Слайд 1Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС
Слайд 2В чём НОВИЗНА ???
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы
на уроке.
Слайд 3Три постулата современного урока:
1.Урок есть открытие истины, поиск истины и
осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2.Урок есть часть
жизни ребёнка и учителя, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3.Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Слайд 4Знание главного объекта/субъекта своей работы – ученика и использование этого
знания при планировании и проведении урока
Знание обученности, обучаемости, воспитательных и
учебных возможностей в зоне ближайшего развития конкретного ребенка, доминирующего канала восприятия учебного материала (аудиал, визуал, кинестетик), функциональной асимметрии полушарий головного мозга, типа темперамента, интересов, состояния здоровья, социально-психологического статуса в группе.
Слайд 5Оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого
изучаемого на уроке материала.
Слайд 6Требования
к современному уроку:
• хорошее начало и хорошее окончание;
• четко
сформулированные тема, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и
развивающим;
• учитель активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• учет уровня и возможностей учащихся;
• урок должен быть добрым.
Слайд 7Принципы
педагогической техники
• свобода выбора;
• открытость;
• деятельность;
• идеальность (высокий КПД);
• обратная
связь.
- урок, на котором учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации
в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
«Высший пилотаж»
Слайд 8Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3.
Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний.
(учебник
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
Слайд 10БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА (линейная модель)
1. Организационный блок
2. Мотивационный блок
3. Информационный
блок
4. Аналитический блок
5. Оценочный блок
6. Рефлексивный блок
Слайд 11БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА УРОКА
(нелинейная модель)
Организацион-
ный
блок
Мотивацион-
ный
блок
Информацион-
ный
блок
Рефлексив-
ный
блок
Аналитичес-
кий
блок
Оценочный
блок
Слайд 12Инвариант структуры современного урока
Организация начала урока и подготовка к активному
усвоению нового материала – активное целеполагание
В качестве основного выступает этап,
отвечающий главной обучающей цели данного урока
Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока
Взаимосвязь этапов урока
Деятельностный подход в организации работы учащихся на уроке
Слайд 13Организационный блок
Ожидаемые результаты (цель, задачи)
Инструкции и пояснения
Вводное слово учителя
Распределение по
группам
Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)
Конструирование пространства
Слайд 14Варианты формулирования целей урока
Слайд 15Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину
Слайд 17Данные формулировки можно считать целями урока?
Слайд 18Цель урока
– ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
- обобщенный образ
максимально желаемого достижения (результата);
- абстрактный характер и ценностное наполнение;
- может
относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
- обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
- могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
Слайд 19От учителя
Цель – сущест.
Три задачи - глаголы
Образовательная
Развивающая
воспитательная
Слайд 20Задачи в структуре урока
- формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть,
обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);
-
задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;
- относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);
- задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.
использовать таксономию Блума
Слайд 22Возможные виды целей:
- дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний,
термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
- развивающие (связаны с
умениями);
воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
Слайд 23Учебные цели на языке наблюдаемых действий
Слайд 24В классе возникает коллективно рожденное имя урока, уточняющее, раскрывающее, поднимающее
до философского уровня его первое учебно-программное название, раскрывающее каждому личностный
смысл конкретного учебного материала.
Нельзя сводить постижение личностного смысла учебного материала только к практическому применению идеи, формулы, знания, это профанация анализируемого требования к уроку, т.к. серьезная идея поиска личностного смысла сводится к утилитарным потребительским факторам , в то время как нравственные , этические и другие духовные факторы упускаются.
Слайд 25Ожидаемые результаты
- связаны с целями и задачами;
- могут разделяться на
предметные, метапредметные и личностные;
- соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения
и ценностных ориентиров;
- включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата);
- имеют конкретный и проверяемый характер;
- формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»);
- могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися;
- возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.
Слайд 26
Рекомендуется формулировать цели и задачи от учащихся в следующей форме:
«В результате проведения занятия учащиеся смогут:
-узнать (рассмотреть, познакомиться, расширить представления,
характеризовать, закрепить, называть основные причины, выделять главное, обобщить, изучить, составить представление о, сопоставлять, отличать);
-анализировать (участвовать в дискуссии, уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения, аргументировать, приобрести умения и навыки, формулировать, демонстрировать, определять круг проблем, обсуждать, принимать участие);
-понять (уважать, устанавливать коммуникацию, обсуждать, сформировать, выработать, задуматься, осознать, увидеть, занять позицию, признавать право).
Слайд 27Варианты формулировки цели
«изучить тему «Дворцовые перевороты», «углубить знания по
теме»
не конкретные, не проверяемые, не имеющие четких критериев
достижения
«ознакомиться с понятием общество, изучить его отличительные признаки»
четкая, конкретная, достижимая и проверяемая.
Слайд 29Определение качества знаний, умений и навыков, которые планируются сформировать у
учащихся на уроке
Уровни целей по Б.Блуму:
Знание – это запоминание специфической
информации - Учащийся должен знать, показывать, давать определение, решать, вычислять и т.д.
Понимание – это воспроизведение специфической информации в сходной ситуации - Учащийся должен понимать, объяснять, интерпретировать, обнаруживать взаимосвязи и т.д.
Применение – это воспроизведение специфической информации в новой ситуации – Учащийся должен применять, приводить примеры, сравнивать, преобразовывать, определять и т.д.
Анализ – это расчленение информации на составляющие элементы - Учащийся должен классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, различать и т.д.
Синтез – это составление целого из отдельных частей - Учащийся должен доказывать, аргументировать, обобщать, систематизировать, строить и т.д.
Оценка – это определение ценности изучаемого материала - Учащийся должен оценивать, делать выводы, , диагностировать, прогнозировать и т.д.
Таксономия Б. Блума в когнитивной
области
Слайд 31Урок загадка человека
Кравченко 5 кл. Обществознание
Планируемые результаты
Слайд 33Учебная цель- это совместная постановка цели с детьми (учебная ситуация)
Слайд 34Триединые цели при осуществлении образовательного процесса в разной мере позволяет
получить те или иные предметные, метапредметные и личностные результаты.
Но
образовательный процесс носит вероятностный характер
Цель и результат связаны, но не тождественны друг другу
Слайд 36Цель урока, включает с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных
в данной ситуации учебно – воспитательного процесса, а с другой
– программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока.
Слайд 37Мотивационный блок
Интерес
Проблема (ситуация-проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на
главное противоречие), ситуация – иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг)
Побуждение к совершенствованию определенных
действий
Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности.
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Рассмотрение ситуации
Работа с понятиями (терминами)
Анализ документа (текста)
Работа с высказыванием (афоризмом)
Графическое изображение.
Загадка.
Опыт.
Нестандартное поведение.
Слайд 38Зачем я это изучаю? Для чего мне это надо знать,
уметь?
Необходима проблематизация (и даже нарочитая провокация) в содержании урока.
Парадокс-провокация переводится
в интеллектуальное, логическое затруднение, проблему, может быть философскую, жизненную.
Широко используются афоризмы от пословиц до высказываний знаменитых людей (так называемое имя урока)
Слайд 39Результаты мотивации на урок:
- интерес к изучаемым вопросам;
- умение формулировать
проблемы для рассмотрения;
- совместное формулирование темы урока;
- актуализация имеющихся знаний.
Слайд 40
Информационный блок
Источники информации:
Устные источники
Письменные источники
Графические источники (схемы, диаграммы)
Электронные источники
Видео источники
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Учебная задача
На
познавательные УУД
Найди , выбери…, изучи…
Слайд 41Способы передачи информации
Лекция (монолог, рассказ)
Беседа (развернутые ответы на вопросы,
рассуждения, пресс-конференции и т.п.).
Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ
или групповое обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.).
Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования).
Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп).
Слайд 42Аналитический блок
Обобщение
Обсуждение
Сравнение
Синтез
Выбор (отбор)
Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
Слайд 43Аналитический блок
Учебная задача
На познавательные УУД
- спроектируй стратегию поиска
сравни, оцени,
классифицируй
исследуй…
На коммуникативные УУД
на учет позиции партнера (выслушай, пойми…)
на сотрудничество (договоритесь
о…)
Слайд 44Оценочный блок
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)
Самооценка
Взаимооценивание
Экспертиза
Учебная
задача:
На регулятивные УУД
на самоконтроль (определи критерии оценки…
на самооценку (….
на коррекцию
(…
на выбор(…
Слайд 45РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
Отношение к произошедшему
Выделение трудностей
Присвоение опыта
Учебная задача:
На личностные УУД
-на
самоопределение (выбери…
-на смыслообразование (сформулируй свое понимание, смоделируй…
-на мотивацию (выскажи свою
позицию, видение…)
-на нравственную оценку (оцени факт относительно своего видения…
Слайд 46Тема урока:
Авторы
Тип урока:
Планируемые результаты:
- личностные:
- метапредметные:
- предметные:
Цель урока / Задачи
урока:
учебник
Слайд 48Анализ урока
(прослеживая карту по вертикали)
реализацию учителем ЗАДАЧ урока;
использование развивающих
форм, методов и способов
формирование УУД;
осуществление оценивания и контроля.
Слайд 49Обеспечить этически выверенную ценностную составляющую урока, не только в содержании
учебного материала, но и в методах, средствах, формах обучения, воспитания
и развития
Слайд 50Тема урока «Теорема о сумме внутренних углов треугольника»
Лабораторная работа:
построить
любой треугольник измерить транспортиром его углы и сложить их.
ответы 18,
185, 169…
Провокация ваши ответы неправильны, я знаю ответ, ничего не измеряя. Включите программу и выполните задание. 180.
Двумя способами доказала теорему….
Слайд 51Продолжите фразу М. Ломоносова: «Математику затем учить уже следует, что
она ум в порядок приводит».. Ломоносов прав, на сегодняшнем уроке
я понял/а: Теорема о сумме внутренних углов треугольника лично для меня значит, что….
Ответы
- в бесконечном многообразии есть нечто неизменное
- знание закона делает нас свободными и экономит время, т.к. нет необходимости каждый раз измерять, изучать частности..
Вопрос классу: Как теперь наш урок не только по геометрии можно было бы назвать?
«Чувства могут обмануть, разум – нет».
Слайд 525 класс Древний Восток Имя: «Ассирийская держава: цена жестоких побед»
Вопрос:
Где же сегодня этот великий народ и его могущественное государство?
Ценностная
основа: Неизбежность исторической справедливости и достойного воздаяния за злодеяния»
Слайд 53Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
Критериями оценки
урока НЕ являются:
Объём написанного учениками в тетрадях.
Количество выставленных ученикам отметок.
Количество
упражнений, выполненных за урок.
Устная или письменная форма выполняемых заданий.
Однотипность или разнотипность содержания урока.
Наличие традиционных этапов урока.
Распределение времени по различным этапам.
Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
Использование для работы на уроке учебника.
Слайд 54Эпилог
Бог слепил человека из глины и остался у него
неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи
мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины…
Слайд 56Незаконченные предложения
Я считаю, что …
Особенно удачным было …
В то же
время, я посоветую …
Исходя из … хотелось бы …
А мне
бы хотелось …
Мне мешало …, потому, что …
Я понял(а), что …
Увиденное поможет мне в …
Слайд 57Источники информации:
1.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом
требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
2.Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
3.http://www.myshared.ru/slide/231702/#
4.А.Н. Иоффе «Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся», Преподавание истории в школе,№1 2012 год, стр.7.