Слайд 2Ценности. Значение слова
Αξια –
цена, стоимость,
ценность, достоинство,
вознаграждение, возмещение, плата,
звание, (общественное)
положение, государственный пост,
оценка, мнение.
А.Д. Вейсман Греческо-русский словарь
Слайд 3В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях
аксиология (от
греч. axia — ценность и logos — слово, учение)
Слайд 4Ценность. Определение
Ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его
отношения к объекту.
(ценность — не предмет, а особый вид
смысла, который усматривает в нем человек).
Слайд 5Ценность – общепризнанная норма, сформированная в определённой культуре, которая задаёт
рамки-образцы в жизни человека.
Слайд 6Ценность – это НЕ
Стоимость
Полезность
Истина
Слайд 7Виды ценностей
Г. Риккерт (один из родоначальников аксиологии):
логические (в научных достижениях),
эстетические (в произведениях искусства),
мистические (в культах),
религиозные,
нравственные,
личностные.
Слайд 8М. Шелер (один из видных немецких философов XX в.):
чувственные («приятное»),
жизненные, или витальные («благородное»),
духовные, в том числе эстетические («прекрасное»),
морально-правовые («справедливое»),
гносеологические («истинное»),
религиозные («святое»).
Слайд 9Б. Ерасов (отечественная культурология):
витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и
т.д.;
социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм
и пр.;
Слайд 10политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.;
моральные
— добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к
детям и т.п.
религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр.;
эстетические— красота, стиль, гармония и др.
Слайд 11В книге Г. Выжлецова «Аксиология культуры» выделяются четыре класса ценностей:
1) духовные (в религии, нравственности, искусстве),
2) социальные (политические, правовые,
моральные),
3) экономические
4) материальные
Слайд 12Классификация на основе выделения сфер жизни
витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность,
качество жизни; уровень потребления, экологическая безопасность;
экономические ценности: наличие равных условий
для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;
Слайд 13социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная
независимость, способность к достижениям, терпимость;
политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские
свободы, гражданский мир;
Слайд 14моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность,
верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь,
уважение к старшим;
Слайд 15религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать; Священное писание и предание;
эстетические
ценности: красота, гармония, стиль и т. д.
Слайд 16Иерархия ценностей. Пример.
По материалам опроса петербургских студентов, проведенного в 2001
г.:
семейное счастье;
дружба;
материальное благополучие;
любовь;
успешная карьера;
порядочность, чистая совесть;
процветание и безопасность страны;
рождение и
воспитание детей.
Слайд 17Ценностные ориентации личности
М.Каган:
финальные,
инструментальные,
производные
Слайд 18Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и
значимее которых нет ничего.
Пример:
человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота,
счастье, любовь, дружба, честь и достоинство личности, законность, гуманизм...
Слайд 19Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые в конечном
счете для достижения и сохранения финальных ценностей.
Слайд 20Пример:
занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и
укрепления здоровья — финальной ценности
Слайд 21Производные ценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие
значимость лишь как признаки и символы последних.
Пример:
подарок — производная
ценность, знак любви, дружбы, уважения.
Слайд 22Норма. Значение слова
Норма –
1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок,
строй чего-либо (например, «войти в норму» — значит прийти в
порядок, в обычное состояние);
2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь (например, «норма выработки», «норма выпадения осадков»)
Слайд 23Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий
об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и
выражающий их представление о должном, желательном.
Слайд 24Назначение нормы состоит в минимизации случайных обстоятельств, субъективных мотивов, психологических
состояний. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым
человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.
Слайд 25Виды норм
общекультурные нормы
групповые нормы
ролевые нормы
Слайд 26общекультурные нормы
распространяются на всех членов общества.
Это:
поведения в
публичных местах — на улице, в городском транспорте, в магазине,
театре;
правила общепринятой вежливости;
гражданские права и обязанности, устанавливаемые законом, и т.д.;
Слайд 27групповые нормы
1) регулируют поведение представителей какой-либо группы людей;
2)
могут быть как стандартами поведения, характерными для некоторого класса, социального
слоя или социальной группы, так и особыми правилами, которые устанавливают для себя отдельные группировки, компании, сообщества и организации.
Слайд 28Примеры групповых норм
«кодексы дворянской чести»,
правила светского этикета,
уставные
формы обращения военнослужащих к друг к другу;
нравы, сложившиеся в
кругу болельщиков футбольной команды, посетителей дискотеки, поклонников эстрадной звезды;
обычаи, установившиеся в организации (фирме, клубе, добровольном обществе);
традиции учебного заведения;
принятая в компании друзей манера подшучивать друг над другом.
Слайд 29Ролевые нормы
Нормы поведения человека в соответствии с выполняемой им
социальной ролью
Пример:
Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга и
т.д.
Слайд 30Классификация норм
Парсонс выделяет:
нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и
в составляющих его группах;
экономические нормы;
политические нормы;
собственно культурные нормы, относящиеся к
области коммуникации и социализации.
Слайд 31В зависимости от способа, характера, цели и сферы применения, границ
распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм разделилось на следующие
виды:
нравы,
обычаи,
традиции,
обряды,
право (законы).