Разделы презентаций


Теории психического развития

Содержание

Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека.Краткий психологический словарь / под общ. редакц.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории психического развития
Лекция 3

Часть 1

Теории психического развитияЛекция 3Часть 1

Слайд 2Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики

человека.
Краткий психологический
словарь / под общ. редакц.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского


Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека.Краткий психологический словарь / под общ. редакц.А.В.

Слайд 3Развитие психики -
закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное

в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Краткий психологический
словарь /

под общ. редакц.
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.Краткий

Слайд 4Основные категории
Рост - отдельный аспект хода развития, его количественные характеристики

(напр., знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются

всего лишь с точки зрения приращения их объема);
Созревание - все процессы, спонтанно протекающие под влиянием эндогенно запрограммированных, т.е. наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. Это физические изменения, важные для психического развития – созревание мозга, нервной и мышечной систем, эндокринных желез и т.д.
Основные категорииРост - отдельный аспект хода развития, его количественные характеристики (напр., знания, умения, память, содержание чувств, интересы

Слайд 5Дифференциация - прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого,

как, напр., деление клетки и образование тканей и органов (в

узком смысле слова).
Общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения (в широком смысле слова);
Научение –обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения, которые понимаются как обретение знаний, запоминание, усвоение установок, мотивов и т.д. Источником изменений является внешняя среда. Научение включает в себя как освоение новых форм поведения, так и изменение репертуара уже имевшихся форм.

Дифференциация - прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого, как, напр., деление клетки и образование тканей

Слайд 6Запечатление (импритинг) - процессы непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо

норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже – продолжительного)

воздействия конкретного образца. Таким образом объясняются родительские модели поведения, унаследованные в детстве, проблемные черты характера.
Социализация (культурный социогенез) – процесс влияния социокультурных факторов на развитие, «вхождение» человека в уже существующее общество с определенными нормами поведения и переживания. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли, осваивает значимые для определенного общества формы поведения и переживания. Две стороны социализации:
1) социальное становление человека, т.е. процесс спонтанного врастания его в социальное окружение;
2)социальное формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам, идеалам
Запечатление (импритинг) - процессы непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного

Слайд 7Возраст и возрастные категории
Возраст - конкретная относительно ограниченная во времени

ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических

изменений, не связанных с индивидуальными различиями, эти изменения являются общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими).
Возраст и возрастные категорииВозраст - конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, которая характеризуется совокупностью закономерных

Слайд 8Абсолютный возраст (календарный или хронологический) - количество временных единиц (минут,

дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до

момента его измерения. Это количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой;
Условный возраст (или возраст развития) -местоположение объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения (напр., юношеский возраст);

Абсолютный возраст (календарный или хронологический) - количество временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент

Слайд 9Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента

зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть

личный факт его жизни.
Биологический возраст - состояние обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы. Если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического, и наоборот.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст

Слайд 10Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и

т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. За основу

взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим

Слайд 11Социальный возраст - соотнесение уровня социального развития человека (например, овладения

определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для

его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике: как жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте, так и возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше.
Субъективный, переживаемый возраст личности имеет внутреннюю систему отсчета. Это возрастное самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Социальный возраст - соотнесение уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что

Слайд 12Предпосылки, определяющие развитие


Природные Влияние
свойства организма человеческого
(строение и работа

общества,
мозга)

которое воспиты- вает и обучает
человека

Предпосылки,  определяющие развитиеПриродные 				Влияниесвойства организма	  человеческого (строение и работа 	     общества,

Слайд 13Биогенетические теории развития
процесс психического развития человека пони-
мается как биологически

обусловленный, подчиняющийся природным законам.
Биогенетический закон: онтогенез – быстрое

повторение
филогенеза

Эрнст Геккель,1866



Биогенетические теории развития процесс психического развития человека пони-мается как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.					Биогенетический 						закон:  онтогенез

Слайд 14«Дитя шимпанзе и дитя человека» Н. Н. Ладыгина-Котс


(по материалам наблю-
дения

за развитием
шимпанзе Иони с 1,5
до 4-х лет и

сына Руди
с 0 до 4-х лет)
«Дитя шимпанзе и дитя человека»  Н. Н. Ладыгина-Котс(по материалам наблю-дения за развитием шимпанзе Иони с 1,5

Слайд 15Сходство и различие в характере некоторых игр у шимпанзе и

человека

Сходство и различие в характере некоторых игр у шимпанзе и человека

Слайд 16Теория рекапитуляции (от лат. recapitulatio - сжатое повторение

бывшего прежде)
Стэнли Холл: в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном

виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. Последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может




Теория   рекапитуляции  (от лат. recapitulatio - сжатое повторение бывшего прежде)Стэнли Холл: в процессе индивидуального

Слайд 17Объяснение фактов детского развития:
дети часто просыпаются ночью в страхе, даже

в ужасе и после долго не могут уснуть, потому что

во сне ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался;
игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился.

Объяснение фактов детского развития:дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут

Слайд 18 Нормативный подход к исследованию развития человека
Арнольд Гезелл отождествлял развитие и

рост, сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения».
Разработал практическую

систему диагностики психического развития, взяв за основу изменение моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Впервые стал рассматривать нормальное и отклоняющееся от нормы развитие.

Нормативный подход к исследованию развития человека Арнольд Гезелл отождествлял развитие и рост, сводил развитие к простому

Слайд 19Теория трех ступеней детского развития
Карл Бюлер: природа не делает скачков

– развитие всегда происходит постепенно. Психические свойства передаются от родителей

детям.
Есть три ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Их должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т.е. имеет биологические причины.
«Очерк духовного развития ребенка» К. Бюлер
Теория трех ступеней детского развитияКарл Бюлер: природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Психические свойства

Слайд 20Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка
Вильям

Штерн: ребенок – это организм, который при появлении на свет

уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной. Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка Вильям Штерн: ребенок – это организм, который при появлении

Слайд 21Социогенетические теории развития
Развитие отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта,

человек есть то, что делает из него окружение, его среда.

Нет единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Главный механизм развития - интериоризация внешних реак-ций, благодаря которой и формируется содержание психической жизни
Социогенетические теории развитияРазвитие отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта, человек есть то, что делает из него

Слайд 22??? Возможности человеческого мозга вне жизни в обществе
Начало XX в.,

Индия. Около одной деревни замечены два загадочных суще­ства, похожие на

людей, но передвигающи-еся на четвереньках. Психолог Рид Сингх с группой охотников спрята­лись у волчьей норы и увидели, как волчица выводит на прогулку детенышей, среди которых оказались две девоч-
ки - одна примерно 8, другая – 1,5 лет. Сингх увез их с собой и попы­тался их воспитать. Они бегали на четвереньках, пуга-лись и пыта­лись скрыться при виде людей, огрызались, выли по ночам по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая- Камала -прожила до семнадцати лет. За 9 лет ее удалось в основном отучить от волчьих повадок, но когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Камала с боль-шим трудом обучилась правильно употреблять всего 40 слов.

Оказывается, что человеческая психика не возникает и без человеческих условий жизни.

??? Возможности человеческого мозга вне жизни в обществеНачало XX в., Индия. Около одной деревни замечены два загадочных

Слайд 23Индийские маугли

Индийские маугли

Слайд 24Понимание психического развития во французской генетической психологи
 













Габрель Тард




Эмиль Дюркгейм

Шарль Блондель

Понимание психического развития во французской генетической психологи  			Габрель Тард 		 			Эмиль Дюркгейм 														Шарль Блондель

Слайд 25Анри Валлон: психика ребенка и социум имеют неразрывную связь

. Человеческое дитя есть существо генетически социальное, социальная природа человека

не появляет-ся путем внешних влияний, а изначально включена в его биологию.
Психическое развитие ребенка осущест-вляется через качественные переходы от одной стадии к другой; сами же переходы совершаются через кризисы развития.

Анри Валлон: психика ребенка и социум  имеют неразрывную связь . Человеческое дитя есть существо генетически социальное,

Слайд 26Американская школа культурной антропологии
Франц Боас Маргарет Мид






Характер и способности

людей в решающей степени зависят от того, чему они учатся

и от устройства общества, в котором они родились и воспитаны
Американская школа культурной антропологии	Франц Боас 			 Маргарет Мид					Характер и способности людей в решающей степени зависят от того,

Слайд 27Бихевиористическая концепция развития психики
Беррес Скиннер, Эдуард Торндайк, Эдвард Толмен: развитие

– это приобретение определенных, социаль-
но приемлемых форм поведения, которое происходит

благодаря соответствующему подкреплению. Через установление связи между стимулом и реакцией (клас
сическое обусловливание) и связи определенных форм поведения с последующим подкреплением (ин-струментальное обусловливание) происходит закреп-
ление одних реакций и отмирание других. Научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к закреплению в нервной системе успешных реакций независимо от воли и желаний человека.
Бихевиористическая концепция развития психикиБеррес Скиннер, Эдуард Торндайк, Эдвард Толмен: развитие – это приобретение определенных, социаль-но приемлемых форм

Слайд 28Когнитивная теория развития Жана Пиаже
Главный тезис – о взаимодействии
между

организмом и окружающей
средой. Внешняя среда постоянно
изменяется, поэтому субъект

стре-
мится к установлению равновесия с
ней. Установить это равновесие мож
но двумя путями: либо путем приспо
собления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем измене-
ний в самом субъекте.
Развитие психики = развитие интеллекта, которое проходит определенные стадии 
Когнитивная теория развития  Жана ПиажеГлавный тезис – о взаимодействии между организмом и окружающей средой. Внешняя среда

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика