Разделы презентаций


Тема урока: Фразеологизмы в языке, тексте, речи

Содержание

Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема урока:
«Фразеологизмы в языке, тексте, речи»

Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи»

Слайд 2Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и

целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной

единицы.
Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее

Слайд 3Обычное словосочетание Фразеологизм
Открытая степь




С открытой душой

Обычное  словосочетание   ФразеологизмОткрытая степь

Слайд 4открытая степь,
открытый экипаж,
открытая сцена.
Во всех словосочетаниях

слово “открытый” сохраняет своё значение: свободный для доступа.
Свободные (обычные) словосочетания:

открытая степь,открытый экипаж,открытая сцена.    Во всех словосочетаниях слово “открытый” сохраняет своё значение: свободный для

Слайд 5
Открытая степь – бескрайняя степь, бескрайнее пространство.



Слова в обычном словосочетании сохраняют свою смысловую самостоятельность,

свое лексическое значение, поэтому их не нужно запоминать.






В обычном словосочетании каждое слово можно заменить.

Открытая степь – бескрайняя степь,  бескрайнее пространство.   Слова в обычном словосочетании сохраняют свою

Слайд 6 с открытой

душой




искренне, доверчиво, откровенно

Во фразеологизмах нельзя произвольно заменять слова.

с открытой   душой

Слайд 7 Слова во фразеологизмах теряют свою смысловую самостоятельность. В

составе фразеологизмов смысл имеют не отдельные слова, а выражение в

целом.


Слова во фразеологизмах теряют свою смысловую самостоятельность. В составе фразеологизмов смысл имеют не отдельные слова,

Слайд 8Фразеологизмы используются в речи готовыми, их нужно помнить.

Фразеологизмы используются в речи готовыми, их нужно помнить.

Слайд 10Задание. 1 варианту выписать номера, соответствующие свободным словосочетаниям, 2 варианту

выписать номера, соответствующие фразеологизмам.
1)лизать пятки,

8)от корки до корки,
2)делать большие глаза, 9) как гром среди ясного
3)выразительные глаза, неба,
4)пруд пруди, 10) возвратиться из похода,
5)серый от пыли, 11) черствая корка,
6)по горячим следам, 12)превосходный результат,
7)верящий в победу, 13)сломя голову,
14)призадуматься над
задачей.
Задание.  1 варианту выписать номера, соответствующие свободным словосочетаниям,  2 варианту выписать номера, соответствующие фразеологизмам.1)лизать пятки,

Слайд 11 1 вариант

2 вариант
3 1
5 2
7 4
10 6
11 8
12 9
14 13
1 вариант

Слайд 12Виды фразеологизмов

Виды фразеологизмов

Слайд 13Фразеологизмы по своей структуре могут быть разными. Они делятся на

три разряда:
- фразеологические сочетания,
- фразеологические единства,
- фразеологические

сращения
Фразеологизмы по своей структуре могут быть разными. Они делятся на три разряда: - фразеологические сочетания,- фразеологические

Слайд 14Во фразеологических сочетаниях
одно из слов употребляется лишь в сочетании

с другим, к прилагательному обычно можно легко подобрать синоним.
Трескучий

мороз

Скоропостижная смерть

Сильный мороз

Внезапная смерть

Во фразеологических сочетаниях одно из слов употребляется лишь в сочетании с другим, к прилагательному обычно можно легко

Слайд 15Фразеологические единства
В них каждое слово фразы имеет свое значение, но

в совокупности они приобретают переносный смысл.
Вешать лапшу на уши


обманывать

помещать в висячем положении

пищевой продукт, приготовляемый из пшеничной муки, замешанной на воде

орган слуха, а также наружная часть его (у человека в форме раковины)

Фразеологические единстваВ них каждое слово фразы имеет свое значение, но в совокупности они приобретают переносный смысл. Вешать

Слайд 16 слова, входящие в состав фразеологических единств, могут иметь и

прямое значение, например: держать камень за пазухой, сматывать удочки,
части их

могут отделяться другими словами, сравните: первый блин комом- первый блин у нее комом.

слова, входящие в состав фразеологических единств, могут иметь и прямое значение, например: держать камень за пазухой,

Слайд 17Фразеологические сращения-
это «застывшие» смысловые единицы, нерасторжимые, неразложимые словосочетания, свойственный

только данному языку. Иногда их называют «витаминами» или «изюминками» речи.

Значения фразеологических сращений никогда не совпадают со значениями слов, их составляющих, и поэтому они не переводимы на иностранный язык .
Фразеологические  сращения-это «застывшие» смысловые единицы, нерасторжимые, неразложимые словосочетания, свойственный только данному языку. Иногда их называют «витаминами»

Слайд 18Тесная смысловая спаянность слов фразеологических сращений может закрепляться и поддерживаться

рядом условий:
наличием непонятных устаревших слов-
попасть впросак (ранее

просак – «станок») ,

- наличием грамматических архаизмов-

спустя рукава (сейчас «спустив»),

отсутствием в пределах фразеологических
сращений грамматических отношений -

чем свет,
из рук вон (никакой тип связи не определяется).

Тесная смысловая спаянность слов фразеологических сращений может закрепляться и поддерживаться рядом условий: наличием непонятных устаревших слов- попасть

Слайд 19Рассуждая, отнесите приведенные примеры к той или иной

группе фразеологизмов.
закадычный

друг,
закинуть удочку,
щекотливый вопрос,
поставить крест,
сбить с панталыку,
7) заклятый враг,
8) бить

баклуши,
9) идти в гору,
10) шутка сказать ,
11) точить лясы,
12)давать по рукам.

Рассуждая, отнесите приведенные примеры к той или иной группе фразеологизмов.закадычный друг,закинуть удочку,щекотливый вопрос,поставить крест,сбить с панталыку,7) заклятый

Слайд 20Ответы:

Ответы:

Слайд 21Фразеологизмы - синонимы
Опытный человек
Тёртый калач
Стреляный воробей
Быстро
Со всех ног
Только пятки

сверкали

Фразеологизмы - синонимыОпытный человекТёртый калачСтреляный воробейБыстро Со всех ногТолько пятки сверкали

Слайд 22Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.

Соотнесите фразеологизмы из одного столбика с фразеологизмами другого, подобрав синонимы.

Слайд 23Задание.
1. Прочитайте отрывки из литературного произведения.
2. Укажите автора, название произведения,

жанр.
3. Назовите героев, которым принадлежат данные слова.
4. Подчеркните устойчивые

выражения, определите их значения.
Задание.1. Прочитайте отрывки из литературного произведения.2. Укажите автора, название произведения, жанр. 3. Назовите героев, которым принадлежат данные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика