Слайд 2 Различные типы рынков характеризуются следующими показателями:
число продавцов;
входные барьеры;
дифференциация
продукции;
участие фирм в
контроле над ценами.
Слайд 3Факторы, определяющие входные барьеры:
эффект масштаба (основной фактор);
необходимость иметь права
на результаты интеллектуальной деятельности;
необходимость лицензирования деятельности;
засилье административного
ресурса
и криминала;
транспортные расходы
(к источникам сырья и
каналам сбыта).
Слайд 4 Дифференциация продукции заключается в том, имеет ли товар
какие-либо уникальные достоинства, представляющие интерес для фокус-группы или широкого круга
потребителей.
С этой точки зрения товар находится в континууме:
однородный товар (ширпотреб);
фокусированная дифференциация товара;
широкая дифференциация товара;
уникальный товар.
Слайд 5 Участие фирм в контроле над ценами заключается в
широком диапазоне от полного контроля до его отсутствия (получатели цен).
Возможны различные формы контроля: свободное ценообразование; сговор; лидерство в цене; стратегия дифференциации.
Слайд 6Совершенная конкуренция
Основные особенности:
действует множество малых фирм;
все
фирмы являются получателями цены, сложившейся в результате баланса спроса и
предложения;
на рынке продается
однородный продукт;
идеально информированы
все участники
(продавцы/покупатели);
невысоки транспортные
расходы.
Слайд 7Формирование спроса на рынке совершенной конкуренции
На рынке
совершенной конкуренции фирменная линия спроса является горизонтальной (бесконечно эластичный спрос,
т.к. имеется много товаров-заменителей и потребители легко переключаются на них). Поэтому на данном типе рынка можно выбирать только выпуск, но не цену.
Предельная выручка также не зависит от выпуска и равна рыночной цене. Поскольку спрос равен средней выручке, то соблюдается равенство D=AR=MR=P.
Условие максимизации прибыли: предельные затраты равны предельной выручке MC=MR=P
Слайд 8Монополия
На данном типе рынка фирма контролирует значительную его
долю (не менее 40…50% при условии, что остальные фирмы имеют
гораздо меньшую долю рынка) и может самостоятельно устанавливать цены.
Монополия связана с высокими входными барьерами, главным из которых является эффект масштаба. Если фирма контролирует весь рынок (доля рынка 100%), то это – чистая монополия.
Слайд 9 Естественная монополия возникает при условии того, что эффект
масштаба (зависимость общих средних затрат от выпуска) и размеры рынка
таковы, что на нем может эффективно функционировать только одна фирма (в силу условий производства только одна фирма может производить продукт с минимальными затратами).
Слайд 10Особенности формирования спроса на монополистическом рынке
Спрос D можно интерпретировать как
среднюю выручку AR (если все единицы продукции продаются по одной
цене, эта цена является и средней выручкой).
Предельная выручка MR всегда меньше AR, т.к. чтобы продать каждую дополнительную единицу продукции, приходится продавать каждую новую единицу по более низкой цене.
Средние издержки АТС и
предельные издержки MC
чистого монополиста в
широком диапазоне выпуска
Q постоянны (следовательно,
и равны между собой),
т.к. в долгосрочном периоде
он может варьировать все
факторы производства и
защищен от конкуренции.
Слайд 11Олигополия
участников настолько мало (обычно от двух до восьми) и они
столь значимы, что между ними приходится учитывать стратегическую взаимозависимость;
участникам
рынка трудно принимать корпоративные решения, т.к. надо предугадывать действия конкурентов;
наличие сходной или
слабо дифференцированной
продукции.
Слайд 12Кривая спроса для олигополиста
Ломанная кривая спроса для
отдельного олигополиста формируется из двух линий спроса. Первая - основана
на предположении, что другие фирмы не отреагируют на изменение цены. Вторая – построена на основании предположения, что другие фирмы отреагируют и последуют примеру инициатора изменения цены. Наклон второй кривой больше, чем первой, поскольку во втором случае объем продаж менее чувствителен к изменениям цены.
Кривая спроса, помеченная символом D1, соответствует предположению об отсутствии реакций и потому является более пологой, чем кривая спроса D2, основанная на предположении о наличии реакций. Олигополист «находится» в точке, в которой эти кривые пересекаются, и перед ним открыты четыре возможности, соответствующие четырем лучам, исходящим из данной точки. Поскольку наиболее выгодные для олигополиста результаты
маловероятны на практике,
мы должны исключить верхний
участок кривой спроса D2 и нижний
участок кривой спроса D1, в результате
чего получается ломаная линия спроса.
Слайд 13Монополистическая конкуренция
Осуществляется тогда, когда много
продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно
появление новых продавцов.
Слайд 14 Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
товар каждой
фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими
фирмами;
на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
на рынке есть условия для свободного входа и выхода.
Слайд 15Формирование спроса на рынке монополистической конкуренции
На рисунке показаны
линии спроса и предложения на три их разновидности, условно названные:
«элитный», «промежуточный» и «бюджетный» товар.
С ростом цены на промежуточный товар в некоторый момент (выше точки А) она сблизится с ценой на элитный товар. Часть наиболее богатых потребителей промежуточного товара переключится на элитный, вследствие чего спрос на промежуточный товар сократится.
Напротив, при уменьшении цены на промежуточный товар в некоторый момент (ниже точки Б) она сблизится с ценой на бюджетный товар. Часть наиболее богатых потребителей бюджетного товара переключится на промежуточный, вследствие чего спрос на промежуточный товар возрастет.
Слайд 17Особые виды рынка
монопсония – диктат одного потребителя (несколько производителей –
один потребитель);
двусторонняя монополия (один производитель – один потребитель).
дуополия
- частный
случай олигополии
(две доминирующие
фирмы).
Слайд 18Задачи оптимизации, характерные для разных типов рынков
совершенно-конкурентный
рынок – оптимизация выпуска продукции;
несовершенно-конкурентный рынок – оптимизация выпуска
и цены в комплексе;
на всех типах рынков – оптимизация структуры затрат.