Слайд 1ТРИТОНЫ
Подготовила Повидыш Наталья Михайловна
МАУДО ДШИ им.С.В.Рахманинова
Г.Старая Русса
2020 год
Слайд 2Тритоны в музыке
-Тритоны в сольфеджио не имеют никакого отношения к
греческому богу из морских глубин –Тритону,
- ну и к животному
миру тоже)))
Слайд 3ТРИТОНЫ
- это интервалы, которые называются так, потому что между их
звуками не больше, не меньше - ровно три тона и
6 полутонов
В средние века под строгим запретом было использование этих интервалов. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – недопустимое явление. И не только звучание резало слух. Тритон состоит из 6-ти полутонов, это вызывало страх и негодование))) Нарушитель закона мог оказаться в подвалах инквизиции.
До XIX «тритон» именовали «дьяволом» в музыке и даже современному слушателю он может показаться страшноватым
В духовной музыке тритон был запрещён до XVII столетия
Слайд 4ТРИТОН -ЭТО НЕ ТОЛЬКО «УЖАС»
Композиторы вспоминали про «тритон», когда слушателя
нужно было напугать
Часто композиторы использовали «тритоны» для выражения тоски и
сострадания
Никакой другой интервал так явно не передаёт душевное смятение.
Сегодня «тритон» нас не пугает, но по прежнему завораживает нас своей неблагозвучностью, терпкостью.
Слайд 5СКОЛЬКО ИХ?
«Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта,
и как уменьшённая квинта.
Если к чистой кварте добавить полтона, то
получится «Тритон» - Увеличенная кварта
Если от чистой квинты отнять полтона, то получится «Тритон» – Уменьшённая квинта
Слайд 6Двуликий интервал)))
Если «тритон» заявляется уменьшённой квинтой, то в нём 5
ступеней (в нашем примере «до-соль-бемоль»)
Если «тритон» заявляется увеличенной квартой, то
в нём 4 ступени (в нашем примере «до- фа-диез»)
Звуки при этом одни и те же, звучит одинаково, а называется по разному
(вот ещё одна причина настороженного отношения к тритону в Средневековье)
Слайд 7ТРИТОН
Увеличенная кварта
ув.4
В чистой кварте 2,5 тона. Если к ней прибавить
ещё полтона, то получится ТРИТОН - увеличенная кварта (Ув.4)
На примере
построены ч.4 и ув.4 от всех белых клавиш
Перепиши себе в тетрадь:
играй, пой, слушай и запоминай!!!
Слайд 8ТРИТОН
Уменьшённая квинта
ум.5
В чистой квинте 3,5 тона. Если от неё отнять
полтона, то получится ТРИТОН - уменьшённая квинта (Ум.5)
На примере построены
ч.5 и ум.5 от всех белых клавиш
Перепиши себе в тетрадь:
Играй, пой, слушай и запоминай!!!
Слайд 9Увеличенные кварты в мажоре
Если строить чистые кварты в мажорной тональности
(например в До мажоре) на всех ступенях, то мы обнаружим,
что в натуральном мажоре на IVступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта., а в гармоническом мажоре (мажор с пониженной ступенью) на VI (пониженной) находиться ТРИТОН – увеличенная кварта
Слайд 10Увеличенные кварты в миноре
Если строить чистые кварты в минорной тональности
(например в ля миноре) на всех ступенях, то мы обнаружим,
что в натуральном миноре на VI ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта, а в гармоническом миноре (повышенная VII ступень) на IV ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта
Слайд 11«Тритоны»
УВЕЛИЧЕННЫЕ КВАРТЫ
в тональности
И в Мажоре и в Миноре увеличенные
кварты строятся вокруг ДОМИНАНТЫ (5 ступени)
В натуральном мажоре на IV,
в гармоническом мажоре на VI (пониженной)
В гармоническом миноре на IV, в натуральном миноре на VI
Слайд 12Уменьшённые квинты в мажоре
Если строить чистые квинты в мажорной тональности
(например, в До мажоре), то мы обнаружим, что в натуральном
мажоре на VII ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом мажоре (понижена VI ступень) на II ступени находится ТРИТОН – уменьшённая квинта
Слайд 13Уменьшённые квинты в миноре
Если строить чистые квинты в минорной тональности
(например в ля миноре), то мы обнаружим, что в натуральном
миноре на II ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом миноре (повышена VII ступень) на VII (повышенной) ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта.
Слайд 14«Тритоны»
уменьшённые квинты
в тональности
И в Мажоре и в Миноре уменьшённые квинты
строятся вокруг ТОНИКИ (I ступени)
В натуральном мажоре на VII, в
гармоническом мажоре на II
В гармоническом миноре на VII(повышенной)
В натуральном миноре на II
Слайд 15Разрешение тритонов
Если построить любой из тритонов в тональности, то будет
видно, что в состав этих интервалов входят только неустойчивые ступени,
а они требуют разрешение.
Существует ПРАВИЛО- увеличенные интервалы при разрешении, увеличиваются, а уменьшённые уменьшаются.
Слайд 16Разрешение увеличенной кварты
При разрешении увеличенной кварты, звуки тритона расходятся.
Увеличенная кварта
разрешается в сексту
Слайд 17Разрешение уменьшённой квинты
При разрешении уменьшённой квинты, звуки тритона сходятся
Уменьшённая квинта
разрешается в терцию
Слайд 18Тритоны в музыке
Прослушайте следующие произведения:
П.И. Чайковский «Зимнее утро»
П.И. Чайковский «Баба
Яга»
К.Сен-Санс «Куры и петухи»