Слайд 1Традиционные педагогические технологии
Лекция по «Педагогическим технологиям»
Доц. каф. ПППО, к.п.н.
Васильева Е.А.
Слайд 2Классификация ПТ
Традиционные ПТ:
ПТ проведения урока
ПТ проведения лекции
ПТ проведения семинара
ПТ проведения
практического и лабораторного занятия
ПТ проведения самостоятельной деятельности учащихся
Инновационные ПТ:
1 гр.
Личностно-ориентированные ПТ
2 гр. ПТ на основе активизации и интенсификации учебной деятельности
3 гр. НИТ
4 гр. ПТ контроля и оценки качества учебного процесса
5 гр. Воспитательные технологии
Слайд 3Урок -
единица учебного процесса, организованная преподавателем с учетом требований, не
зависящих ни от особенностей педагога, ни от своеобразия состава учащихся,
и обеспеченности учебного заведения оборудованием.
Слайд 4
Типы традиционных уроков:
1) комбинированный урок (рекомендуется использовать тогда, когда тема
по содержанию небольшая или подробно изложена в учебнике),
2) урок ознакомления
с новым материалом,
3) урок выработки и закрепления умений и навыков,
4) обобщающий урок,
5) урок проверки знаний, умений, навыков.
Слайд 5ПТ проведения
комбинированного урока
Тема урока
Цель
Задачи:
Образовательная
Развивающая
Воспитательная
Необходимое методическое обеспечение
Слайд 6
Структура комбинированного урока:
1. Введение (2-3 мин.)
2. Проверка домашнего задания, предыдущих
пройденных тем (7-10 мин.)
3. Объяснение нового материала (15 – 20
мин.)
4. Закрепление нового материала (10 мин.)
5. Домашнее задание (2-5 мин.)
6. Анализ урока (2 мин.)
У каждого структурного элемента урока свое предназначение.
Слайд 7
Нетрадиционные виды традиционных типов уроков
Уроки когнитивного типа
Уроки креативного типа
Уроки оргдеятельностного
типа
Уроки коммуникативного типа
Слайд 8Уроки когнитивного типа:
Урок-наблюдение
Урок – эксперимент
Урок исследование объекта
Поисковый урок
Лабораторно-практический урок
Урок постановки
проблем и их решения
Урок конструирования понятий, правил, закономерностей, гипотез)
Урок конструирования теорий
Урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами)
Интегративный урок
Межпредметный урок
Метапредметный урок
Урок философского обобщения
Слайд 9Уроки креативного типа:
Урок составления и решения задач
Урок – диалог (дискуссия,
диспут)
Урок – парадокс
Урок – фантазия
Урок изобретательства
Урок технического (научного прикладного художественного,
культурного) творчества
Урок моделирования
Урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий)
Урок – эвристическая ситуация
Урок – путешествие (реальное, виртуальное)
Урок сочинения задач сказок, былин, летописей и т.д.
Слайд 10Уроки оргдеятельностного типа:
Урок целеполагания
Урок нормотворчества
Урок разработки индивидуальных образовательных программ
Уроки групповой
работы
Урок - проект
Урок – консультация (взаимоконсультация)
Урок самооценок (взаимооценок)
Урок – зачет
(самозачет)
Урок - рефлексия
Слайд 11Уроки коммуникативного типа:
Бинарный урок (ведут два педагога)
Урок рецензирования
Урок – вернисаж
Урок
– выставка
Урок – аукцион
Урок – конференция
Урок – соревнование
Урок – КВН
урок – «суд над явлением»
Урок – спектакль
Урок – «круглый стол»
Урок – панорама
Урок – творческий отчет
Слайд 12Лекция
- логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или
иного научного вопроса.
В основном нагрузка падает на канал
«ухо
– мозг».
У 80-90 % людей ведущим каналом является «глаз – мозг»
Слайд 13Структурные элементы лекции:
1. Вступление.
2. Изложение научного вопроса или проблемы.
3. Заключение,
резюме.
Дидактические элементы лекции :
методика изложения лекционного материала,
совокупность предварительных знаний студентов,
содержание
и структура лекционного материала,
«обратная связь» со слушателями,
учебная литература и технические средства обучения.
Слайд 14Виды лекций
Традиционные:
- вводная лекция
- мотивационная
- установочная
- подготовительная
- интегрирующая
Нетрадиционные
проблемная лекция
лекция –
консультация
лекция – визуализация
лекция вдвоем
лекция – пресс-конференция
лекция – провокация
лекция – диалог
лекция – дискуссия
лекция – беседа
лекция – исследование
лекция с применением технологических приемов и методов
Слайд 15Семинар
– активный метод обучения с преобладанием продуктивно-преобразовательной деятельности студентов.
Структурные элементы
семинарского занятия:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Выступления студентов по заранее подготовленным
темам.
3. Обсуждения, дискуссия.
4. Подведение итогов.
Слайд 16
Основные черты
семинарского занятия :
самостоятельный поиск студентами решения научных проблем
во время подготовки,
возможность относительно самостоятельного изучения научных вопросов,
индивидуализация
изучения материалов и проблем,
направляющая и корректирующая помощь педагога при подготовке студентов к семинару.
Слайд 17
Типы семинарских занятий:
1) семинар, имеющий своей целью углубленное изучение определенной
темы;
2) семинар, предназначенный для тщательной проработки нескольких тем;
3) семинар исследовательского
типа по отдельной научной проблеме.
Парадокс любого семинара:
чем активнее студент и пассивнее преподаватель, тем эффективнее семинарское занятие!
Слайд 18Практические и лабораторные занятия
Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий
связь теории и практики, содействующий выработке у учащихся умений и
навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Лабораторные занятия– это один из видов самостоятельной практической работы обучающихся на основе проведения экспериментов, углубление и закрепление теоретических знаний в интересах профессиональной подготовки.
Слайд 19Самостоятельная работа
составная частью учебной работы, ориентированная на закрепление и углубление
полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а
также выполнение учебных заданий.
Слайд 20Виды самостоятельных работ
конспектирование (конспект первоисточников цитатный, тематический, свободный),
составление плана выступления
на семинаре или плана выполнения практического задания,
подготовка тезисов выступления,
аннотация статей
из научных журналов по тематике занятий, по научной проблематике,
рецензирование научных статей, монографий, пособий,
реферирование (анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ научных понятий, выводы на основании анализа),
эссе (написание краткого очерка на основании идеи, цитаты, руководствуясь своей точкой зрения),
написание курсовой работы (теоретический анализ научной проблемы, проектирование практической реализации решения проблемы),
выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект).