Слайд 1ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА
Лекции
Слайд 2Литература:
Общая теория государства и права. Академический курс в 2
т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2012.
Теория государства и
права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2012.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2012.
Проблемы теории государства и права/ под ред. В.М.Сырых: Учебник. М.. 2010.
Слайд 3Цель дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является усвоение комплекса общих
знаний о государственно-правовых явлениях, получение представления об основных категориях отражающих
особые свойства государства и права; уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности и реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций
Слайд 4Задачи освоения учебной дисциплины
- изучение теоретически важных понятий общей юридической
науки и теории государства и права;
- получение системных знаний, необходимых
для успешного освоения других учебных юридических дисциплин; - обеспечение эффективного усвоения студентами знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, особых признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития.
Слайд 5Формируемые компетенции
В результате освоения дисциплины «Теория государства и права» студент
должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями
Слайд 6Общекультурные (ОК) компетенции
ОК – 1
Осознает социальную значимость своей будущей профессии,
обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК – 6
Имеет нетерпимое отношение
к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
Слайд 7Профессиональные (ПК) компетенции
ПК – 1 способен участвовать в разработке нормативно-правовых
актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК –
2 Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК – 3 Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
ПК – 5 Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК – 6 Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК – 7 Владеет навыками подготовки юридических документов
ПК – 9 Способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК – 10 Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
ПК -13 Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
ПК – 15 Способен толковать различные правовые акты
ПК – 16 Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности
ПК -17способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне
ПК – 18 Способен управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК – 19 Способен эффективно осуществлять правовое воспитание
Слайд 8Лекция 1. Происхождение государства и права
§ 1. Общая характеристика власти
догосударственного периода
§ 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
§ 3.
Причины и формы возникновения государства
§ 4. Основные теории происхождения государства
§ 5. Государство как продукт развивающегося общества
§ 6. Особенности возникновения права
Слайд 9
Общество существовало, государство – нет
Общественная собственность на средства
производства и равноправное распределение продуктов труда
В основе объединения –
не территориальный союз, а родственные, экономические, религиозные связи
Власть базировалась на кровных связях
Не было специального аппарата управления
Нормы регуляции отношений – обычаи, внушение, табу
Отсутствие четких прав и обязанностей
Признаки властных отношений при догосударственных формах человеческого общежития
Слайд 10
Общая характеристика социальных норм
догосударственного периода
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование
присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи
и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются в современной литературе мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить.
Слайд 11
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми,
что стало отличать их от норм несоциальных.
2) реализовались главным
образом в виде обычаев;
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Слайд 12
Причины возникновения государства
во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей
истории человечество прожило без данной организации политической власти);
во-вторых, оно
возникло как социальный институт, как продукт общественного развития;
в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения;
в-четвертых, повлияла целая система факторов.
Слайд 13
Формы возникновения государства
Азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и
т.п.). Подобный путь во многом связан с необходимостью проведения в
данных обществах масштабных социальных работ.
В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи.
Германия, Россия и некоторые другие государства возникли как прафеодальные
Слайд 14 Теологическая
Договорная,
Патриархальная
Органическая
Психологическая
Теория насилия
Историко-материалистическая
Вывод: причины
возникновения государства носят комплексный характер, включают в себя рациональные идеи
рассмотренных теорий
Основные теории происхождения государства
Слайд 15Особенности возникновения права
Право - более сложный регулятор, чем обычаи, ибо
кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия,
как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Слайд 16Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1)перерастание мононорм (первобытных обычаев)
в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи
силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
Слайд 17Лекция 2. Сущность и функции государства.
§ 1. Государственная власть: понятие
и общие черты
§ 2. Понятие и признаки государства
§ 3. Функции
государства: понятие и виды
Слайд 18Государственная власть:
1) распространяется на все общество;
2) носит публично-политический характер (призвана
выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного
рода интересов);
3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) устанавливает систему налогов;
6) организует население по территориальному признаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью.
Слайд 19Понятие и признаки государства
Государство - это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов
в пределах определенной территории.
Слайд 20заключается в том, что оно является
главной управляющей системой общества,
предназначенной для учета и координации интересов различных социальных групп населения,
преодоления социальных противоречий внутри страны и за ее пределами
Государство
- это единая политико-правовая организация общества,
которая, распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом
Признаки:
Единая, территориальная организация политической власти
Наличие суверенитета
Наличие специального аппарата управления обществом
Организация общественной жизни на правовых началах
Сущность государства
Слайд 21Признаки государства
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не
совпадающей с населением страны;
2) система налогов, податей, займов;
3) территориальное деление
населения;
4) право;
5) монополия на правотворчество;
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
Слайд 22Верховенство государственной власти означает
а) ее безусловное распространение на население и
все социальные структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средств воздействия
(принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
Слайд 23- это основные направления его
деятельности, в которых выражается сущность государства
и его социальное назначение
Функции
Относительно устойчивы
Могут изменяться
Внутренние
Внешние
экономическая (организационно-хозяйственная);
фискальная;
социальная;
культурная;
правоохранительная;
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;
природоохранительная (экологическая)
защита государственных границ и территории;
поддержание дипломатических и торгово-экономических отношений;
участие в деятельности международных организаций;
обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
борьба с терроризмом
Функции государства
Слайд 24Лекция 3. Форма государства
§ 1. Форма государства: понятие и элементы
§
2. Форма государственного правления
§ 3. Форма государственного устройства
§ 4. Политический
режим: понятие, признаки, виды
Слайд 25Форма государства
Категория "форма государства" означает, кто и как правит в
обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как
объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Слайд 26Элементами формы государства являются
1)форма правления - характеризует порядок образования
и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с
другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Слайд 271.Формы государства.
Форма государства
Слайд 28Форма государственного правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства,
характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и
их взаимоотношения с населением
Слайд 29Монархия
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления,
при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного
главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Слайд 301.Монархия.
Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои
действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из
казны.
Слайд 32Республика
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) -
это форма правления, при которой глава государства является выборным и
сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
Слайд 331.Республика.
Недостатки:
-неустойчивость правительства,
-угроза тирании большинства
Недостатки:
-конфликты между ветвями
власти.
Слайд 34В президентской республике
Президент избирается независимо от парламента либо коллегией
выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и
правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью.
Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент.
Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление).
Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
Слайд 35В парламентской республике
Правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.
Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия
деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.
Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями.
Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Слайд 36Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления,
обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей
Слайд 37Форма государственного устройства.
-административно-территориальная организация го-
сударственной власти, характер взаимоотношений
между государством
и составляющими его частями,
между отдельными частями государства, между
центральными
и местными органами.
Слайд 38Форма государственного устройства.
Слайд 39Унитарное государство
простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами
и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая
система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Слайд 40Федерация
- сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и
обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими
признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Слайд 423.Политический режим.
авторитарный
тоталитарный
1.Выборный законодательный орган власти.
2.Конституционные гарантии политических и
социально-экономических прав
для всех со-
циальных слоев общества.
3.Прямое участие населения в решении госу-
дарственных
вопросов.
4.Различные формы собственности.
5.Многопартийность.
6.Идеологический и политический плюрализм.
Слайд 43Демократический режим.
авторитарный
тоталитарный
1.Выборный законодательный орган власти.
2.Конституционные гарантии политических и
социально-экономических прав
для всех со-
циальных слоев общества.
3.Прямое участие населения в решении госу-
дарственных
вопросов.
4.Различные формы собственности.
5.Многопартийность.
6.Идеологический и политический плюрализм.
Слайд 44Авторитарный режим.
авторитарный
1.Господство одной политической партии, движе-ния, группы.
2.Одна «официальная» идеология.
3.Одна форма
собственности.
4.Сведение к минимуму прав и свобод граждан.
5.Резкое расслоение населения.
6.Низкий уровень
жизни населения.
7.Акцент на карательные меры и принуждение.
8.Агрессивность во внешней политике.
Слайд 45Лекция 4. Механизм государства и политическая система общества
§ 1. Механизм
государства: понятие, основные черты, структура
§ 2. Понятие, признаки и виды
органов государства
§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§ 4. Политическая система общества: понятие, структура, функции
§ 5. Место и роль государства и права в политической системе общества
Слайд 46Механизм государства
- это система государственных органов, призванных осуществлять государственную
власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная
организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Слайд 47
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную
совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой.
б) его целостность обеспечивается
едиными целями и задачами.
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Слайд 48Структура механизма государства включает в себя
1) государственные органы;
2) государственные
организации;
3) государственные учреждения;
4) государственные предприятия;
5) государственные служащие;
6) организационные и
финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Слайд 49
Понятие, признаки и виды органов государства
Орган государства - это звено
государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное
в этой связи властными полномочиями.
Слайд 50Признаки органа государства
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства,
выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
2) действует от имени государства
и по его поручению;
3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов;
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
6) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
конкретно-организационной деятельностью;
7) состоит из государственных служащих и подразделений;
8) имеет необходимую материальную базу;
9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
Слайд 51Принципы деятельности государственных органов
Структура государственных органов
разделение властей;
обеспечение законности
и правопорядка;
сочетание единоначалия и коллегиальности;
четкое разграничение задач между
органами
По уровню: - федеральные органы
- органы субъектов Федерации
По функциям: - законодательные;
исполнительно-распорядительные;
судебные;
- контроля и надзора за законностью;
- глава государства;
- аппарат (механизм) принуждения
Правовой статус и деятельность государственных органов
Компетенция органов:
- общая;
- специальная.
Формы деятельности органов:
- организационные;
- правовые.
Правовой статус государственных служащих
Механизм (аппарат) государства
Слайд 52Политическая система общества.
политическая
система
Политическая система общества - система политических уч-
реждений
государства.Включает в себя партии, профсоюзы,
церковь и др. организации и движения,
преследующие поли-
тические цели, а также нормы, политические традиции и ус-
тановки, связывающие политические организации в систе-
му и обеспечивающие её функционирование.
Слайд 53Лекция 5. Понятие, содержание и признаки права.
§ 1. Понятие,
признаки и сущность права
§ 2. Основные учения о праве
§ 3.
Принципы права
§ 4. Функции права: понятие и классификация
§ 5. Правовая система и правовая семья
Слайд 54
Что такое право
Право должно выражать идею справедливости и свободу действий.
Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан.
Право определяет наиболее
оптимальную меру свобода для каждого гражданина , обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан.
Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.
Право – есть система норм, которая исходит от государства, обеспечена его принудительной силой, выражает коренные интересы страны, или значительной его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных отношений .
Слайд 55Признаки права
Под признаком права понимается ряд отличительных черт, которые выражают
его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например,
правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т. д.
Системность. Право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности, оно представляет целостное нормативное образование.
Нормативность. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения.
Государственная обеспеченность. Сознания, реализация, охрана права неразрывно связаны с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным.
Общеобязательность. Правовые нормы обязательны для всех, кому адресованы; они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве.
Формальная определенность. Принципы и предписание права всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведение их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре и т. д.).
Реальность действия. Право существует, напоминает о себе поскольку, постольку действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их поведении, поступках.
Слайд 56 Естественно-правовая
Историческая
Нормативистская
Марксистская
Психологическая
Социологическая
Реалистическая
Вывод: происхождение права
вызвано комплексом причин, а не односторонней трактовкой первопричины данного явления
Основные
теории происхождения права
Слайд 57Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических
норм, выражающих волю определенных слоев общества (большей части
общества), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки:
официально устанавливается и обеспечивается государством;
общеобязательный (волевой) характер;
формальная определенность;
выражает интересы общества, либо социальных групп;
системность;
направлено на урегулирование общественных отношений;
нормативность
Сущность – это равный масштаб (мера) должного, возможного, допустимого поведения
Принципы:
социальной справедливости;
равноправия граждан;
единства прав и обязанностей;
гуманизма;
сочетания убеждения и принуждения
Функции:
информационная;
регулятивная;
охранительная
Слайд 58 Нормы морали (нравственности)
Нормы общественных организаций
Нормы обычаев
Нормы
традиций
Нормы ритуалов
Нормы права
Особенности права
общеобязательный характер;
санкционируются государством
и издаются в виде определенных нормативных актов;
имеют строго определенную форму;
их реализация опирается на силу государственного принуждения
Социальные нормы
Слайд 59Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе
права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают
закономерность права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы.
1.Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К ним относятся:
а) справедливость;
б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;
в) гуманизм;
г) демократизм;
д) единство прав и обязанностей;
е) сочетание убеждений и принуждения.
Слайд 60Межотраслевые принципы
2. Межотраслевые принципы отражают наиболее существенные черты нескольких отраслей
права. К межотраслевым могут быть отнесены, в частности:
а) принцип
неотвратимости ответственности;
б) принцип состязательности и гласности судопроизводства.
Слайд 61Отраслевые принципы
3.Отраслевые принципы действуют в одной отрасли права. В гражданском
праве, например, действует принцип равенства сторон в имущественных отношениях.
Принципы
права могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права).
Слайд 62Функции права
Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового
воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути
(каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления
Слайд 63К общесоциальным относят
а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают
процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию – право регулирует
деятельность субъектов политической системы;
в) воспитательную функцию – право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
г) коммутативную функцию – посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
д) экологическую функцию.
Слайд 64Специально юридические функции
а)регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения
путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного
порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
Слайд 65
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие
права, и внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко
всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение);
функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих – в административном и др.
Слайд 66
Правовая система и правовая семья
Правовая система – это вся совокупность
внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью
которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Слайд 67Правовая система включает в себя
правотворчество,
правосудие,
юридическую практику,
нормативные, правоприменительные
и правотолкующие акты,
правоотношения,
субъективные права и обязанности,
правовые учреждения
(суд, прокуратура, адвокатура),
законность,
ответственность,
механизмы правового регулирования,
правосознание,
юридические доктрины и др.
Слайд 68Правовая семья
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем,
которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития;
общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).