Слайд 1Цветопись в лирике сергея есенина
Презентацию подготовила ученица 11 класса
Роговской СОШ Чукарина Алина
Слайд 2Под «цветописью» понимается такой прием изобразительности, при котором художественный образ
создается посредством колористики.
Слайд 4Любимые цвета поэта.
Любимые цвета поэта – синий и голубой.
Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу
светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувство нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», заметался пожар голубой»).
Слайд 5Мир поэзии С. Есенина - мир многоцветный, раскрашенный в живые
и чистые краски.
Слайд 6
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально
пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Слайд 7Там,где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленочек маленькой матке
Зеленое вымя
сосет.
Слайд 8Выткал на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут
глухари.
Плачет где-то иволга,схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на
душе светло.
Слайд 9Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычась в берега.
Церквами у
прясел
Рыжие стога.
Слайд 10Заиграй,сыграй,тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице,красотка,жениха.
Васильками сердце светится ,горит в
нем бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза…
Слайд 11Полыхают зори,курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой
повети.
Где-то мышь скребется в затворенной клети…
Слайд 12Троицыно утро,утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон…
Слайд 13По селу тропинкой кривенькой
В летних вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой
гурьбой…
Слайд 14Я-пастух;мои палаты-
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым – скаты
С гарком гулких
дупелей…
Слайд 15Сохнет стаявшая глина,
На сугорьях гниль опенок.
Пляшет ветер по равнинам ,
Рыжий
ласковый осленок…
Слайд 16Черная,потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать,не любить?
Выйду на озеро
в синюю гать,
К сердцу вечерняя льет благодать…
Слайд 17Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах.
(«Колокольчик среброзвонный...», 1917)
...поет сверчок
О том, как ликом
розовым
Окапал рожь восток...
(« Преображение», 1917)
Глупое, милое счастье.
Свежая розовость щек!
(«Вот оно, глупое счастье...», 1918)
Слайд 18Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
(«Закружилась листва золотая...», 1918)
...Там, где омут розовых туманов
Не устанет берег золотить.
(«Каждый труд благослови, удача!..», 1925)
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.
(«Видно, так заведено навеки...», 1925)
Слайд 19Зеленый – цвет лугов и полей. Он передает чувство слияния
с природой, говорит о радости приобщения к гармонии мира.
Синий, голубой
– цвет родной Оки, неба, Родины, символ высокого и вечного.
Алый, малиновый, розовый – с этим цветом связано ощущение светлой радости первой любви, юности и в то же время грусти от сознания кратковременности бытия.
Особо богаты красный и желтый – цвета осени, символ неизбежности смены старого новым, символ краткости и величия жизни. С мыслью о неизбежности смерти связаны белый и черный цвет.
Слайд 20 Цветопись – одна из характерных черт стихов Есенина. Она
менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил
К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение…».
Зеленый, золотой, красный, малиновый, черный, белый, желтый, серый – какие только цвета не встретишь в стихах Есенина, но самые заметные – синий и голубой. «Голубень» - так он назвал стихотворение, а по нему и сборник, вышедший в 1918 году. И этот цвет может быть личным цветным знаком поэта.