Слайд 1
Тенденции развития биологического образования в современных условиях
Слайд 21.Стандарт общего среднего биологического образования.
2. Профильное обучение.
3. Государственная (итоговая) аттестация
выпускников основной школы в системе оценки качества образования.
4. Единый государственный
экзамен как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней (полной школы).
5. Учебно-методические комплекты по биологии.
Слайд 4СТРУКТУРА СТАНДАРТА
цели изучения курса биологии;
обязательный минимум содержания образования;
требования к уровню
подготовки выпускников;
система измерителей (проверка выполнения стандарта)
Слайд 6ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
в 6 классе
1 вариант – 1 час в
неделю (35 часов в год)
2 вариант – 1 час в
неделю в 5 классе (по 2 часа во 2-м полугодии) и 1 час в неделю в 6-м классе (по 2 часа в неделю в 1-м полугодии)
3 вариант – 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6-м классе
Слайд 7СТАРШАЯ ШКОЛА
1. Базовый уровень – 70 часов
(1ч в неделю в 10
кл.; 1ч в неделю в 11 кл.)
2. Профильный уровень – 210 часов (по 3ч в неделю в 10 – 11 кл.)
Слайд 8Варианты изучения курса биологии на базовом уровне
В составе интегрированного
курса «Естествознание» по 3 ч. в неделю в 10 и
11 классах.
2. Как самостоятельный курс по 1 ч. в неделю в 10 и 11 классах.
3. Во втором полугодии 10 и в первом полугодии 11 класса по 2 ч. в неделю.
Слайд 9ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ В БУПе
Химико-биологический
Биолого-географический
Агротехнический
Естественно-математический
Слайд 10 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ПРОФИЛЯ:
Рынок труда
Социальное окружение
Традиции
школы
Мотивация школьников
Слайд 11ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
1 вариант – профили, в
которых биология не является профильным предметом. Изучается на базовом уровне,
дополняется элективными курсами.
2 вариант – химико-биологический профиль. Изучается на профильном уровне в сочетании с соответствующими элективными курсами (медицина, микробиология, биотехнология и др.).
3 вариант – биолого-географический профиль. Изучается на профильном уровне в сочетании с соответствующими элективными курсами (экология, биогеография, педагогика и др.).
4 вариант – агротехнический профиль. Изучается на профильном уровне в сочетании с соответствующими элективными курсами (основы агрономии, животноводство, почвоведение и др.).
Слайд 12В 2007 году
ВПЕРВЫЕ апробируется
итоговая аттестация выпускников основной школы
по новой форме, приближенной к модели ЕГЭ
Переход от внутришкольной процедуры
проведения экзамена к внешней, разделение функции обучения и функции проверки учебных достижений обучаемых.
Анонимность проверки экзаменационных работ учащихся.
Слайд 13ЭТО ПОЗВОЛИТ:
Учесть опыт организации и технологии проведения ЕГЭ.
Более объективно оценить
учебные достижения выпускников.
Реализовать принцип преемственности с действующей системой итоговой аттестации.
Обеспечить
открытость и прозрачность системы оценивания.
Слайд 14ЭТО ПОЗВОЛИТ:
Реализовать современные представления о базовой подготовке учащихся.
Обеспечить более глубокую
дифференциацию подготовки учащихся.
Применить компьютерные технологии для проверки экзаменационных заданий.
Слайд 15ПОСОБИЯ
для проведения итоговой аттестации в 9 классе
Биология: сборник заданий
для проведения экзамена в 9 кл.: пособие для учителя /
Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова. – М.: Просвещение, 2006.
В сборнике представлена система заданий разного типа и уровня сложности, схема клонирования из них множества вариантов с учетом особенностей учащихся и уровня их подготовки.
Примерные билеты и ответы для подготовки к устной итоговой аттестации (9, 11 кл) Дрофа;
Слайд 16В издательстве «Вентана-Граф»
готовится к выпуску пособие
Промежуточная аттестация выпускников
основной школы с целью подготовки к сдаче ЕГЭ
Пособие содержит варианты
заданий
для тематического и итогового контроля.
В каждом из вариантов представлены задания:
с выбором 1 ответа (18 заданий);
с выбором нескольких ответов (2 задания);
на установление соответствия (2 задания);
со свободным развернутым ответом (2 задания);
На определение последовательности явлений (1 задание).
Слайд 17Примерные билеты для сдачи устного экзамена по биологии по выбору
выпускников IХ классов
Вестник образования России. – 2007. №7. –
С.22-30
Каждый билет включает три вопроса:
первый направлен на проверку теоретических общебиологических знаний по цитологии, эволюции, экологии, генетике;
второй вопрос предполагает выявление у выпускников знаний о классификации, многообразии и эволюции живой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды; умений применять эти знания на практике, в различных жизненных ситуациях;
третий вопрос предусматривает контроль знаний личностно ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Слайд 18Примеры билетов
Билет № 7
1. Особенности химического состава живых организмов. Органические
вещества, их роль в организме.
2. Приспособленность птиц к полету во
внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.
3. Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.
Слайд 19Билет № 13
1. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека
(парниковый эффект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружающей
среды.)
2. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосеменных. Определите место вида ландыша майского в системе растительного мира (отдел, класс, семейство, род).
3. Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку делают прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организма? Как защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом?
Слайд 20Билет № 18
1. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их
причины и предупреждение.
2. Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости
биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и др. в сохранении биоразнообразия.
3. Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?
Слайд 21Средняя (полная) школа
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
ПО БИОЛОГИИ - ОДНА ИЗ
ФОРМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Слайд 22Нормативные документы ЕГЭ
Кодификатор элементов содержания (блоки содержания).
Спецификация экзаменационной работы.
Демонстрационный вариант
– образец, открытый для всеобщего обозрения и тренировки.
Слайд 23Значение ЕГЭ
Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения.
Обеспечение независимой, объективной системы оценки результатов обучения и качества образования
в целом.
Эквивалентность и одинаковый вес государственных документов о получении образования на территории всей страны и их признание на международном уровне.
Создание равных условий для поступления в ВУЗы для всех школьников независимо от места проживания и социального положения.
Слайд 24Публикации по ЕГЭ
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.
Биология.- М.: Интеллект-Центр, 2005-2007.
Единый государственный экзамен: Биология: контрол. измерит. материалы:
2005-2006 / под общ. ред. Г.С.Калиновой . – М.: Просвещение, 2006.
Слайд 25В 2007 году вышли НОВЫЕ пособия для подготовки к ЕГЭ
по биологии в издательствах:
Вентана-Граф;
Астрель;
Интеллект-Центр.
Слайд 26Учебно-методические комплекты
Использование учебно-методических комплектов по биологии, включенных в Федеральный
перечень учебников на 2007/08 учебный год.
Вестник образования. – 2007. -
№1.- С.97-99, С.130-131.