Слайд 1Теория
поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперина
Сиренко С.Н.
Слайд 2Теория поэтапного формирования умственных действий
Как формируется в процессе обучения
умственное действие?
Вот вопрос, который был поставлен видным советским психологом
П.Я.Гальпериным и исследован под его руководством группой аспирантов и научных сотрудников.
Слайд 3теория поэтапного формирования умственных действий
основное содержание теории составляет
анализ процесса
и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.
Слайд 4Основные характеристики умственного действия
Обязательные фазы превращения внешнего действия во внутреннее
Определяют
зрелость действия
Слайд 5Умственное действие и этапы его формирования
В теории П. Я.
Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия:
степень овладения умственным действием;
степень
его обобщенности;
полнота фактически выполняемых операций, или степень сокращенности действия;
мера освоенности.
Слайд 6Три уровня овладения умственным действием:
1. овладение уровнем предметного действия
(например, перекладывание учеником-первоклассником палочек при обучении счету),
2. овладение уровнем
громкой речи без опоры на предметы (например, рассказ о выполняемом арифметическом действии)
3. действие в уме (например, решение арифметической задачи в уме без проговаривания).
П. Я. Гальперин считает, что эти уровни являются обязательными фазами превращения внешнего действия во внутреннее.
Слайд 7Характеристики умственного действия
Остальные характеристики - степень обобщения, сокращенности и освоения
умственного действия — определяют его «зрелость».
Действие тем совершеннее, чем
оно более обобщено, сокращено и отработано.
Слайд 8Как идет процесс формирования умственного действия?
Предварительное знакомство с действием. Создание
ООД (ориентировочной основы действия).
Материализованное действие (действие с предметами). Выполнение действий
во внешней полной, развернутой форме согласно ООД.
Этап внешней речи (без опоры на предметы). Проговаривание вслух, обобщение сокращение учебной информации, автоматизированное действие.
Этап внутренней речи. Проговаривание про себя.
Этап автоматизированного действия. Действие без опоры на инструкцию, без проговаривания, в сокращенной форме.
Слайд 9Ориентировочная основа действий = ООД
Ориентировочная основа действий- текстуально или графически
оформленная модель изучаемого действия, система условий его правильного выполнения.
Слайд 11Ориентировочная основа первого типа
Ориентировочную основу первого типа составляют лишь образцы
как самого действия, так и его продукта.
В этом случае
ученику не дается указаний, как выполнять действие, и он ищет правильный способ сам методом проб и ошибок.
В конце концов он может научиться выполнять умственное действие правильно, но прочный навык не образуется: при несущественном изменении условий задания усвоенное умственное действие дезорганизуется и, кроме того, оно почти не переносится на новые задания.
Слайд 12Второй тип ориентировки
При втором типе ориентировочная основа содержит не только
образцы действия и его продукта, но и исчерпывающие указания, как
правильно выполнять действие.
При строгом следовании указаниям обучение идет без ошибок и значительно быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале учителем, воспроизводятся затем самим учеником.
Благодаря этому ученик приобретает некоторое умение анализировать материал, что в свою очередь обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся условиях и возможность его переноса на новое задание.
Однако этот перенос осуществляется лишь в тех случаях, когда в составе новых заданий есть элементы старых.
Слайд 13Третий тип ориентировки
В ориентировочной основе третьего типа на первое место
выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько
анализу задания.
Конечно, обучение по третьему типу требует вначале несколько больших затрат времени.
Зато после усвоения умственного действия задания сразу выполняются правильно и вполне самостоятельно, что дает в конечном итоге, экономию времени по сравнению не только с первым, но и со вторым типом ориентировки.
Действия, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое существенное, обнаруживают почти неограниченную способность к переносу.
Слайд 14Когда давать ориентировку?
Исследователи подчеркивают, что тип ориентировки необходимо формировать тогда,
когда ученик еще не приступил к отработке нового для него
действия, но как раз этот момент часто упускается педагогами из поля зрения.
Важной педагогической задачи — обучению с самого начала безошибочному выполнению умственных действий.
Слайд 15Почему возникают ошибки?
Анализ причин их возникновения показывает, что ошибки появляются
лишь тогда, когда
отсутствует ряд существенных условий, ориентиров, необходимых для
правильного выполнения действия, когда процесс формирования действия не контролируется и не управляется учителем.
Но если это так, то нельзя ли обеспечить ученика необходимыми ориентирами, обставить вехами весь путь нового действия и таким образом в зародыше устранить самую возможность совершения ошибок при его формировании?
Слайд 16Три условия формирующего обучения:
1. подробное описание последовательности операций, из которых
состоит новое действие;
2. полный набор ориентиров для каждой из этих
операций;
3. система указаний, как и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.
Все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, хотя и медленно, но с первого же раза мог правильно (и обоснованно) выполнить каждую операцию и в конце концов все действие.
Слайд 17Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество
ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения
умственного действия на каждом этапе его формирования.
Слайд 182 шаг. Материализованное действие
Итак, после ознакомления с учебным заданием
ученик переходит к непосредственному выполнению самого действия.
Сторонники теории поэтапного усвоения
умственных действий утверждают, что сначала такое действие должно было быть обязательно действием с материальными предметами.
В старшей школе вместо предметов человек начинает пользоваться их изображениями: схемами, чертежами, описаниями, символами.
Слайд 192 шаг. Материализованное действие
Таким образом, материализованное действие является начальным этапом
формирования любого умственного действия, и обучать, минуя его, нельзя.
Такое
требование для педагога является новым.
Его не следует отождествлять с принципом наглядности в обучении.
Реализация этого требования неизбежно приводит к поиску исходной материальной или материализованной формы действия и анализа его содержания.
Слайд 20Развертывание и обобщение материализованных действий
Найденные материальные или материализованные формы умственного
действия должны быть подвергнуты дальнейшей обработке, предполагающей их развертывание и
обобщение.
Слайд 21Развернуть действие
Развернуть действие — значит показать все его операции в
их взаимной связи.
Слайд 22Обобщить действие
Обобщить действие — значит выделить из многих свойств объекта
именно те, которые необходимы и достаточны для выполнения действия.
Слайд 23Успешное обобщение действия
Обобщение идет успешнее всего, когда оно проводится с
самого начала обучения и на резко разнородном материале, пока ребенок
еще не привык связывать действие с какими-нибудь несущественными свойствами предметов.
Более позднее обобщение всегда ведет к переучиванию, поскольку оно (обобщение) оказывается «перегруженным» несущественными свойствами объекта.
Слайд 24Что дает развертывание и обобщение действия?
В результате развертывания и обобщения
действия его содержание становится ясно учащемуся.
Но вслед за этим
в формировании действия наступает обратный процесс — некоторые операции сокращаются, а действие в целом как бы свертывается.
Слайд 25Что дает развертывание и обобщение действия?
Сокращение операций происходит при
формировании любых действий, но протекать оно может по-разному: либо стихийно,
либо сознательно.
Большое значение имеет сознательная отработка самых простых, начальных сокращений.
Учащиеся, на простых примерах усвоившие общий принцип сокращения действия, переносили этот принцип на более сложные действия, а в случае необходимости легко восстанавливали сокращенные операции.
Слайд 263 шаг. Перенос действия в план громкой речи
При пропуске этого
шага навык становится неустойчивым, неуверенным, совершается с массой ошибок, сопровождается
постоянным стремлением вернуться к действию с предметами
Пропуск при обучении громкоречевого этапа вызвал увеличение ошибок в 3—4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла все этапы
Слайд 273 шаг. Перенос действия в план громкой речи. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Ребенка
следует этому специально учить проговариванию вслух.
При этом могут быть ошибки
1)
преждевременного фиксирования речевой формулы т.е. заучивания правил без умения пользоваться ими,
2) неумения объяснить действие, практическое выполнение которого на первый взгляд освоено учащимися.
Слайд 284 Шаг. Внутренняя речь, автоматизированное действие
На следующем этапе громкоречевое действие
преобразуется в речь про себя — во внутреннюю речь и
далее в умственное действие.
Эти этапы в значительно меньшей степени поддаются контролю и управлению, однако правильная организация предшествующих этапов в значительной мере гарантирует успешность и безошибочность дальнейшего формирования умственных действий.
Слайд 29Вопрос 1
Укажите основные характеристики степени сформированности умственного действия:
Степень самостоятельности;
Степень овладения;
Степень
обобщенности;
Степень освоенности;
Степень применения;
Слайд 30Вопрос 2
Установите правильный порядок этапов обучения согласно теории поэтапного формирования
умственных действий:
Создание ООД;
Этап внутренней речи
Этап внешней речи;
Материализованное действие;
Автоматизированное действие;
Слайд 31Вопрос 3
Использование ООД первого типа (неполной ООД) ведет:
К развитию самостоятельности
у учащихся;
Формирования непрочного навыка;
Переносу знаний в новые ситуации;
Нахождению учащимися решения
методом проб и ошибок;
Слайд 32Вопрос 4
Использование ООД третьего типа (инвариантной ООД) в отличие от
ООД второго типа (полной ООД) характеризуется:
Большими временными затратами на начальном
этапе обучения;
Переносом знаний и умений в новую ситуацию;
Большим количеством ошибок;
Формирование более прочного навыка;
Слайд 33Вопрос 5
ООД следует давать:
На уроках обобщения материала;
Во время контрольной работы;
До
того как ученик приступил к отработке навыка;
Только отстающим учащимся;
Только по
желанию учащихся.
Слайд 34Вопрос 6
Успешное обобщение действия возможно, если оно происходит:
На разнородном материале;
В
конце изучения темы;
С самого начала обучения действию;
на основе подборки однотипных
примеров;
При уже сформированном навыке выполнения действия;
Слайд 35Вопрос 7
Возможные ошибки на громкоречевом этапе:
Проговаривание только «для себя»;
Заучивание правил
без понимания;
неумение объяснить выполняемые действия;
Использование слишком подробных коментариев;
Слайд 36Вопрос 8
Можно ли пропустить этап материализованного действия в старших классах
школы?
Да;
Нет;
Слайд 37Вопрос 9
Равносильно ли применение принципа наглядности выполнению учащимся действиям действию
с материальными предметами:
Да;
Нет.
Слайд 38Вопрос 10
Показать операции действия во всех его взаимосвязях значит:
Свернуть действие;
Обобщить
его;
Систематизировать действие
Развернуть его;
Слайд 39Вопрос 11
Выделить из множества многих свойств объект необходимые и достаточные
для выполнения действия значит:
Обобщить действие;
Развернуть действие;
Сформулировать ООД;
Материализовать действие;
Слайд 40Вопрос 12
Что должен подготовить учитель для создания эффективной ООД?
Слайд 41подробное описание последовательности операций, из которых состоит новое действие;
2. полный
набор ориентиров для каждой из этих операций;
3. система указаний, как
и в каком порядке пользоваться этими ориентирами и каким способом выполнять каждую операцию.
Все это должно быть представлено ученику в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, хотя и медленно, но с первого же раза мог правильно (и обоснованно) выполнить каждую операцию и в конце концов все действие.