Слайд 1Тема урока.
Архитектура XX века
Слайд 21947
800 лет Москве. Закладка сталинских высоток.
Конструктивизм
1890-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1900-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1910-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1920-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1930-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1940-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1950-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1960-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1970-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1980-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1990-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Архитектура XX века
Модерн
1894-1917 Николай II
1917-1921
Гражданская война
1921-1927 НЭП
1928-1939 Индустриализация
1939-1945 Вторая мировая война
1945-1953 Апогей сталинизма
1953-1964
Оттепель
1964-1985
Застой
1985-1991
Перестройка
1903
Особняк Рябушинского (Шехтель)
1909
Церковь Марфо-Мариинской обители в Москве
(Щусев)
1913
Здание Казанского вокзала
(Щусев)
1906
Особняк Кшесинской
(фон Гоген)
1904
Музей изящных искусств
(Клейн)
1908
ЦУМ
(Клейн)
1931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Сталинский ампир
1955
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об излишествах в архитектуре. Конец сталинского ампира.
Функционально-типовая архитектура
1970
Здание СЭВ
(Посохин)
1965-1979
Дом советов РСФСР
(Чечулин)
1953
Главное здание МГУ
Слайд 3Архитектура
1890-х – 1900-х годов.
Преобладание модерна.
Слайд 4Модерн
Характерные черты:
- богатое декоративное убранство, включающее
скульптуру и мозаичные панно,
-
изломанность линий,
- свободное построение плана здания и сложные объемы
- необычный
рисунок оконных переплетов и балконных решеток
- применение различных конструктивных материалов: камня и железобетона, керамики, стекла и
металла.
Модерн широко использовал стилизацию на темы готики, классицизма, ампира, античного искусства, древнерусского зодчества.
Особняк С.П. Рябушинского на ул. Малой Никитской в Москве.
Архитектурный стиль: модерн
Архитектор: Федор Шехтель
Годы: 1900-1903
Слайд 6Здание Ярославского вокзала Архитектор:
Федор Шехтель Архитектурный стиль:
Неорусский стиль,
северный модерн
Годы:
1902-1904
Слайд 7Торговый дом Московского купеческого общества
Архитектор:
Федор Шехтель Архитектурный стиль:
модерн
Годы:
1909-1911
Слайд 8Особняк Морозовой
Архитектор:
Федор Шехтель Архитектурный стиль:
Модерн, неоготика
Годы:
1893-1898
Слайд 9Гостиница «Метрополь». Архитектор:
Вильям Валькот.
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1899-1905
Слайд 10Гостиница «Метрополь». Архитектор:
Вильям Валькот.
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1899-1905
Фрагмент фасада.
Керамическое панно
«Принцесса Греза» Михаила Врубеля.
Слайд 11Особняк Якунчиковой
Архитектор:
Вильям Валькот.
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1899-1900
Слайд 12Особняк Гутхейля
Архитектор:
Вильям Валькот.
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1902-1903
Слайд 13Доходный дом Исакова
Архитектор:
Лев Кекушев Архитектурный стиль:
Модерн, неоготика
Годы:
1904-1906
Слайд 14Доходный дом Исакова
Архитектор:
Лев Кекушев Архитектурный стиль:
Модерн, неоготика
Годы:
1904-1906
Слайд 15Доходный дом Исакова
Архитектор:
Лев Кекушев
Архитектурный стиль:
Модерн, неоготика
Годы:
1904-1906
Слайд 16Доходный дом Исакова
Архитектор:
Лев Кекушев
Архитектурный стиль:
Модерн, неоготика
Годы:
1904-1906
Слайд 17Дом товарищества «Мюр и Мерилиз» (сейчас ЦУМ).
Архитектор:
Роман Клейн
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1906-1908
Слайд 18Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
(Музей изящных искусств имени
императора Александра III)
Архитектор:
Роман Клейн
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы:
1898-1904
Слайд 19Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
(Музей изящных искусств имени
императора Александра III)
Архитектор:
Роман Клейн
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы:
1898-1904
Слайд 20Особняк
М.Ф. Кшесинской.
Архитектор:
Александр фон Гоген
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1904-1906
Слайд 21Здание Казанского вокзала
Архитектор:
Алексей Щусев
Архитектурный стиль:
Неорусский стиль
Годы:
1913
Слайд 22Церковь Марфо-Мариинской обители в Москве
Архитектор:
Алексей Щусев
Архитектурный стиль:
Неорусский стиль
Годы:
1909
Слайд 23Гостиница «Метрополь». Архитектор:
Вильям Валькот.
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы:
1899-1905
Слайд 24Модерн
Характерные черты:
- богатое декоративное убранство, включающее
скульптуру и мозаичные панно,
-
изломанность линий,
- свободное построение плана здания и сложные объемы
- необычный
рисунок оконных переплетов и балконных решеток
- применение различных конструктивных материалов: камня и железобетона, керамики, стекла и
металла.
Модерн широко использовал стилизацию на темы готики, классицизма, ампира, античного искусства, древнерусского зодчества.
Особняк С.П. Рябушинского на ул. Малой Никитской в Москве.
Архитектурный стиль: модерн
Архитектор: Федор Шехтель
Годы: 1900-1903
Слайд 25Церковь Марфо-Мариинской обители в Москве
Архитектор:
Алексей Щусев
Архитектурный стиль:
Неорусский стиль
Годы:
1909
Слайд 26Здание Казанского вокзала
Архитектор:
Алексей Щусев
Архитектурный стиль:
Неорусский стиль
Годы:
1913
Слайд 27Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
(Музей изящных искусств имени
императора Александра III)
Архитектор:
Роман Клейн
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы:
1898-1904
Слайд 28Здание Ярославского вокзала Архитектор:
Федор Шехтель Архитектурный стиль:
Неорусский стиль,
северный модерн
Годы:
1902-1904
Слайд 30Владимир Татлин
1885 — Родился в Москве в семье инженера.
1902–1910 — Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества,
Одесском училище торгового мореплавания и Пензенском художественном училище.
1914 — Создание новой изобразительной формы — контррельефа.
1919–1920 — Работа над проектом памятника 3-му Интернационалу, башней Татлина.
1923 — Выступает как режиссер, сценограф и исполнитель главной роли в постановке одного из главных произведений русского авангарда, драмы Велимира Хлебникова «Зангези». Начало работы над проектом «Летатлин» — махолета, который так и не полетел, но остался в истории как прекрасное произведение искусства.
1930–1950-е — Занимается сценографией и станковой живописью.
1953 — Умер в Москве.
Слайд 31Влади́мир Та́тлин (1885-1953)
русский и советский живописец, график, дизайнер и художник
театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма
Слайд 32Башня Татлина
1. Мачта. Поскольку символика башни планетарная, наклон мачты параллелен
земной оси. Вписанные в конструкцию простые геометрические тела — куб,
пирамида, цилиндр и полусфера — вращаются вокруг своих осей, и это вращение соотносится с вращением Земли. Башня — символ Великой утопии. Она «пронизана ассоциациями, как петербургский воздух в вьюгу снегом» (В. Шкловский).
2. Куб делает один оборот в год. Это зал для законодательного собрания.
3. Пирамида вращается со скоростью одного оборота в месяц и предназначена для правительства земного шара (Хлебников в 1917-м предложил Татлину войти в «Правительство председателей земного шара»).
4. Цилиндр, делающий один оборот в день. Здесь предполагалось разместить информационные бюро, газету, телеграф, радио, антенны которого устремлены ввысь и являются продолжением памятника.
5. Четвертый объем — полусфера, скорость ее вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трех властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников. Ведь башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Она — мост между небом и землей, архитектурное воплощение мирового древа, опора мироздания, а также жилище мудрецов.
6. На «осях верхнего сферического отрезка» расположен гигантский экран для показа мировых новостей, проекционные фонари для него помещаются в центре информации. «Радио, экран, провода, — писал Пунин, — являясь элементами памятника, могут быть и элементами формы». Высота башни (400 м) кратна земному меридиану (1/100 000). Башня «продолжалась в небо» волнами радиостанций и лучами прожекторов, которые должны были проецировать «световые буквы на облака (это в особенности удобно на севере)».
7. Спираль несущей конструкции («линия движения освобожденного человечества… идеальность, освобожденная от материальной тяги») — символ динамизма. Как и постоянно меняющийся общий вид башни из-за вращения частей. Динамизм призваны были придавать конструкции и «специальные мотоциклы и автомобили одного установленного образца, с маркой памятника», выезжающие и въезжающие в гараж, находящийся в башне, а также электрические подъемники, связывающие объемы. Памятник принципиально — место «наиболее напряженного движения: вас должно механически нести вверх, вниз, увлекать против вашей воли...»
Слайд 34Конструктивизм
Характеризуется
строгостью,
геометризмом,
лаконичностью форм,
монолитностью внешнего облика
Слайд 35Конструктивизм
Характеризуется
строгостью,
геометризмом,
лаконичностью форм,
монолитностью внешнего облика
Слайд 37Дом Моссельпрома
Страна: Россия
Москва: Калашный переулок,
Автор проекта:
Н. Д. Струков,
А. Ф. Лолейт, А. М. Родченко и В. Ф. Степанова
1912—1925
годы
Архитектурный стиль: конструктивизм
Слайд 38Дом Наркомфина
Страна: Россия
Москва: Пресненский район, Новинский бульвар, 25, корп. 1
Автор
проекта: Моисей Гинзбург
Годы: 1928-1930 годы
Архитектурный стиль: конструктивизм
Слайд 41План участка. Приложение к Разрешению на застройку, выданному Мельникову 20
июля 1927 г.
Слайд 42Дом Мельникова
Страна: Россия
Москва: Кривоарбатский переулок,
Автор проекта:
Константин Мельников
Годы: 1927-1929
годы
Архитектурный стиль: конструктивизм
Слайд 43Дом культуры имени Русакова
Страна: Россия
Москва: Сокольники, ул. Стромынка, 6
Автор проекта:
Константин Мельников
Годы: 1927-1929 годы
Архитектурный стиль: конструктивизм
Слайд 44Дом культуры имени Зуева
Страна: Россия
Москва: ул.Лесная, д.18
Автор проекта:
Илья Голосов
Годы:
1927-1929 годы
Архитектурный стиль: конструктивизм
Слайд 45Дом-коммуна на улице ОрджоникидзеСтрана: Россия
Москва
Автор проекта:
Иван Николаев
Годы: 1929-1930 годы
Архитектурный
стиль: конструктивизм
Слайд 471931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Слайд 481931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Слайд 491931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Слайд 501931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Слайд 511931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Слайд 53Дом на Моховой.
Москва.
Архитектор:
Иван Жолтовский.
Архитектурный стиль: неоклассицизм.
Слайд 54Театральная (станция метро, Москва)
Год: 1938.
Архитекторы:
И. А. Фомин, И. Е.
Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков.
Архитектурный
стиль: неоклассицизм.
Слайд 55Театральная (станция метро, Москва)
Год: 1938.
Архитекторы:
И. А. Фомин, И. Е.
Львов и М. Ф. Львов; завершил работу Л. М. Поляков.
Архитектурный
стиль: неоклассицизм.
Слайд 57Дом на набережной
(Дом правительства)
Слайд 581940-е-1950-е.
«Сталинский ампир»
Слайд 591947
Закладка сталинских высоток
Слайд 61Жилой дом на Котельнической набережной в Москве.
Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей
Ростковский.
Год окончания строительства: 1952
Слайд 64Высотное здание на площади Красных Ворот
Архитекторы: Алексей Душкин, Борис Мезенцев
Год
окончания строительства: 1952
Слайд 66Гостиница Украина.
Архитекторы: Аркадий Мордвинов, Вячеслав Олтаржевский
Год окончания строительства: 1957
Слайд 68Здание МИД.
Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус
Год окончания строительства: 1953
Слайд 70Главное здание МГУ.
Архитекторы:
Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П.
В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов
Слайд 72Гостиница Ленинградская.
Архитекторы:
Леонид Поляков, Александр Борецкий
Год:
1954
Слайд 73Жилой дом на Кудринской площади.
Архитекторы:
Михаил Посохин
Год:
1954
Слайд 771955
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в
проектировании и строительстве»
Слайд 781960-е-1980-е
Позднесоветская архитектура. Функциональная типовая архитектура.
Слайд 79Государственный Кремлёвский дворец.
Архитектор:
Михаил Посохин
Год:
1960-1961
Слайд 80Гостиница «Россия».
Архитекторы:
Дмитрий Чечулиин
Год:
1964-1967
Слайд 81Здание СЭВ (Совета экономической взаимопомощи)
«Здание-книжка»
Архитекторы:
Михаил Посохин
Год:
1963-1970
Слайд 82Останкинская телебашня
Архитекторы:
Л. И. Баталов, Д. И. Бурдин, М. А.
Шкуд, Л. Н. Щипакин;
Год:
1960-1967
Слайд 83Дом Сове́тов РСФСР
Архитекторы:
Дмитрий Чечулин
Год:
1965-1979
Слайд 84Дом Сове́тов РСФСР
Архитекторы:
Дмитрий Чечулин
Год:
1965-1979
Слайд 85Дом Сове́тов РСФСР
Архитекторы:
Дмитрий Чечулин
Год:
1965-1979
Дом Советов в 1993 году
Слайд 87Гостиница «Космос»
Архитекторы:
В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1;
О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция
Год:
1979
Слайд 88СК Олимпийский
Архитекторы:
Михаил Посохин
Год:
1980
Слайд 891947
800 лет Москве. Закладка сталинских высоток.
Конструктивизм
1890-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1900-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1910-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1920-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1930-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1940-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1950-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1960-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1970-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1980-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1990-е
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Архитектура XX века
Модерн
1894-1917 Николай II
1917-1921
Гражданская война
1921-1927 НЭП
1928-1939 Индустриализация
1939-1945 Вторая мировая война
1945-1953 Апогей сталинизма
1953-1964
Оттепель
1964-1985
Застой
1985-1991
Перестройка
1903
Особняк Рябушинского (Шехтель)
1909
Церковь Марфо-Мариинской обители в Москве
(Щусев)
1913
Здание Казанского вокзала
(Щусев)
1906
Особняк Кшесинской
(фон Гоген)
1904
Музей изящных искусств
(Клейн)
1908
ЦУМ
(Клейн)
1931
Взрыв ХСС. Конкурс на проект дворца Советов.
Сталинский ампир
1955
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об излишествах в архитектуре. Конец сталинского ампира.
Функционально-типовая архитектура
1970
Здание СЭВ
(Посохин)
1965-1979
Дом советов РСФСР
(Чечулин)
1953
Главное здание МГУ