Слайд 1Три основных направления изучения Рун
1.Протогерманский язык (направление) – около 5
тысяч памятников архитектуры с руническими носителями до сих находятся на
территории Швеции и представляют собой историческое наследие.
2. Предания о рунах – памятники письменного наследия Рун
Старшая Эдда и Младшая Эдда, Песни Сигрдривы
3. Легенды – современные представления о Рунах современными авторами, то, что может встречаться в современной художественной литературе.
Старшая Эдда
Исландская рукопись второй половины ХIII века автором которой
является Сэмунд Мудрый, исландский священник.
Дата первой публикации относится к 1260г.
Состоит из 3 – х частей :
Песни о Богах ( самые известные среди них Прорицание Вёльвы, Речи Высокого (Одина), песни о великанах – Трюме, Хюмире))
Песни о героях (песнь о Вёлунде, речи Сигрдривы)
Эддические песни (сны Бальдра, песнь валькирий)
В 1999г. исполнитель и исследователь средневековой музыки Бенджамин Бэгби опубликовал свою версию песен эпоса.
Слайд 4Младшая Эдда
Произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона (написана в 1222-1225гг.)
как учебник скальдической поэзии.
Состоит из 4 –х частей
Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения
на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно «Эдде», эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.
Видение Гюльви (Gylfaginning)
Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Также рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Хель — мир, расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.
Один из самых интересных рассказов — Рагнарёк, гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.
Слайд 6Мировое Древо Иггдрасиль
СОСТОИТ ИЗ 9 МИРОВ
Верхние миры
Асгард — один из трёх космогонических миров германо-скандинавской мифологии, созданных триадой богов-демиургов: братьями Одином, Вили и Ве. Асгард — это мир богов-асов, небо и будущее;
АСЫ – существа порядка, ведя войну с ВАНАМИ — существами природы, построили укреплённый Асгард.
Позже асы сдружились с ванами, обменялись представителями Кроме богов и богинь, в Асгарде живут девы-воительницы — валькирии.
Младшая Эдда» перечисляет 12 богов асов (Один, Тор, Тюр, Браги, Ньёрд, Хеймдалль, Хёд, Видар, Али (или Вали), Улль, Форсети, Локи) и 14 богинь (Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Фрейя (приёмная от ванов), Съёвн, Ловн, Вёр, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна), позже также упоминаются богини Соль, Биль, Ёрд и Ринд.
Слайд 7Мировое Древо Иггдрасиль
ВЕРХНИЕ МИРЫ
Ванахейм
Список ванов
Ньёрд — бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
Фрейр — бог лета, урожая, богатства и мира.
Фрейя — богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
Гулльвейг — злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.
Альфхейм – 3-й из верхних миров, где живут эльфы, мир красоты и веселья.
Слайд 8Мировое Древо Иггдрасиль
СРЕДНИЕ МИРЫ
Мидгард -(др.-сканд. Miðgarðr — букв. «среднее огороженное пространство» — «срединная земля») в германо-скандинавской мифологии — мир, населённый людьми.
Утгард - В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) — Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», недоступный простым смертным, но доступный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент из любой точки Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками.
Муспельхейм - страна огненных великанов, огненное царство, которым правит огненный великан Сурт («Чёрный»).
Слайд 9Мировое Древо Иггдрасиль
НИЖНИЕ МИРЫ
Нильфхейм -(др.-сканд. Niflheimr — обитель туманов) — в германо-скандинавской
мифологии один из девяти миров вселенной, земля льдов и туманов, место обитания ледяных (инеистых) великанов, место рождения Имира – существа, давшего начало всему живому.
Свартальфхейм – подземная страна гномов и цвергов (они ковали артефакты для Богов)
Хельхейм – царство мертвых, где живет Хель – богиня смерти.
Слайд 10Мировое Древо Иггдрасиль
Другие существа, живущие
на ДРЕВЕ
1. Дракон Нидхёгг – подгрызает корни дерева, на вершине
дерева живет Орел – символ Бога Одина.
2. По стволу мирового древа бегает белка Рататоск или Вострозубка. Она передает послания от орла к дракону и ссорит гигантов, которые никогда друг друга не видели.
3. Норны – богини Судьбы живут в корнях дерева (Урд – норна Судьбы и прошлого, Вердани – норна настоящего, Скульд – норна будущего)