Слайд 1Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Слайд 2Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это
время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их
произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось за историческим жанром. По праву великим мастером исторического жанра называют В.И.Сурикова. Познакомимся с основными характеристиками исторической картины XIX в. На примере одного из величайших произведений художника «Боярыня Морозова»
Слайд 3 В. И. Суриков написал картину в 1887 г. Она является
одной из самых больших и серьёзных русских картин. Историю боярыни
Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам. В исторической картине всегда так или иначе просматривается авторская позиция. Не случайно раздумывающий над смыслом происходящего странник с посохом похож на самого автора.
Сюжетом картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом – знамением старообрядчества, призывая народ держаться за старую веру
Слайд 4 При взгляде на знаменитую картину внимание сосредоточивается на двух полных
драматизма образах: образе староверке Феодосии Прокопьевне Морозовой, мятежно вскинувшей руку,
и на полураздетом юродивом, лишь он открыто отвечает двуперстием на её призыв. Презентация. Слайды10-18. «Я его на снегу писал… на снегу всё пропитано светом… если бы ад писал, то в огне позировать бы заставил и сам в огне сидел»,- говорил художник. «Ничего от себя, всё с натуры» - таков был неизменный принцип творчества Сурикова.
Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей.
Слайд 5 -Ребята вы познакомились с картиной и с её сюжетом. Давайте
вместе сделаем анализ картины, определим какими выразительными средствами художник достиг
цели в произведении: композиция, пропорция, симметрия, цвет, движение, фактура, контраст, форма.
«Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна и по содержанию, и по созданным художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близко и понятно именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Духовный подвиг героини, живописная гармония картины волнуют любое сердце, чуткое к искусству.
Слайд 6Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после
неудачного бунта 1698 года.
Слайд 7Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на
тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878
году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
Слайд 8«Последний день Помпеи» — крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852),
работа над которой была завершена в 1833
Слайд 9На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения
Везувия. Местом действия выбрана улица Гробниц, на которой Брюллов побывал
в 1827 году. Небосвод покрыт тёмными грозовыми тучами, на горизонте сияет кроваво-красное зарево, небесную тьму прорезают длинные и острые молнии. От подземных толчков рушатся здания
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ]. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого́ себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности. В композиции картины художник во многом отходит от традиций и норм классицизма: действие развивается не только на переднем плане, но и уходит вглубь картины; не все группы действующих лиц вписываются в треугольник. В картине присутствуют черты как старого направления — классицизма, так и нового — романтизма.
Слайд 10Домашнее задание.
Составьте рассказ-рассуждение о картине Василия Перова «Сельский крестный ход
на Пасхе»
План:
– Роль картины в изобразительном искусстве.
– Значение картины
как события общественной
жизни.
– Значение творчества великого художника в создании образа народа.
Сделайте анализ по аналогии с анализом картины «Боярыня Морозова»