Разделы презентаций


Теории международной торговли

Содержание

План лекцииТеория меркантилизма;Теория абсолютных преимуществ;Теория сравнительных преимуществ;Теория соотношения факторов производства;Тестирование теории соотношения факторов производства;Альтернативные теории международной торговли.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории международной торговли

Теории международной торговли

Слайд 2План лекции
Теория меркантилизма;
Теория абсолютных преимуществ;
Теория сравнительных преимуществ;
Теория соотношения факторов производства;
Тестирование

теории соотношения факторов производства;
Альтернативные теории международной торговли.

План лекцииТеория меркантилизма;Теория абсолютных преимуществ;Теория сравнительных преимуществ;Теория соотношения факторов производства;Тестирование теории соотношения факторов производства;Альтернативные теории международной торговли.

Слайд 31. Теория меркантилизма
Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки

рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма, обосновавшая необходимость активного

вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Меркантилизм возник в конце XV в. в Европе в период развития и заката средневекового феодализма, в период великих географических открытий, основанных на достижениях в мореплавании и открытии новых континентов. В Западном полушарии обнаружили золото, что значительно расширило возможности его использования в качестве денег.
1. Теория меркантилизмаПервой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма,

Слайд 4"Эпоху великих географических открытий" также называют "эпохой первоначального накопления капитала".


Исторически, и логически первоначально капитал выступает в форме торгового и

денежного капитала.
Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название меркантилизм.

Слайд 5Понятие "меркантилизм" происходит от латинского слова "mercari" - торговать. В

английском и французском языках "mercantile" означает "торговый", а итальянский "mercante"

означает "торговец" или "купец".
Понятие

Слайд 6Будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы не могут

не рассматривать деньги как абсолютную форму богатства.
Отождествляя свои интересы

с интересами государства, представители меркантилизма утверждают, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет.
Накопление же богатства (естественно, в денежной форме) происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов.
Будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы не могут не рассматривать деньги как абсолютную форму богатства.

Слайд 7Слова, приписываемые Х.Колумбу о том, что “золото — удивительная вещь,

открывающая душам дорогу в рай” стали знаменем этого периода развития

буржуазного общества.
Слова, приписываемые Х.Колумбу о том, что “золото — удивительная вещь, открывающая душам дорогу в рай” стали знаменем

Слайд 8Термин «меркантилизм» употребляется в двух значениях: как политика протекционизма, политика

накопления золота и серебра - основы богатства нации и государства

и как теоретическое обоснование этой политики - система взглядов, обозначившая этап в истории экономических учений.
Термин «меркантилизм» употребляется в двух значениях: как политика протекционизма, политика накопления золота и серебра - основы богатства

Слайд 9Политика меркантилизма

Политика меркантилизма

Слайд 10В своем развитии меркантилизм прошел два этапа - ранний и

поздний.
При сохранении единой идеологии и цели – увеличение количества

денег в стране, с развитием меркантилизма менялись способы достижения этой цели.
В этой связи во взглядах между представителями раннего и позднего меркантилизма имеют место различия.
В своем развитии меркантилизм прошел два этапа - ранний и поздний. При сохранении единой идеологии и цели

Слайд 11I этап - ранний меркантилизм (XV-XVI вв.), связанный с утверждением

монетарной системы, получил название «монетаризм», или «теория денежного баланса».
Ранний меркантилизм

был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Богатство нации меркантилисты отождествляли с золотом и серебром, а его источник видели в сфере обращения. Большая часть представителей этой школы были купцами-мореплавателями.
I этап - ранний меркантилизм (XV-XVI вв.), связанный с утверждением монетарной системы, получил название «монетаризм», или «теория

Слайд 12В рамках этого учения ограничивался импорт товаров, запрещался вывоз золота

и серебра из страны. Вырученные от продажи товаров средства иностранные

купцы были обязаны тратить на покупку местных изделий. На экспортируемые товары устанавливались максимально высокие цены.
В рамках этого учения ограничивался импорт товаров, запрещался вывоз золота и серебра из страны. Вырученные от продажи

Слайд 13Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на

внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как

можно меньше. При этом должно накапливаться золото и серебро, отождествлявшиеся в то время с богатством.
Ранние меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государству следует продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров,

Слайд 14Наиболее известными представителями раннего меркантилизма были в Англии Вильям Стаффорд

(1554—1612 гг.), в Италии — Гаспар Скаруффи
(1519—1584 гг.).

Наиболее известными представителями раннего меркантилизма были в Англии Вильям Стаффорд (1554—1612 гг.), в Италии — Гаспар Скаруффи

Слайд 15II этап - поздний меркантилизм (со второй половины XVI в.

до середины XVIII в.) - развитой меркантилизм, получивший название «мануфактурной

системы», или «теория торгового баланса».
Основой позднего меркантилизма являлось требование экспортировать товаров больше, чем импортировать, т. е. сохранение активного торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги.

II этап - поздний меркантилизм (со второй половины XVI в. до середины XVIII в.) - развитой меркантилизм,

Слайд 16Источник этого избытка - разница между стоимостью вывезенных и ввезенных

товаров, которая обеспечивалась двумя способами:
вывоз изделий из своей страны,

причем разрешался вывоз только готовых изделий, т.к. от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;
посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Источник этого избытка - разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами: вывоз изделий

Слайд 17Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Ман

(1571 — 1641 гг.), во Франции — Антуан де Монкретьен

(1575—1622 гг.).
Наиболее известными представителями позднего меркантилизма были в Англии Томас Ман (1571 — 1641 гг.), во Франции —

Слайд 18В России меркантилизм зародился несколько позже, чем в Западной Европе

и как направление экономической мысли возник лишь в середине XVII-XVIII

вв.
Причина — длительное по сравнению с Европой существование натурального хозяйства, которое в России обеспечивалось крепостным правом, по сути, рабством.
В России меркантилизм зародился несколько позже, чем в Западной Европе и как направление экономической мысли возник лишь

Слайд 19Представители экономической мысли XVII-ХVIII веков в России
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

(1605–1680), Юрий Крижанич (1618–1683),
Иван Тихонович Посошков (1652–1726,)
Михаил Васильевич

Ломоносов (1711–1765)
были последователями идей меркантилизма и считали необходимостью поддержание активного торгового баланса государства, а в деньгах видели стимул торговли; верили в пользу привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения ее благосостояния, приветствовали протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции.
Представители экономической мысли XVII-ХVIII веков в России Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680), Юрий Крижанич (1618–1683), Иван Тихонович Посошков

Слайд 20Практическое внедрение идей меркантилизма в России в XVII-XVIII века принадлежит

выдающимся государственным деятелям:
русскому царю Петру Великому (1682–1725) и выдающемуся

государственному деятелю Василию Никитичу Татищеву (1686–1750).
Государственный протекционизм при Петре I имел жесткий характер. В преобразованиях Петра Великого, которые заключались в привлечении в страну золота и серебра, увеличении экспорта, поощрении русского купечества, развитии промышленности, строительстве каналов и портов присутствовало стремление создать великую, независимую, политически и экономически самостоятельную державу.
Практическое внедрение идей меркантилизма в России в XVII-XVIII века принадлежит выдающимся государственным деятелям: русскому царю Петру Великому

Слайд 21Меркантилизм заложил основы рыночной экономики и участия государственных структур в

экономической жизни.
Понятия, впервые использованные меркантилистами, способствовали выделению экономики в

отдельную науку.
В результате была создана экономическая наука, называющаяся «политической экономией» и получившая свое название от названия труда французского меркантилиста Антуана Монкретьена «Трактат политической экономии».
Меркантилизм заложил основы рыночной экономики и участия государственных структур в экономической жизни. Понятия, впервые использованные меркантилистами, способствовали

Слайд 22Данная доктрина представляет для нас интерес по следующему ряду соображений:
Меркантилизм

представляет собой первую попытку создания стройной теории международной торговли. В

рамках доктрины заложены основы теории платежного баланса.
Идеи экономистов-классиков можно глубже понять, если рассматривать их как реакцию на взгляды меркантилистов по вопросам международной торговли.
В современных условиях встречаются факты проявления неомеркантилизма, когда отдельные страны с высоким уровнем безработицы пытаются ограничить импорт зарубежных товаров и услуг, рассчитывая тем самым стимулировать внутреннее производство и увеличить занятость.
Данная доктрина представляет для нас интерес по следующему ряду соображений:Меркантилизм представляет собой первую попытку создания стройной теории

Слайд 232. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
Главным из экономистов, бросивших вызов

меркантилизму, был английский экономист Адам Смит. В своей знаменитой книге

«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), посвященной критике меркантилизма, он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества.
2. Теория абсолютных преимуществ Адама СмитаГлавным из экономистов, бросивших вызов меркантилизму, был английский экономист Адам Смит. В

Слайд 24По А. Смиту, торговля между странами основывается на абсолютном преимуществе.

Если одна страна эффективнее (или имеет абсолютное преимущество), чем другая

в производстве одного товара, но менее эффективна (или абсолютно уступает), чем другая страна в производстве второго товара, тогда обе страны могут выиграть в результате специализации каждой из них на производстве товара, по которому они имеют абсолютное преимущество, и обмене части своего производства с другой страной на товар, производство которого абсолютно невыгодно.
По А. Смиту, торговля между странами основывается на абсолютном преимуществе. Если одна страна эффективнее (или имеет абсолютное

Слайд 25В результате этого процесса ресурсы будут использованы наиболее эффективным образом

и производство обоих товаров возрастет.
Это увеличение в производстве обоих

товаров и представляет собой выигрыш от специализации на производстве, который должен быть разделен между двумя странами путем торговли.
В результате этого процесса ресурсы будут использованы наиболее эффективным образом и производство обоих товаров возрастет. Это увеличение

Слайд 26А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.):
В

результате международной торговли страны экспортируют те товары, в производстве которых

они имеют абсолютное преимущество (т.е. которые они производят с наименьшими издержками) и импортируют те товары, в производстве которых абсолютное преимущество принадлежит их торговым партнерам (т.е. которые производятся другими странами с наименьшими издержками).
А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.):В результате международной торговли страны экспортируют те товары,

Слайд 27А. Смит и его последователи утверждали, что каждая из стран

всегда производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем

за рубежом и поэтому все страны могут выиграть от свободной торговли.
А.Смит твердо защищал политику государственного невмешательства в экономику и свободной конкуренции (политика лэссэ-фэр).
А. Смит и его последователи утверждали, что каждая из стран всегда производит один или несколько товаров с

Слайд 28Идея А. Смита выражена в простой модели.
Однако поскольку любая

модель абстрактна, поэтому необходимо ввести некоторые условия, при которых она

может быть использована для анализа.
Идея А. Смита выражена в простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, поэтому необходимо ввести некоторые условия,

Слайд 29Условные допущения теории абсолютных преимуществ
Условие 1. В мире существуют только

две страны.
Условие 2. В странах производятся только два товара.
Условие 3.

Торговля товарами между странами осуществляется без каких-либо ограничений.
Условие 4. Международная торговля сбалансирована (импорт оплачивается экспортом).
Условие 5. Факторы производства не перемещаются между странами.
Условие 6. Только труд влияет на производительность и цену товара.
Условие 7. Соотношение между трудом и выходом продукции постоянно (эффект масштаба).
Условие 8. В обеих странах и в обеих отраслях имеет место совершенная конкуренция.
Условные допущения теории абсолютных преимуществУсловие 1. В мире существуют только две страны.Условие 2. В странах производятся только

Слайд 30Выводы А. Смита базировались на теории трудовой стоимости, т.к. труд

являлся единственным фактором производства и условие абсолютного преимущества в издержках

попросту означало, что одной стране требуется меньше времени на производство единицы товара, чем другой стране.
Сильная сторона теории абсолютного преимущества заключается в том, что она основана на теории трудовой стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне.
Выводы А. Смита базировались на теории трудовой стоимости, т.к. труд являлся единственным фактором производства и условие абсолютного

Слайд 31Однако теория абсолютного преимущества не является универсальной. Ее ограниченность для

объяснения международной торговли состоит в том, что она оставляет открытыми

ответы на ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений.
Теория не отвечает на вопросы:
Что произойдет в том случае, если страна не располагает абсолютным преимуществом ни по одному товару? Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле? Согласятся ли другие страны торговать с ней?
Не обречена ли такая страна на необходимость покупки всех необходимых ей товаров на мировом рынке? Чем в таком случае она сможет рассчитываться за приобретаемые за рубежом товары?
Почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров?
Однако теория абсолютного преимущества не является универсальной. Ее ограниченность для объяснения международной торговли состоит в том, что

Слайд 323. Теория сравнительных преимуществ
В 1817 г. Давид Рикардо опубликовал свою

книгу «Начало политической экономии и налогового обложения», в которой представил

свой закон сравнительных преимуществ.
Это один из важнейших и до сих пор неоспоримых законов экономической теории со множеством областей практического применения.
3. Теория сравнительных преимуществВ 1817 г. Давид Рикардо опубликовал свою книгу «Начало политической экономии и налогового обложения»,

Слайд 33Содержание закона сравнительных преимуществ можно свести к следующему утверждению: основанием

для возникновения и развития международной торговли может служить исключительно разница

в относительных издержках производства товаров, независимо от абсолютной величины этих издержек.
Издержки производства одного и того же товара в разных странах, как правило, различаются между собой. В этих условиях практически в любой стране найдется такой товар, производство которого будет более выгодным при существующем соотношении издержек, чем производство других товаров. Именно поэтому страна будет располагать сравнительным преимуществом, а сам товар станет объектом внешнеторговых сделок.
Содержание закона сравнительных преимуществ можно свести к следующему утверждению: основанием для возникновения и развития международной торговли может

Слайд 34Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля

выгодна для каждой из двух стран, даже если ни одна

из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.
В мире, состоящем из двух стран и двух товаров, предопределено, что, если одна страна имеет сравнительное преимущество по одному товару, то другая страна обязательно должна иметь сравнительное преимущество по другому товару.
Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна для каждой из двух стран, даже

Слайд 35В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в

производстве которых они имеют относительное преимущество, возникает закономерный вопрос: как

подсчитать выигрыш от торговли, т.е. определить, насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников?
В случае, если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют относительное преимущество, возникает

Слайд 36Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая

из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется

на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.
Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке.
Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая

Слайд 37В числе важнейших теоретических предпосылок, из которых исходил Д. Рикардо

при выведении закона сравнительных преимуществ, была теория трудовой стоимости.
В

соответствии с этой теорией стоимость или цена товара зависят исключительно от количества труда, затрачиваемого на его производство.
В связи с этим, теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены.
В числе важнейших теоретических предпосылок, из которых исходил Д. Рикардо при выведении закона сравнительных преимуществ, была теория

Слайд 38Альтернативная цена – это рабочее время, необходимое на производство единицы

одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы

другого товара.
Альтернативная цена – это рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое

Слайд 39Теория сравнительных преимуществ заключается в следующем:
если страны специализируются на

производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно

более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет более взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.
Теория сравнительных преимуществ заключается в следующем: если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить

Слайд 40Важнейшим достижением теории сравнительных преимуществ является то, что она ясно

доказала существование выигрыша от торговли для всех участвующих в ней

стран.
При этом, чем шире возможности для развития торговли, тем больше возможности для получения выигрыша всеми сторонами.
https://www.youtube.com/watch?v=3QWVV1wfxVI

Важнейшим достижением теории сравнительных преимуществ является то, что она ясно доказала существование выигрыша от торговли для всех

Слайд 41Условные допущения теории сравнительных преимуществ:
Условие 1. Не учитывает транспортных издержек.
Условие

2. Игнорирует влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны;
Условие

3. Исходит из существования только одного фактора производства - труда.
Условие 4. Исходит из предпосылки полной занятости.
Условие 5. Не позволяет объяснить торговлю между примерно одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.
Условные допущения теории сравнительных преимуществ:Условие 1. Не учитывает транспортных издержек.Условие 2. Игнорирует влияние внешней торговли на распределение

Слайд 42В настоящее время принято считать, что закон сравнительных преимуществ справедлив

для объяснения общих тенденций в структуре международных товарных потоков, но

не конкретных причин, по которым данная страна экспортирует или импортирует вполне определенный товар или услугу.
В настоящее время принято считать, что закон сравнительных преимуществ справедлив для объяснения общих тенденций в структуре международных

Слайд 434. Теория соотношения факторов производства (теория Хекшера-Олина)
В 20-30 г.г. ХХ

века шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин

сформулировали новую теорию международной торговли.
4. Теория соотношения факторов производства (теория Хекшера-Олина)В 20-30 г.г. ХХ века шведский экономист Эли Хекшер и его

Слайд 44Теория Хекшера-Олина опирается на понятия интенсивности и избыточности фактора.
Фактороинтенсивность

– показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного

товара. Например, один товар – трудоемкий, другой – капиталоемкий.
Факторонасыщенность – показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства. Например, в одной стране капитала относительно больше, чем в другой. Страны бывают капиталоизбыточные и трудоизбыточные.
Теория Хекшера-Олина опирается на понятия интенсивности и избыточности фактора. Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства

Слайд 45Теория Хекшера-Олина заключается в следующем:
каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные

товары, для производства которых обладает относительно избыточными факторами производства, и

импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Модель Хекшера-Олина часто называют теорией соотношения факторов производства.
Теория Хекшера-Олина заключается в следующем: каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых обладает относительно избыточными

Слайд 46Условные допущения теории Хекшера-Олина
Существуют две страны, два товара (товар Х

и товар Y) и два фактора производства (труд L и

капитал K) – труд и капитал.
Обе страны используют одинаковую технологию в производстве.
Товар Х является трудоемким (для его производства потребуется больше труда, чем для товара Y), а товар Y - капиталоемким в обеих странах.
В обеих странах нет полной специализации, т.е. даже в условиях свободной торговли обе страны продолжают производить оба товара.
В обеих странах одинаковые предпочтения потребителей (вкусы).
Условные допущения теории Хекшера-ОлинаСуществуют две страны, два товара (товар Х и товар Y) и два фактора производства

Слайд 47В обеих странах на всех рынках факторов и товаров конкуренция

является совершенной.
Факторы внутри каждой страны совершенно мобильны, однако они совершенно

неподвижны между странами.
Не существует транспортных издержек, тарифов, других препятствий на пути международной торговли.
Все ресурсы полностью используются в обеих странах.
Внешняя торговля между странами сбалансирована, т.е. стоимость экспорта каждой страны равняется стоимости импорта этой страны.
В обеих странах на всех рынках факторов и товаров конкуренция является совершенной.Факторы внутри каждой страны совершенно мобильны,

Слайд 48Э. Хекшер и Б. Олин были признаны создателями теории соотношения

факторов производства, которая является основой современных представлений о том, чем

определяются направление и структура международных торговых потоков.
Э. Хекшер и Б. Олин были признаны создателями теории соотношения факторов производства, которая является основой современных представлений

Слайд 49Теория Хекшера-Олина скорее объясняет, чем утверждает сравнительное преимущество.
Она утверждает, что

различие в относительном избытке факторов и цен на них являются

причиной разницы в относительных ценах товаров между странами до вступления в торговые отношения.
Эта разница в относительных ценах фактора и относительных ценах товара затем переходит в различие между абсолютными ценами на фактор и товар между двумя странами. Эта разница в абсолютных ценах товара в обеих странах и есть основная причина торговли.
Теория Хекшера-Олина скорее объясняет, чем утверждает сравнительное преимущество.Она утверждает, что различие в относительном избытке факторов и цен

Слайд 505. Тестирование теории соотношения факторов производства (парадокс Леонтьева)
Леонтьев Василий Васильевич.

Родился 5 августа 1905 г. Американский экономист российского происхождения, создатель

теории межотраслевого анализа, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1973 год «за развитие метода затраты - выпуск и за его применение к важным экономическим проблемам». В 1931 году Василий Леонтьев перебрался в Америку и стал преподавателем Гарвардского и Нью-Йоркского университетов, создателем и руководителем американского Института экономического анализа, являлся консультантом ООН.
5. Тестирование теории соотношения факторов производства (парадокс Леонтьева)Леонтьев Василий Васильевич. Родился 5 августа 1905 г. Американский экономист

Слайд 51Теория соотношения факторов производства, несмотря на все ее недостатки и

сугубо абстрактный характер, на сегодняшний день продолжает оставаться одной из

наиболее популярных теорий, объясняющих развитие международной торговли.
Не удивительно поэтому, что она многократно была подвергнута эмпирическим проверкам на огромных массивах статистических данных и применительно к различным странам, товарам и факторам производства.
Теория соотношения факторов производства, несмотря на все ее недостатки и сугубо абстрактный характер, на сегодняшний день продолжает

Слайд 52Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки

основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным

выводам. 
Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и

Слайд 53Впервые проверка теории Хекшера-Олина была проведена Василием Леонтьевым в 1953

году с использованием данных по США за 1947 год.
В

связи с тем, что США являлись страной с наибольшим избытком капитала в мире, Леонтьев ожидал обнаружить, что она экспортирует капиталоемкие товары и импортирует трудоемкие товары.

Впервые проверка теории Хекшера-Олина была проведена Василием Леонтьевым в 1953 году с использованием данных по США за

Слайд 54Чтобы проверить эту гипотезу, Леонтьев использовал таблицу «затраты-выпуск» американской экономики

с тем, чтобы подсчитать объем труда и капитала в выборке

в 1 млн. долларов экспортных и импортозамещающих товаров (таблица «затраты - выпуск» представляет собой таблицу, показывающую начальный и конечный этап производства каждого продукта в экономике).
По структуре импорта США в том же году (из которой Леонтьев исключил товары, которые в стране не производились) вычислил соотношение капитала и труда, необходимое для производства американских товаров, которые могли бы прямо заместить импортные.
Чтобы проверить эту гипотезу, Леонтьев использовал таблицу «затраты-выпуск» американской экономики с тем, чтобы подсчитать объем труда и

Слайд 55Результаты исследования Леонтьева:
американское импортозамещающее производство было на 30% более

капиталоемким, чем американский экспорт. Это означало, что США экспортируют трудоемкие

товары и импортируют капиталоемкие товары, что было противоположно положениям модели Хекшера - Олина.

Результаты исследования Леонтьева:американское  импортозамещающее производство было на 30% более капиталоемким, чем американский экспорт. Это означало, что

Слайд 56Полученные выводы получили название парадокса Леонтьева.
Последующие исследования подтвердили наличие этого

парадокса в послевоенный период не только для США, но и

для других стран (Япония, Индия и т.д.).

Полученные выводы получили название парадокса Леонтьева.Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для

Слайд 57Единственно возможным объяснением парадокса является, то что 1947 год, рассмотренный

Леонтьевым, был слишком близок ко Второй мировой войне, чтобы быть

репрезентативным.
Со своей стороны, Леонтьев ответил на критику, повторив свое исследование в 1956 году, используя данные 1951 года. Этот анализ показал, что экспорт США все равно был на 6% более трудоемким, чем американское импортозамещающее производство.
Леонтьев уменьшил парадокс, но не исключил его.
Единственно возможным объяснением парадокса является, то что 1947 год, рассмотренный Леонтьевым, был слишком близок ко Второй мировой

Слайд 58Источники расхождений результатов
Использование двухфакторной модели (труд и капитал) и абстрагирование

от других факторов, таких как природные ресурсы (почва, климат, минеральное

сырье, леса и т.д.). Поэтому в производстве товара могут интенсивно использоваться природные ресурсы и, следовательно, определенно классифицировать его как трудоемкий или капиталоемкий, применяя двухфакторную модель, невозможно.
Тарифная политика США - тариф является по сути налогом на импорт (сокращает импорт и стимулирует внутреннее импортозамещающее производство).
Источники расхождений результатовИспользование двухфакторной модели (труд и капитал) и абстрагирование от других факторов, таких как природные ресурсы

Слайд 59Под капиталом понимался только физический капитал и полностью игнорировался человеческий

капитал. Как фактор «труд» в Америке содержит больший человеческий капитал,

чем за рубежом. Объединение компонентов человеческого и физического капитала делает американский экспорт более капиталоемким по сравнению с импортозамещающей продукцией.

Человеческий капитал - образование, квалификация, физическое здоровье работников, влияющие на производительность труда.

Под капиталом понимался только физический капитал и полностью игнорировался человеческий капитал. Как фактор «труд» в Америке содержит

Слайд 60Парадокс Леонтьева (англ. Leontief's paradox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли

США.
Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование

требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.
Парадокс Леонтьева (англ. Leontief's paradox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том,

Слайд 61В попытках разрешить противоречия между теорией и практикой экономисты повели

свои исследования по двум направлениям.
Одно из них заключается в

дальнейшем совершенствовании теории соотношения факторов производства, более точном учете специфики отдельных факторов, их дроблении на составные части вплоть до мельчайших.
Другое направление исследований исходит из положения, что теория Хекшера – Олина нуждается не в совершенствовании, а полной замене на принципиально новой основе. В рамках данного направления появились модели, которые развивают теорию международной торговли как со стороны предложения, так и со стороны спроса.
В попытках разрешить противоречия между теорией и практикой экономисты повели свои исследования по двум направлениям. Одно из

Слайд 626. Альтернативные теории международной торговли
Теория конкурентных преимуществ - американский экономист

Майкл Портер («Конкурентные преимущества стран», (1991 г. ):
в современных условиях

значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.
6. Альтернативные теории международной торговлиТеория конкурентных преимуществ - американский экономист Майкл Портер («Конкурентные преимущества стран», (1991 г.

Слайд 636. Альтернативные теории международной торговли
В последние годы правительства и промышленные

круги любой страны все больше беспокоят вопросы: Почему фирмы, которые

находятся в определенных странах, достигают всемирного успеха в определенных сегментах рынка и конкретных отраслях экономики?
Какие решающие характеристики стран дают возможность фирмам этих стран завоевывать и сохранять конкурентное преимущество в определенных отраслях, то есть конкурентное преимущество стран?
6. Альтернативные теории международной торговлиВ последние годы правительства и промышленные круги любой страны все больше беспокоят вопросы:

Слайд 64ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЙКЛА ПОРТЕРА
Для того чтобы выяснить, почему страны

достигают конкурентного преимущества в тех или иных отраслях, а также

понять исходные положения политики фирм и национальной экономики, профессор Гарвардской школы бизнеса, советник ряда ведущих компаний и член Президентской комиссии по промышленной конкуренции Майкл Портер в конце 80-х гг. осуществил четырехлетнее исследование десяти стран, которые занимают важное место в мировой торговле: Великобритании, Германии, Дании, Италии, Кореи, Сингапура, США, Швейцарии, Швеции и Японии.
ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ МАЙКЛА ПОРТЕРАДля того чтобы выяснить, почему страны достигают конкурентного преимущества в тех или иных

Слайд 65Для анализа были выбраны три периода: 1971, 1978 и 1985

гг.
Для исследования были отобраны страны, которые отличались друг от друга

по численности населения, характеру промышленной политики правительств, социальной философии, географическим размерам и положению.
В целом, на эти десять стран приходилось ровно 50% от общего мирового объема экспорта в 1985 г. — базовом году статистического анализа. Выбранные для исследования страны объединяла общая черта - все они уже успешно конкурировали в ряде проанализированных отраслей либо показали свою способность успешно конкурировать.
Для анализа были выбраны три периода: 1971, 1978 и 1985 гг.Для исследования были отобраны страны, которые отличались

Слайд 66Разработанная в результате проведенного исследования теория конкурентного преимущества стран, была

опубликована в 1991 г.
в фундаментальном труде Майкла Портера "Конкурентное преимущество

стран« (в русском переводе книга вышла под названием «Международная конкуренция»)
Разработанная в результате проведенного исследования теория конкурентного преимущества стран, была опубликована в 1991 г.в фундаментальном труде Майкла

Слайд 67Согласно точке зрения М.Портера, очевидным фактом является то, что в

современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с

естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.
Согласно точке зрения М.Портера, очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков

Слайд 68Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят,

с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с

другой стороны, от соотношения факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной

Слайд 69Четыре детерминанта конкурентного преимущества страны
Обеспеченность факторами производства, причем в современных

условиях главную роль играют так называемые развитые специализированные факторы (научно-технические

знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправленно создаваемые страной.
Параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли.
Наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.).
Характер конкуренции на внутреннем рынке.
Страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер.
Четыре детерминанта конкурентного преимущества страныОбеспеченность факторами производства, причем в современных условиях главную роль играют так называемые развитые

Слайд 70Теория жизненного цикла продукта – американский экономист Раймонд Вернон (1966

г.)
Развитие мировой торговли готовыми изделиями осуществляется на основе этапов их

жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.
Теория жизненного цикла продукта – американский экономист  Раймонд Вернон (1966 г.)Развитие мировой торговли готовыми изделиями осуществляется

Слайд 71Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость

и спад

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и спад

Слайд 72Стадии цикла
Первая стадия – внедрение - разработка новой продукции в

ответ на возникшую потребность внутри страны; носит мелкосерийный характер производства,

требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
Вторая стадия - рост - спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.
Стадии циклаПервая стадия – внедрение - разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны; носит

Слайд 73Третья стадия - зрелость - крупносерийное производство, начинается перемещение производства

в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно

использована в стандартизованных производственных процессах.
Четвертая стадия – спад - спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Третья стадия - зрелость - крупносерийное производство, начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила

Слайд 74Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей,

однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли.
Если

научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта будет перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития

Слайд 75Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами

на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий

круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.
Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации

Слайд 76Теория эффекта масштаба – Пол Кругман и Келвин Ланкастер (начало

80-х годов) (или теория международной торговли на основе монополистической конкуренции)
Сущность

теории: Торговля между странами возможна даже в том случае, если они примерно в равной степени наделены производственными ресурсами.
На внешнеторговый рынок выходят не страны, а отдельные фирмы, используя арсенал конкурентных преимуществ – напр., более низкие средние издержки (т.е. используя положительный эффект масштаба, эффект массового производства).
Теория эффекта масштаба –  Пол Кругман и Келвин Ланкастер  (начало 80-х годов)  (или теория

Слайд 77Многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства

в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно

торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства.
Многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях

Слайд 78В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить

продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене.


Для того, чтобы эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, международная торговля позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой отдельно взятой страны, и таким образом, делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по

Слайд 79При определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются

по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная

массовым производством.

При определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е.

Слайд 80Теория международной торговли на основе эффекта масштаба – исходит из

того, что по мере нарастания масштабов производства и экспорта товара

его издержки снижаются, и поэтому странам с одинаковой наделенностью факторами целесообразно специализироваться и обмениваться технологически однородной, но дифференцированной продукцией.
Теория международной торговли на основе эффекта масштаба – исходит из того, что по мере нарастания масштабов производства

Слайд 81Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, т.к. связана

с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами.
В

этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм (ТНК).
Реализация эффекта масштаба ведет к нарушению совершенной конкуренции, т.к. связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика