Слайд 1Темы: Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности
Преподаватель: Рагозина П.А
Слайд 22. Типы занятий
Выделение разных типов связано с решением проблемы обучения,
направленного на развитие самостоятельности, творчества. На разных этапах обучения степень
самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта различна.
Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач (по характеру познавательной деятельности детей на занятиях, сформулированной в задачах)
– занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения
– занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленный на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений
– занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Слайд 3С типами занятий соотносятся общедидактические методы обучения:
– с занятиями по
сообщению новых знаний соотносится информационно-рецептивный метод,
– с занятиями по упражнению
в применении знаний и умений соотносится репродуктивный метод
– с творческими занятиями соотносится частично-поисковый (эвристический), исследовательский методы.
По мнению Г.Г. Григрьевой, эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности.
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Условием реализации этого является учет педагогом индивидуального опыта детей. Выявить индивидуальный опыт нелегко, поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только быть заключительным, но и предшествовать всем остальным. Таким образом педагог может выявить наличный уровень представления детей о предмете и способах его изображения. Иногда эта информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью ребенка. При наличии такой информации педагог может дифференцированно строить индивидуальную работу с детьми, объединяя их в группы.
Слайд 4Тема: Классификация и характеристика методов обучения изобразительной деятельности
Слайд 51. Классификация методов обучения изобразительной деятельности
А) 1 классификация:
И.Я. Лернер предложил
систему общедидактических (применимых к любому содержанию) методов обучения, которые классифицированы
по характеру познавательной деятельности (в основе познавательной деятельности находятся степень самостоятельности и творческой активности).
– информационно-рецептивный метод – направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания учащимися новой готовой информации.
– репродуктивный метод – направлен на закрепление, упрочение и углубление знаний, способов оперирования знаниями; усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.
Этот метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (ученику даются вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). У детей формируется способность использовать знания в разных условиях.
Слайд 6– эвристический метод (частично поисковый метод)– направлен на пооперационное или
поэлементное обучение процедурам творческой деятельности. Педагог включает учащегося в поиск
решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (педагог сообщает факты – выводы делают учащиеся; педагог ставит проблемы – ученики выдвигают гипотезу).
– исследовательский метод – предполагает на самостоятельное решение целостных задач.
Б) 2 классификация
Применительно к изобразительной деятельности используются методы, традиционно выделяемы по источнику знаний:
– наглядные
– словесные
– практические
Ведущее значение отдается наглядным методам, так как они соответствуют специфике изобразительной художественной деятельности как форме наглядного образного отражения мира.
Слайд 72. Характеристика наглядных методов обучения изобразительной деятельности
А) обследование – целенаправленное
аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.
Значение данного метода заключается
в формировании, с одной стороны, осмысленного представления о предмете, о его внешних наглядных признаках (1), с другой стороны, «изобразительного» представления (2) – представления будущего образа и способов его изображения.
Предпосылками этому служит то, что порядок обследования совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты не только позволяют вычленить особенности формы, но и по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру – так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму – так и лепим).
При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения, становятся более самостоятельными.
В процессе обследования возможно вычленение и осознание сходных признаков в предметах одного типа (дома, транспорт и т.д.). Вычленение внешних признаков, сравнение предметов по этим признакам, установление и объяснение сходства позволяют формировать обобщенное представление о группе подобных предметов.
Овладение ребенком доступным способом восприятия формирует у него художественную позицию: в поиске способа изображения идти от восприятия изображаемого предмета (ребенок сам ставит задачу: хорошо рассмотреть, чтобы выразительнее изобразить). Овладение умением смотреть снимает чувство страха перед изображением, позволяет ребенку смело ставить изобразительные задачи и искать способы их решения. Формирование художественной позиции к концу дошкольного возраста имеет большое значение для перевода изобразительной деятельности на творческий уровень.
Слайд 8Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа:
1 этап
– целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак (важный
гордый гусь /игрушка из папье-маше/).
Основная цель этапа – порождение соответствующего настроения и стимулирование желания изобразить (нарисовать, вылепить) такой же предмет.
Если предмет не обладает яркими эстетическим признаками, все равно его восприятие должно быть эмоциональным.
Например, дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: «Какая это машина? А как вы догадались?» Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак и связать с функцией, назначением. В данном случае вызывается познавательный интерес к предмету.
2 этап – аналитическое восприятие предмета, т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета. Порядок такого выделения соответствует последовательности изображения.
Цель этапа – формирование изобразительного представления.
Последовательность анализа предмета:
1. Выделяют и называют саму крупную часть предмета и его назначение.
2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы; почему у грузовых машин прямоугольный, длинный кузов)
Пример 1, в средней группе предстоит аппликативное изображение транспорта – автобусов. Воспитатель спрашивает: «Ребята, вы догадались, почему салон у автобуса длинный? Вспомните, мы наблюдали на остановке, как много людей вошло в автобус? В такси «Волгу» – три человека, а в автобус – почти все пассажиры, стоявшие на остановке».
Пример 2, при анализе постараться использовать разные виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное.
«Потрогайте ствол у березы, какой он, как про него можно сказать? Почему ствол гладкий, словно шелковый, а тут шершавый. Как можно нарисовать?»
Слайд 9Б) наблюдение – целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления
в естественном окружении.
Метод наблюдения направлен на формирование ориентировочного действия,
на формирование представлений об изображаемом предмете или явлении, которое служит основой для применения других методов и приемов обучения.
Большой вклад в его разработку внесли Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина,
Л.А. Раева.
Требования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения – восприятие того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображения, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушность восприятия. Общая ошибка педагогов – в общении с детьми они пытаются затронуть сферу познания, минуя сферу чувств. Знания, не подкрепленные и не связанные с чувствами, не становятся достоянием ребенка, не побуждают к активному действию, в том числе к проявлению себя в изобразительной деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует осмысленного восприятия предметов, явлений, выделения свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т.д.) Внешние признаки предметов осмысливаются на основе вскрытия внутреннего содержания явления (почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних?)
Слайд 104. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечивать детям самую разнообразную
активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную.
5. Повторность наблюдения важна
для создания выразительных образов детьми. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях с разными внешними характеристиками; дети могут увидеть разнообразие предметов одного типа (разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; разные здания, имеющие различное назначение /школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей/).
! Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения, так как в связи с непроизвольностью психических процессов удержание ярких впечатлений на длительный срок невозможно.
6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется в содержании и методике ведения наблюдения с детьми.
Слайд 11Особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп.
Дети младшей
группы: с ними наблюдаются предметы простые по форме и яркие
по цвету в естественной обстановке. Вычленяют 1-2 признака (цвет и ритм). Наблюдения кратковременные, детям не говорят (не дают установку), для чего они смотрят, так как в силу непроизвольности психических процессов они не удерживают задачу. Задание (тема) должна быть интересна детям и доступна имеющимся у них изобразительно-выразительным средствам.
Важно, чтобы восприятие проходило в действии, в движении.
Пример, тема для изображения «Одуванчики на лугу». Дети рисуют одуванчики ритмичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета.
Организация наблюдения (третий год жизни): наблюдения за ними весной могут быть ежедневными и интересными для детей. Воспитатель приводит детей на поляну. Дети бегают с воспитателем по всей полянке (важно для ощущения пространства; для последующего осмысленного восприятия и освоения зеленого листа как пространства газона, лагу, на котором вырастут «одуванчики»). Дети смотрят и удивляются – везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки показать, где растут одуванчики и словом подчеркнуть ритм расположения: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик, еще одуванчик ….»
Дети могут понюхать, потрогать одуванчики, поиграть в «Одуванчики», воспитатель сопровождает игровые действия стихами и т.д.
(четвертый год жизни) эти дети могут рисовать одуванчики, изображая круглые головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то может передавать элементарное строение – стебелек. Поэтому в наблюдение включается элемент обследования: обводящим жестом очерчивают головки одуванчиков, маленькие и большие.
Слайд 12Дети средней группы: наблюдение более длительное, дети готовы к более
активному восприятию, ответам на вопросы, элементарным сравнениям и обобщениям. В
процессе которого выделяются признаки: цвет, форма, строение, расположение в пространстве.
Пример, при сохранении тех же приемов наблюдения, как и в младшей группе, внимание детей обращают на строение одуванчиков
– самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек
– с помощью наводящих вопросов рассматривают листочки.
– обращают внимание на разнообразие одуванчиков (большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебельками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.д.)
– можно рассмотреть насекомых, облюбовавших цветы и газон
! Допустимы вопросы как репродуктивного, так и поискового характера.
Рисунки этих детей отличаются более сложным, предметным или сюжетным содержанием, приобретают черты индивидуальности за счет композиции выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков.
В конце наблюдения детям можно рассказать о предстоящем рисовании и о том, что нужно запечатлеть красоту, которая скоро пройдет.
Слайд 13
Дети старшей группы: с ними можно рассматривать предметы (их сочетания)
вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в
пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.д.
В наблюдениях формируется изобразительное представление. Педагог, выделяя выразительные признаки объекта, предлагает ребенку подумать, как это нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги больше подойдет.
Пример, тема «Одуванчики на лугу». В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Дети придумывают композицию, выделяя в ней главное. Соответственно надо подумать, какой ширины будет полоса зеленого луга, полоса неба. Дети размышляют, какими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеленый луг: может быть акварелью по сырому фону, может быть, цветными восковыми мелками.
Рекомендуется проводить неоднократные наблюдения. Это объясняется тем, что замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел стимулирует дополнительное наблюдение.
Старшие дошкольники (в отличие от младших и средних) способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. О цели желательно сообщить после эмоционального восприятия детьми красоты природы. Ребенок должен увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок, а затем выразить свое отношение к явлению в рисунке.
Если ребенок затрудняется это сделать, то задача педагога – показать свое отношение, привлечь детей к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств.
Слайд 14В) рассматривание картин и книжных иллюстраций – косвенный метод обучения
изобразительной деятельности, используется
– если невозможно познакомить детей с предметов
или явлением в процессе непосредственного наблюдения
– используется после наблюдения с целью уточнения, обогащения представлений о предмете или явлении
Пример, наблюдение за рыбками в аквариуме можно дополнить рассматриванием их в атласе или иллюстративной энциклопедии для детей.
Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринять в предмете при наблюдении.
– картины (предметные, сюжетные), иллюстрации могут быть использованы для обогащения детей способами изображения
а) колорит осени, зимы – как средство выразительности в картинах разных художников
б) способы передачи движения
в) способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости
г) элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается крупно, то, что расположено ближе, изображено внизу листа, то, что дальше – наверху).
Слайд 15Эти картины использовать после наблюдения как дополнительный прием, помогающий перевести
наглядные образы (сложившиеся при непосредственном восприятии) в графические образы; либо
как прием, разрушающий стереотипы, шаблоны графических образов (что это? вспоминаем).
! Ни иллюстрация, ни картина не предлагаются детям для прямого подражания.
!! При обучении лепке картина может использоваться на занятии, плоскостное изображение не дает прямого образца, а потому не будет приемом механического обучения; ребенок должен сам найти приемы объемного изображения.
Г) образец – то, чему должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятии
Образец – (по мнению Г.Г. Григорьевой) работа, выполненная воспитателем и предлагаемая для подражания.
Она же считает, что специально организованное наблюдение, рассматривание предмета, учет и активизация детского опыта делают применение образца в предметном, сюжетном рисовании ненужным.
В аппликации, декоративном рисовании образец – эффективный прием.
Требования к образцу в декоративном рисовании:
1. выполнение в стиле народной росписи
2. грамотность
3. простота композиции
4. использование доступных для детей элементов и технических приемов.
Слайд 16В декоративном рисовании используют образцы прямого следования (а) и примерные
варианты (б). Примерные образцы (б) используются с детьми старшего дошкольного
возраста. Детям дают одновременно 2-3 примерных образца и помогают увидеть общее и различное. После этого дети получают задание следовать в своих работах общей особенности, а отличия изобразить по-своему.
Использование образца по характеру и организации познавательной деятельности может быть: в виде подачи детям готовой информации – способов изображения, когда от них требуется понимание и прямое воспроизведение (какой общедидактический метод); в виде организации частично поисковой деятельности (по вариативным и незаконченным образцам).
Д) прием показа способов изображения
В зависимости от полноты показа способа изображения: показ полный и частичный.
– показ общий и индивидуальный (может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка)
– показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком
Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора.
! Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается.
Когда предмет определенной формы изображается впервые, то педагог после соответствующего обследования осуществляет показ способов изображения. Обязательно поясняется взаимосвязь способа изображения и движения руки по контуру при обследовании.
На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу изображения привлекаются дети.
Слайд 17Характеристика словесных методов обучения изобразительной деятельности
А) Ведущий словесный метод обучения
изобразительной деятельности – беседа.
Беседа на занятиях по изобразительной деятельности
– организованный педагогом разговор, во время которого через вопросы, пояснения, уточнения у детей формируют представления об изображаемом предмете и способы его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации.
Беседа используется в первой части занятия – когда стоит задача формирования изобразительного представления
В конце занятия – когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен вызвать эмоциональный отклик детей.
Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, дидактических задач:
– в предметном рисовании беседа сопровождает процесс рассматривания (обследования) предмета. В процессе беседы педагог вызывает активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь уяснить
особенности его формы, строения, определить своеобразие цвета, пропорциональных отношений.
Содержание вопросов должны нацеливать детей на установление зависимостей между внешним обликом предмета и его функциональным назначением или особенностями условий жизни (питание, передвижение, защита).
Слайд 18– в сюжетном рисовании в процессе беседы надо помочь детям
продумать и представить изобразительные средства для передачи сюжета:
содержание изображения
композицию
особенности
передачи движения
цветовую характеристику образа
Педагог уточняет некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения.
– в зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику:
при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить:
основную мысль, идею
эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки, рассказа), дать характеристику внешнего облика персонажей
вспомнить их взаимоотношения
уточнить композицию, приемы и последовательность работы
рисование (лепка) на тему окружающей действительности требует
оживления жизненной ситуации
воспроизведения содержания событий, обстановки
уточнение выразительных средств: композиции, деталей, способов передачи движения
уточнения приемов и последовательности изображения
Слайд 19рисование (лепка) на свободную тему необходима предварительная работа:
в беседе педагог
оживляет впечатления детей; затем предлагает некоторым детям объяснить их замысел:
что нарисуют (слепят), как будут рисовать, где расположат ту или иную часть изображения. Воспитатель уточняет некоторые технические приемы работы.
Б) Пояснение – словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время занятий и что должны получить в результате. Пояснение дается в простой и доступной форме одновременно всей группе или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.
В) Совет (подробные указания, прямая подсказка) – используется в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.
! Дети с замедленным темпом работы и способные по заданному вопросу найти решение, не нуждаются в совете.
Г) Напоминание в виде кратких указаний – используют перед началом процесса изображения (для напоминания последовательности работы). Данные прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.
Д) Поощрение – данный прием вселяет уверенность, ощущение успеха в детей, вызывает у них желание выполнить работу хорошо. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность, ощущение неуспеха вызывает обратное действие.
Е) Использование художественного слова – вызывает интерес к теме, содержанию изображения, создает эмоциональный настрой, оживляет образ, помогает привлечь внимание к детским работам.