Слайд 1Требования ФГОС НОО для слепых и слабовидящих к организации и
содержанию коррекционно-развивающего курса
«Пространственная ориентировка»
Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед наук,
доцент
кафедры тифлопедагогики
РГПУ им. А.И. Герцена
Слайд 2Под пространственной ориентировкой следует понимать способность слепого или слабовидящего обучающегося
определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление
выбранного движения пути относительно предметов и объектов, являющихся ориентирами на местности с помощью сохранных органов чувств.
Ориентировка в пространстве включает в себя три категории элементарных знаний о пространстве:
восприятие размеров и формы предметов, их удаленности и местоположения;
умение отличать расположение предметов в пространстве, ориентироваться в направлениях пространства;
понимание пространственных отношений между предметами.
Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
Слайд 3Выделяют такие понятия как
ориентировка в микропространстве – это ориентировка
в зоне точных движений рук (на себе, от себя, на
листе бумаги, тетради, книги, в альбоме, на фланелеграфе, на поверхности стола и т.д.);
ориентировка в макропространстве – это ориентировка за пределами зоны точных движений рук (в замкнутом – в доме, квартире, помещении школы; на территории школы; в открытом – на ближайшей к школе улице) с точкой отсчета «от себя» и «от предметов» («между предметами»).
Слайд 4Формирование универсальных учебных действий на коррекционном курсе «Пространственная ориентировка»
Варианты 3.1,
3.2, 4.1, 4.2
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта, взаимодействующего
с окружающим пространством;
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки для самостоятельности, мобильности и независимости;
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий при овладении топографическими представлениями;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;
овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;
овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Слайд 5алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;
выбор
наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в зависимости
от конкретных условий;
использование всех анализаторов при овладении практическими умениями и навыками пространственной ориентировки;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий» при овладении навыками пространственной ориентировки;
умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
Слайд 6Формирование базовых учебных действий
Вариант 3.3
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как
субъекта, взаимодействующего с окружающим пространством;
понимание значения овладения навыками пространственной ориентировки
для самостоятельности, мобильности и независимости;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в самостоятельной пространственной ориентировке в микро- и макропространстве;
овладение конкретными пространственными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
развитие учебно-познавательного интереса к пространственной ориентировке;
овладение элементарными навыками пространственной ориентировки;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата в пространственной ориентировке;
Слайд 7выбор наиболее эффективных способов решения задач ориентировки в пространстве в
зависимости от конкретных условий;
использование сохранных анализаторов при овладении практическими умениями
и навыками пространственной ориентировки;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в системе координат «слепой - зрячий», «слепой - слепой» при овладении навыками совместного передвижения с сопровождающим;
умение придерживаться заданной последовательности пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе пространственной ориентировки.
Слайд 8Вариант4.3
«Социально-бытовая и пространственная ориентировка»:
личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта
социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
понимание значения овладения навыками социально-бытовой и пространственной
ориентировки для самостоятельности и мобильности; ориентации на социально-бытовую независимость;
ориентация в оценках взрослых и сверстников, понимание причин успеха/неуспеха в социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
овладение конкретными представлениями об окружающих предметах и действиях с ними;
овладение элементарными навыками ориентировки в пространстве;
развитие учебно-познавательного интереса к социально-бытовой и пространственной ориентировке;
алгоритмизация действий как компенсаторный способ достижения результата социально-бытовой и ориентировочной деятельности;
Слайд 9выбор наиболее эффективных способов решения социально-бытовых задач и задач на
ориентировку в зависимости от конкретных условий;
использование всех анализаторов для овладения
практическими умениями и навыками по социально-бытовой и пространственной ориентировке;
овладение сравнением, анализом, группировкой окружающих объектов (предметов) в процессе обучения социально-бытовой и пространственной ориентировке;
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий-нормально видящий», «слабовидящий-слабовидящий» в совместной продуктивной деятельности;
умение придерживаться заданной последовательности действий, пространственно-ориентировочных действий как основы самостоятельной ориентировки в пространстве;
умение вносить в ранее освоенные бытовые и ориентировочные действия необходимые коррективы для достижения искомого результата;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения в процессе социально-бытовой и пространственной ориентировки.
Слайд 10Направления работы по пространственной ориентировке слепых и слабовидящих обучающихся
Слайд 12Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Пространственная ориентировка» должны отражать:
Вариант 3.1,
3.2
Развитие сохранных анализаторов:
совершать мелкие точные скоординированные движения с предметами, необходимыми
в быту и в учебной деятельности;
узнавать и выделять в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
свободно ориентировать «на себе»;
уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в брайлевском приборе, в колодке шеститочия);
ориентироваться в рядах и столбцах;
ориентироваться на приборе «Ориентир».
Слайд 13Формирование предметных и пространственных представлений:
узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
представлять
и отражать в макетах пространственное расположение предметов;
узнавать предметы и объекты,
наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
ориентироваться на ближайших к школе улице, на тротуаре, на остановке, в подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;
отражать сформированные топографические представления «карта-план» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
Слайд 14Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:
занимать
правильную позу в положении стоя, сидя за партой, за столом,
в кресле;
занимать правильную позу при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий;
занимать необходимую позу при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося;
соблюдать позу при выходе и входе в транспортное средство;
занимать позу при поиске упавшего предмета.
Совместная ориентировка со зрячими:
соблюдать позу при совместном передвижении со зрячим сверстником и взрослым;
передвигаться совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость;
обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Обучение пользоваться тростью:
подбирать трость;
пользоваться тростью;
подниматься и спускаться по лестнице с помощью трости;
обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке.
Слайд 15Вариант 3.3
Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает
определенной системой умений и навыков.
Развитие сохранных анализаторов:
умением совершать мелкие
точные координированные движения с предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
умением узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей;
умением оценивать удаленность, направленность источника звука в свободном пространстве;
умением узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
умением узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
умением свободно ориентировать «на себе»;
умением ориентироваться в микропространстве – на столе, в брайлевском приборе, в колодке шеститочия;
умением ориентироваться в рядах и столбцах рассыпной азбуки;
умением ориентироваться на приборе «Ориентир».
Слайд 16Формирование предметных и пространственных представлений:
умением узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее
пространство;
умением узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять
их пространственное местоположение.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
умением самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве;
умением самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров:
умением занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости;
умением занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство;
умением занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.
Слайд 17Совместная ориентировка со зрячим:
умением соблюдать позу при совместном передвижении;
умением передвигаться
совместно со сверстником и/или взрослым в школе при проходе в
двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице;
умением передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость;
умением обращаться за помощью к воспитателю, учителю и зрячим товарищам.
Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки:
умением обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке;
умением использовать трость при подъеме и спуске с лестницы.
Слайд 18Варианты 4.1, 4.2
Развитие сохранных анализаторов:
совершать мелкие точные координированные движения с
предметами необходимыми в быту и в учебной деятельности;
узнавать и выделять
в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей, животных;
оценивать удаленность источника звука в свободном пространстве;
узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам;
узнавать с помощью нарушенного зрения окружающие предметы.
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
свободно ориентировать «на себе»;
уверенно ориентироваться в микропространстве (на индивидуальном фланелеграфе, на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге);
ориентироваться на приборе «Ориентир».
Слайд 19Формирование предметных и пространственных представлений:
узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство;
представлять
и отражать в схемах пространственное расположение предметов;
узнавать предметы и объекты,
наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение;
ориентироваться на ближайшей к школе улице, тротуаре, на остановке, подземном и наземном переходе, в магазине, расположенном рядом со школой.
Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений:
самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом пространстве;
самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке;
представлять и отражать в макетах и планах пространственные отношения предметов в замкнутом пространстве и пространственные представления по типу «карта-путь»;
отражать сформированные топографические представления «карта-обозрение» в форме словесного описания замкнутого и свободного пространства.
Слайд 20Вариант 4.3
Развитие навыков ориентировки в микропространстве:
умением свободно ориентироваться «на себе»;
умением
ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте,
на доске;
Обучение ориентировке в макропространстве:
умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве;
умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке.
Вариант 4.4
Основы пространственной ориентировки:
овладение навыками ориентировки на себе и от себя как точки отсчета;
овладение умением показывать части тела на себе и близких людях;
овладение навыком ориентировки на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом;
овладение элементарными навыками ориентировки в знакомом помещении, в школе.