Слайд 1Теория формирования языкового сознания в онтогенезе Ж.Пиаже
Подготовила
студентка ИПР 2-КОЛ
Компаниец Н.Н.
Слайд 2Одним из первых научно обоснованную интерпретацию проблемы соотношения биологического и
социального в формировании языкового сознания ребенка дал Ж. П. Пиаже.
Слайд 3Суть его гипотезы состоит в том, что социальные условия возникновения
языка составляют часть более широкой совокупности условий, подготовленной различными стадиями
развития сенсомоторного интеллекта.
Слайд 4Ж. П. Пиаже
полагал, что ребенок проходит в с воем
интеллектуальном развитии два основных этапа.
Слайд 5На стадии сенсомоторной логики у ребенка развивается сенсомоторный интеллект, который
помогает ему освоить некоторую первичную логику «предметных отношений» — логику
действий.
Она позволяет ему сформировать способность к генерализации действий.
Слайд 6По Ж. П. Пиаже, второй этап развития ребенка — это
переход от логики действий к концептуальной логике, который происходит на
втором году жизни. На этой стадии развития интеллекта ребенок начинает осваивать язык как семиотическое (знаковое) средство. Ребенок имитирует жесты взрослых, начинает «в уме» представлять схемы действий, и у него развивается семиотическая (знаково-символическая) функция.
Слайд 7По Ж. П. Пиаже, первая стадия (дооперациональная) заканчивается примерно к
6 годам. Умственная деятельность ребенка в этом возрасте состоит в
основном в установлении соответствий между опытом и действием: интерес ребенка сводится к манипулированию предметами.
Слайд 8Ребенку на этой стадии недоступны некоторые понятия из области естественных
наук (например, неизменяемость общего числа элементов при разделении их на
группы, неизменяемость массы при изменении формы и др.). Естественно, что на этой стадии возможности взрослых в словесном объяснении ребенку таких понятий весьма ограниченны.
Слайд 9
Вторая стадия (стадия «конкретных операций») начинается с момента поступления ребенка
в школу. Теперь — это уже не просто действия, а
интеллектуальные операции, с помощью которых данные о реальном мире вводятся в сознание и преобразуются в форму, необходимую для решения той или иной задачи.
Слайд 10
Эти операции отличаются от простого практического действия или целенаправленного поведения
двумя основными признаками: они могут быть «проделаны» мысленно и, соответственно,
они обратимы.
Слайд 11
Ребенок уже способен упорядочивать и классифицировать конкретные и знакомые ему
по прошлому опыту предметы. В то же время, он еще
не может анализировать ситуации, которые не видит непосредственно или с которыми он ранее не встречался. Другими словами, у него пока еще не сформирована способность к экстраполяции.
Слайд 12
Третья стадия (стадия «формальных операций») наступает к началу подросткового возраста.
Слайд 13
На этой стадии ребенок способен оперировать гипотетическими утверждениями, а не
ограничен только практическим опытом взаимодействия с конкретными предметами. Именно на
этом этапе подросток приобретает способность к «формальному и аксиоматическому мышлению», в основе которого лежит использование знаков языка.
Слайд 14
Еще на второй стадии — «конкретных операций» — ребенок мог
интуитивно усваивать некоторые идеи разных областей знания, однако он не
был способен понять законы науки, смысл обобщенных понятий.
Слайд 15
Согласно Ж. Пиаже, существует таковой парадокс детской речи, который в
научной литературе известен под заглавием эгоцентрическая речь.
Слайд 16Особенности коммуникативной стороны эгоцентрической речи заключаются в том, что малыши
3-7 лет в неких ситуациях (во время игры либо рисования)
не испытывают необходимости в собеседнике, когда они молвят. Ребёнок гласит, ни к кому не обращаясь, сам себе, вроде бы задумывается вслух.
Слайд 17
По Пиаже, в возрасте 3-4 лет толика эгоцентрической речи (коэффициент
эгоцентричности) составляет более 40%, потом эта речь равномерно потухает, фактически
исчезая к школьному возрасту.
Слайд 18
Вопрос о том, является ли языковая способность человека врождённой и
нейрофизиологически отдельной от других когнитивных функций, продолжает оставаться в центре
мультидисциплинарных обсуждений уже 10-ки лет.
Слайд 19Новые исследования демонстрируют, что есть нейроанатомические корреляты специфично речевых расстройств,
и даже появилась надежда на возможность идентификации гена, прямо ассоциирующегося
с языковыми и речевыми нарушениями.