Он предложил сам термин теория массового обслуживания и систематизировал основные положения теории системы массового обслуживания в монографии «Работы по математической теории массового обслуживания»
Случайным процессом, или случайной функцией S(t), называется функция, которая каждому моменту времени t; из некоторого временного промежутка ставит в соответствие единственную случайную величину S(t).
Если состояния системы S изменяются во времени случайным образом, то будем говорить, что в системе S протекает случайный процесс.
По множеству состояний системы S протекающий в ней случайный процесс может быть дискретным или непрерывным.
Случайный процесс, протекающий в системе S , называется марковским, если обладает свойством отсутствия последействия, или отсутствия памяти, т.е. для любого фиксированного момента времени t0 вероятность состояния в будущем (при ) зависит только от состояния системы в настоящем (при ) и не зависит от того, как развивался этот процесс в прошлом (при ).
Поток событий называется потоком без последействия, или потоком без памяти, если для любой пары непересекающихся промежутков времени число событий за один из этих промежутков не зависят от числа событий за другой.
Очевидно, что регулярный поток событий, в котором события наступают через строго определенные промежутки времени, не обладает свойством отсутствия последействия, поскольку регулярность этого потока порождает последействие.
Эта теорема является основополагающей для теории систем массового обслуживания.
Формула (8.1) отражает все свойства простейшего потока.
Формула не использует информации о появлении событий до начала рассматриваемого промежутка, что характеризует свойство отсутствия последействия. Легко можно убедиться, что формула отражает свойство ординарности.
Решение.
а) Случайная величина X – число вызовов за две минуты – распределена
по закону Пуассона с параметром λτ =1,2 ∙ 2 = 2,4 . Вероятность того, что вызовов не будет (m = 0 ), по формуле (8.1):
.
б) Вероятность одного вызова (m = 1) по формуле (8.1):
в) Вероятность хотя бы одного вызова:
.
.
.
Каждая СМО предназначена для обслуживания (выполнения) некоторого потока заявок (или требований), поступающих на вход системы большей частью не регулярно, а в случайные моменты времени.
Схема СМО изображена на рисунке.
Классификация систем массового обслуживания
В зону таможенного контроля в пункте пропуска автомобили въезжают по системе электронной очереди. Каждое окно оформления прибытия/убытия представляет собой одноканальную СМО. Число стоянок для автомобилей, ожидающих оформления , ограниченно и равно 3, то есть (N-1)=3. Если все стоянки заняты, т. е. в очереди уже находится три автомобиля, то очередной автомобиль в зону таможенного контроля не пропускается, т.е. в очередь на обслуживание не становится. Поток автомобилей, прибывающих на оформление имеет интенсивность λ=0,85 (автомобиля в час). Время оформления автомобиля распределено по показательному закону и в среднем равно =1,05 час. Требуется определить вероятностные характеристики окна оформления прибытия/убытия пункта пропуска, работающего в стационарном режиме.
Решение
Работу рассмотренного окна оформления можно считать удовлетворительной, так как не обслуживается в среднем 15,8% случаев (Ротк=0,158).
,n=0,1,2,…,
среднее число клиентов в очереди на обслуживание:
средняя продолжительность пребывания клиента в очереди:
ед.
Многоканальная СМО с отказами
вероятность отказа:
Так как заявка получает отказ, если приходит в момент, когда все каналы заняты. Величина Ротк характеризует полноту обслуживания входящего потока;
вероятность того, что заявка будет принята к обслуживанию (она же – относительная пропускная способность системы) дополняет Ротк до единицы:
Приведенная интенсивность потока заявок
Составим следующую таблицу:
Анализируя данные таблицы, следует отметить, что расширение числа каналов ВЦ при данных значениях λ и μ до 6 единиц ПЭВМ позволит обеспечить удовлетворение заявок на решение задач на 99,22%, так как при n = 6 вероятность отказа в обслуживании (Ротк) составляет 0,0078.
Средняя продолжительность обслуживания одного клиента равна
Вероятности того, что в системе находятся п заявок (С обслуживаются, остальные ожидают в очереди) равна:
где
Решение будет действительным, если выполняется следующее условие:
среднее число находящихся в системе клиентов (заявок на обслуживание и в очереди)
LS=Lq+ρ;
средняя продолжительность пребывания клиента (заявки на обслуживание) в очереди
средняя продолжительность пребывания клиента в системе
Рассмотрим примеры многоканальной системы массового обслуживания с ожиданием.
Пример 9.5. Таможня с тремя таможенными постами (каналами) выполняет пропуск товаров. Поток неправильно заполненных деклараций, для товаров прибывающих на таможню, - пуассоновский и имеет интенсивность λ=2,5 у.е. в сутки, среднее время оформления одной заявки распределено по показательному закону и равно tоб=0,5 часа. Предположим, что другой таможни в округе нет, и, значит, очередь деклараций может расти практически неограниченно.
среднюю продолжительность пребывания заявки в очереди;
среднюю продолжительность пребывания заявки в системе.
Решение.
Определим параметр потока обслуживаний
Приведенная интенсивность потока заявок
ρ=λ/μ=2,5/2,0=1,25,
при этом λ/μ ∙с=2,5/2∙3=0,41<1.
Поскольку λ/μ∙с<1, то очередь не растет безгранично и в системе наступает предельный стационарный режим работы.
Вычислим вероятности состояний системы:
часа
Средняя продолжительность пребывания заявки на таможне (в системе)
часа.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть