Слайд 1Теории психического развития
Лекция 3
Часть 1
Слайд 2Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики
человека.
Краткий психологический
словарь / под общ. редакц.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского
Слайд 3Развитие психики -
закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное
в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Краткий психологический
словарь /
под общ. редакц.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского
Слайд 4Основные категории
Рост - отдельный аспект хода развития, его количественные характеристики
(напр., знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются
всего лишь с точки зрения приращения их объема);
Созревание - все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. Это физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д.
Слайд 5Дифференциация - прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого,
как, напр., деление клетки и образование тканей и органов (в
узком смысле слова).
Общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения (в широком смысле слова);
Научение –обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения, которые понимаются как обретение знаний, запоминание, усвоение установок, мотивов и т.д. Источником изменений является внешняя среда. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.
Слайд 6Запечатление (импритинг) - процессы непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо
норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже – продолжительного)
воздействия конкретного образца. Таким образом объясняются родительские модели поведения, унаследованные в детстве, проблемные черты характера.
Социализация (культурный социогенез) – процесс влияния социокультурных факторов на развитие, «вхождение» человека в уже существующее общество с определенными нормами поведения и переживания. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли, осваивает значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Две стороны социализации:
1) социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение;
2)социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам
Слайд 7Возраст и возрастные категории
Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени
ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических
изменений, не связанных с индивидуальными различиями, эти изменения являются общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими).
Слайд 8Абсолютный возраст (календарный или хронологический) - количество временных единиц (минут,
дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до
момента его измерения. Это количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой;
Условный возраст (или возраст развития) -местоположение объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения (напр., юношеский возраст);
Слайд 9Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента
зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть
личный факт его жизни.
Биологический возраст - состояние обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического, и наоборот.
Слайд 10Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и
т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. За основу
взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот.
Слайд 11Социальный возраст - соотнесение уровня социального развития человека (например, овладения
определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для
его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике: как жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте, так и возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше.
Субъективный, переживаемый возраст личности имеет внутреннюю систему отсчета. Это возрастное самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.
Слайд 12Предпосылки,
определяющие развитие
Природные Влияние
свойства организма человеческого
(строение и работа
общества,
мозга)
которое воспиты- вает и обучает
человека
Слайд 13Биогенетические теории развития
процесс психического развития человека пони-
мается как биологически
обусловленный, подчиняющийся природным законам.
Биогенетический закон: онтогенез – быстрое
повторение
филогенеза
Эрнст Геккель,1866
Слайд 14«Дитя шимпанзе и дитя человека»
Н. Н. Ладыгина-Котс
(по материалам наблю-
дения
за развитием
шимпанзе Иони с 1,5
до 4-х лет и
сына Руди
с 0 до 4-х лет)
Слайд 15Сходство и различие в характере некоторых игр у шимпанзе и
человека
Слайд 16Теория рекапитуляции
(от лат. recapitulatio - сжатое повторение
бывшего прежде)
Стэнли Холл: в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном
виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. Последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может
Слайд 17Объяснение фактов детского развития:
дети часто просыпаются ночью в страхе, даже
в ужасе и после долго не могут уснуть, потому что
во сне ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался;
игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился.
Слайд 18
Нормативный подход к исследованию развития человека
Арнольд Гезелл отождествлял развитие и
рост, сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения».
Разработал практическую
систему диагностики психического развития, взяв за основу изменение моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Впервые стал рассматривать нормальное и отклоняющееся от нормы развитие.
Слайд 19Теория трех ступеней детского развития
Карл Бюлер: природа не делает скачков
– развитие всегда происходит постепенно. Психические свойства передаются от родителей
детям.
Есть три ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Их должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т.е. имеет биологические причины.
«Очерк духовного развития ребенка» К. Бюлер
Слайд 20Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
Вильям
Штерн: ребенок – это организм, который при появлении на свет
уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной. Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.
Слайд 21Социогенетические теории развития
Развитие отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта,
человек есть то, что делает из него окружение, его среда.
Нет единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Главный механизм развития - интериоризация внешних реак-ций, благодаря которой и формируется содержание психической жизни
Слайд 22??? Возможности человеческого мозга вне жизни в обществе
Начало XX в.,
Индия. Около одной деревни замечены два загадочных существа, похожие на
людей, но передвигающи-еся на четвереньках. Психолог Рид Сингх с группой охотников спрятались у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девоч-
ки - одна примерно 8, другая – 1,5 лет. Сингх увез их с собой и попытался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пуга-лись и пытались скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая- Камала -прожила до семнадцати лет. За 9 лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Камала с боль-шим трудом обучилась правильно употреблять всего 40 слов.
Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.
Слайд 24Понимание психического развития во французской генетической психологи
Габрель Тард
Эмиль Дюркгейм
Шарль Блондель
Слайд 25Анри Валлон: психика ребенка и социум имеют неразрывную связь
. Человеческое дитя есть существо генетически социальное, социальная природа человека
не появляет-ся путем внешних влияний, а изначально включена в его биологию.
Психическое развитие ребенка осущест-вляется через качественные переходы от одной стадии к другой; сами же переходы совершаются через кризисы развития.
Слайд 26Американская школа культурной антропологии
Франц Боас Маргарет Мид
Характер и способности
людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся
и от устройства общества, в котором они родились и воспитаны
Слайд 27Бихевиористическая концепция развития психики
Беррес Скиннер, Эдуард Торндайк, Эдвард Толмен: развитие
– это приобретение определенных, социаль-
но приемлемых форм поведения, которое происходит
благодаря соответствующему подкреплению. Через установление связи между стимулом и реакцией (клас
сическое обусловливание) и связи определенных форм поведения с последующим подкреплением (ин-струментальное обусловливание) происходит закреп-
ление одних реакций и отмирание других. Научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к закреплению в нервной системе успешных реакций независимо от воли и желаний человека.
Слайд 28Когнитивная теория развития
Жана Пиаже
Главный тезис – о взаимодействии
между
организмом и окружающей
средой. Внешняя среда постоянно
изменяется, поэтому субъект
стре-
мится к установлению равновесия с
ней. Установить это равновесие мож
но двумя путями: либо путем приспо
собления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-
ний в самом субъекте.
Развитие психики = развитие интеллекта, которое проходит определенные стадии