Слайд 1Тема урока
Смазочные и абразивные материалы.
Слайд 21. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам.
Материалы, способствующие
уменьшению силы трения и износу трущихся поверхностей, увеличению нагрузочной способности
механизмов, называют смазочными материалами.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ:
По агрегатному состоянию
По происхождению
По способу получения
По целевому назначению
Слайд 5Требования к смазочным материалам:
Наличие смазочных свойств.
Вязкостно-температурные и депрессорные свойства.
Стабильность свойств.
Антикоррозионные
и консервационные свойства.
Моющие и промывочные свойства.
Способность отводить теплоту и продукты
износа, уплотнять зазоры.
Минимальная токсичность и ПБ.
Высокая экономическая эффективность.
Слайд 6Смазочные свойства масел.
Под смазочными свойствами масел понимают сочитание их антифрикционных,
противоизносных и противозадирных свойств
Слайд 7Основными характеристиками общими для всех жидких смазочных материалов являются
вязкость;
температура
застывания;
температура вспышки;
кислотное число.
Слайд 8Вязкость — одна из наиболее важных характеристик смазочного материала, во многом
определяющая силу трения между перемещающимися поверхностями, на которые нанесен смазочный
материал.
Слайд 9Температура застывания (точка утечки) — самая низкая температура, при которой масло
растекается под действием силы тяжести.
Понятие температуры застывания используется для
определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре.
Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение одной минуты. Температура застывания должна быть на 5 ... 7 °С ниже той температуры, при которой масло должно прокачиваться.
Слайд 10Температура вспышки — самая низкая температура, при которой масло воспламеняется при
воздействии на него пламени. Температуру вспышки паров масла необходимо знать
при подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре.
Кислотное число — мера содержания в масле свободных органических кислот.
Слайд 11При выборе жидких смазочных материалов для конкретных условий работы руководствуются
следующими характеристиками:
индекс вязкости — оценка изменения вязкости смазочного материала в
зависимости от изменения температуры;
окисляемость — оценка способности масла вступать в реакцию с кислородом.
Стойкость к окислению — показатель стабильности того или иного масла;
экстремальное давление (ЕР) — мера качества прочности масляной пленки, используется для характеристики смазочных материалов тяжело нагруженных поверхностей трения;
заедание (Stick-slip) — оценка способности смазочного материала предотвращать скачки или неустойчивое движения силового стола или каретки станка даже при крайне низких скоростях.
Срок службы смазочного масла зависит от скорости накопления в нем вредных примесей и его старения
Слайд 122. Виды абразивных материалов.
Абразивные материалы- минералы естественного или искусственного происхождения,
зерна которых обладают большой твердостью и режущей способностью.
Слайд 13Природные абразивные материалы - алмаз, наждак, корунд, кварц, гранит, окись
хрома, окись железа.
Синтетические абразивные материалы - электрокорунд, электрокорунд хромистый, титанистый, циркониевый,
карбид кремния (карборунд), карбид бора, карбид циркония, борсиликарбид, кубический нитрид бора (эльбор).
Слайд 14Алмаз
Алмаз — одна из трех разновидностей углерода (уголь, графит и алмаз).
Слайд 15Корунд
Корунд — минерал, состоящий из окиси алюминия (Al2O3 от 70 до 92%)
и примесей окиси железа, слюды, кварца и др.
Слайд 18Электрокорунд
Электрокорунд — искусственный корунд, получаемый электрической плавкой материалов, богатых окисью алюминия
(например, боксита и глинозема).
Слайд 22Электрокорунд хромистый и титанистый — искусственные материалы, изготовляемые на базе электрокорунда
белого с добавкой в процессе электроплавки окиси хрома или окиси
титана. Окислы хрома и титана упрочняют кристаллическую решетку окиси алюминия и одновременно придают зерну очень высокую вязкость, приближающуюся к вязкости нормального электрокорунда. Электрокорунд хромистый обозначается 33А и 34А (ЭХ), титанистый 37А (ЭТ). Применяется в кругах для шлифования углеродистых и легированных сталей.
Слайд 23Электрокорунд циркониевый — искусственный материал—изготовляется на базе электрокорунда белого с добавкой
окиси циркония. Этот материал имеет очень высокую прочность. Он способен
обрабатывать материал с усилием прижима примерно в 10 раз большим, чем обычный шлифовальный круг из других материалов. При черновом и обдирочном шлифовании применение кругов из такого материала очень эффективно. За счет незначительного нагревания заготовки на обработанной поверхности не возникают прижоги.
При шлифовании конструкционных и ряда легированных сталей электрокорунд хромистый обеспечивает шероховатость, большую на один класс, большую производительность (до 40%) по сравнению с электрокорундом циркониевым.