных управленческих проектов, оказывают консультационные услуги.
Слайд 28Управленческий труд (УТ)
– это специфический вид человеческой деятельности, обособившийся
в процессе разделения и кооперации общественного труда.
Слайд 29Цель УТ – создание условий для достижения целей организации, координация
и согласование совместной деятельности работников организации.
Предмет УТ – люди, их
трудовая деятельность; информация.
Средства УТ – средства организационной и вычислительной техники; информация, как средство связи.
Слайд 30Характеристика УТ – умственный труд, сочетающий творческие, логические и технические
операции; косвенно производительный труд; работа с людьми; многообразие решаемых задач.
Продукт
УТ – управляющее воздействие, которое выражается в управленческом решении.
Слайд 31Управленческий потенциал – это совокупность всех имеющихся ресурсов, которые использует
организация.
Он выступает в вещественно-материальной форме (информация и ее носители)
и как интеллектуальный потенциал (уровень квалификации, опыт, навыки, искусство руководителей-менеджеров).
Слайд 32
Руководитель
Планирование;
Организация;
Координация;
Мотивация;
Контроль.
Управленческих решений
Целей организации
Выполняет
функции
управления
Выступает
в
роли
Принимает и организует исполнение
Чтобы
достичь
Администратора;
Организатора;
Специалиста;
Воспитателя;
Общественного деятеля;
Предпринимателя.
Слайд 33Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или
операционными руководителями – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими
и другими работниками.
Руководители низового звена
Слайд 34Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения
непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий.
Это – мастер,
мастер смены, начальник отдела. Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена.
Слайд 35Руководитель низового звена в системе управления организацией
Слайд 36Примерное распределение рабочего времени менеджера низового звена, %
Планирование и распределение
работы между подчиненными 25
Контроль качества работы подчиненных 20
Участие в совещаниях,
заседаниях, собраниях 5
Работа с информацией, документацией 5
Решение различных оперативных вопросов 20
Воспитательная работа с подчиненными 25
Слайд 37Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. Типичными
должностями руководителей среднего звена управления являются: заместители генерального директора, руководитель
подразделения, главный бухгалтер.
Руководитель среднего звена
Слайд 38Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения,
чем организации в целом.
Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями
высшего звена и передают эти решения обычно после их трансформации в технологически удобной форме.
Слайд 39Руководитель среднего звена в системе управления организацией
Слайд 40Примерное распределение рабочего времени менеджера среднего звена, %
Работа с информацией,
документацией, планирование работы 30
Координация работы участков и отдельных подчиненных 5
Проведение и участие
в совещаниях, заседаниях, собраниях 10
Осуществление контроля работы подчиненных 10
Решение различных оперативных вопросов 35
Воспитательная работа с подчиненными 10
Слайд 41Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена всего несколько
человек.
Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это
председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации.
Руководитель высшего звена
Слайд 42 Основные функции деятельности руководителя высшего звена управления предприятием
Слайд 43Примерное распределение рабочего времени менеджера высшего звена, %
Работа с информацией,
документацией 25
Координация работы структурных подразделений организации 10
Проведение совещаний, заседаний, собраний 15
Осуществление
контроля работы структурных подразделений 5
Работа с внешним окружением организации (поставщики заказчики, инвесторы и т.д.) 25
Решение различных оперативных вопросов 15
Воспитательная работа с подчиненными 5
Слайд 44 «Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает
необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с
которой она должна быть выполнена, очень напряженный. Основная причина тому - работа руководителя не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту, который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной.
После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена Г.Минцберг пришел к такому выводу:
Слайд 45 Поэтому и руководитель не может быть уверен, что он (или
она) успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает действовать и
внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше.»
Слайд 46 Данное определение делает акцент на достижении двух ключевых моментов:
Исполнение задания
: качество и количество произведенной продукции или оказанных услуг;
Удовлетворенность работой
– чувства, которые люди испытывают по отношению к своей работе и рабочей обстановке.
Эффективный менеджер – это тот, чей отдел, группа или команда постоянно выполняет поставленные задачи, а люди, работающие в них, проявляют свои способности, преданность и энтузиазм.
Слайд 47Требования к идеальному руководителю
по данным Ассоциации «Ай-Ай-Си Партнерз икзекьютив сэрч
Уорлдуайд»
Слайд 48Личные достижения;
Личные связи;
Лояльность;
Предприимчивость;
Лидерство;
Аналитичность;
Решение проблем;
Эффективность;
Перспективность;
Восприимчивость
«Идеальный руководитель»
В 2005 году из
33 предложенных характеристик на первые 10 мест в России были
поставлены следующие качества:
Слайд 49 МЕНЕДЖЕРЫ – это люди, которые обеспечивают выполнение работы через других
людей. Об их успехах судят НЕ по тому, ЧТО они
делают, А по тому, КАК они вдохновляют на работу других, принимая по этому поводу соответствующие решения.