Слайд 1Цветовое решение интерьера жилых и общественных помещений гостиниц
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ
Слайд 3Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность
данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а
также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.
Слайд 4Цветовые системы. История науки о цвете
Мифологический этап
Выделялись 3 цвета: Красный,
Белый, черный.
Древний Восток. Китай
Основным космообразующим числом было 5 (четыре
стороны света и центр земли). Особенности колорита китайской культуры древности: сочетание искусственности и натуральности, красочность и многоцветие (которое, к сожалению, в последствии трансформировалось в аскетизм по отношению к цвету, в монохромие и ахромотическую живопись тушью)
Слайд 5Древний Восток. Индия.
В древней Индии было 2 цветовые системы:
1)
Архаическая или троичная. Цвета: Красный, Белый, Черный.
2) Ведичная, или система
основанная на Ведах. Следующие цвета: Красный (восточные лучи Солнца), Белый (южные лучи), Черный (западные лучи), очень черный (северные лучи), Невидимый (центр).
Убранство дворцов выполнялось в трех основных цветах:
Белый, Красный, Золото (иногда добавлялись Синий и Голубой)
Слайд 6Греко-римская античность.
Аристотель выделял 3 основных цвета: Белый (вода, воздух, земля),
Желтый (огонь), Черный (разрушение, состояние перехода).
Планид в своей "Натуральной истории"
выделил 4 основных цвета: Красный, Белый, Желтый и Черный.
В 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий.
Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их эксперементальным путем.
Слайд 7Средние века. Западная Европа.
Белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов,
является чистым непорочным цветом.
Желтый цвет - символ просвещения, действия
Духа Святого.
Красный - огонь, солнце, кровь Христа.
Синий - цвет неба, обители Господа.
Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа.
Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста.
Фиолетовый - цвет противоречий.
Слайд 8Средние века. Ближний и средний Восток. Представление о цвете развивается
под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета,
что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия.
Ренессанс. Леонардо Да Винчи - создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6
Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный.
Слайд 9Европа. XVII-XIX века. В это время в истории классификации цвета
начинается новый этап. Начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную
символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: Красный, Оранжевый, Зеленый, Голубой (сине-зеленый), Синий, Фиолетовый, добавляя к этому сочетанию Пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового).
В XVII веке в Европе господствует два стиля:
1)Барокко. Восхваляется превосходство цвета.
2)Классицизм. Ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.
В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору ( мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
Слайд 10Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по
физиологическому принципу.
Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.
Треугольник показывает
три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных.
Слайд 11В XIX веке в Европе возникает романтизм.
В последствии
его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям:
натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков)
импрессионизму (передача образов)
Слайд 12В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал
свою систему классификации цветов используя принцип глобуса или шара.
Слайд 13Модерн. Цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:
1) Предпочтение
приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой
палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)
2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.
3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.
Слайд 14Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге.
Он берет
круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в
определенный цвет.
Слайд 15
Он представляет все цвета в виде замкнутого цветового
тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием
Единой осью
конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
Слайд 16ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦВЕТА
Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения
при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.
Свет - это
электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м
Слайд 17Волны с длиной волны менее 380 н.м. - это ультрафиолет,
а с длиной более 760 н.м. - это инфракрасный свет.
В табл. 1 показана зависимость цвета от длины волны видимого спектра.
Длина волны, н.м. Цвет
760-620 Красный
620-585 Оранжевый
585-575 Желтый
575-550 Желто-Зеленый
550-510 Зеленый
510-480 Голубой (Сине-Зеленый)
480-450 Синий
450-380 Фиолетовый
Слайд 18Все цвета подразделяются на: хромотические, ахромотические, полухромотические.
Ахромотические - Белый,
черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи
всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.
Хромотические цвета - все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.
Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с хромотическими цветами.
Слайд 19Психофизические характеристики цвета
1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет
сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме
хромотических) и дать ему название.
2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость". Яркость цвета - это коэффициент отражения (Р) равный отношению отраженного светового потока (Fотр) к падающему (Fпад) взятое в процентах:
Р=(Fотр/Fпад)*100
3) Насыщенность. Это степень отличия данного хромотического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахромотического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. (Так же можно сказать, что это доля пигментов в изначальном чистом цвете). Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.
Цветовой тон + Насыщенность = Цветность
Ахромотические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.
Слайд 20Цветовой ряд
Это последовательность цветов, у которых, по крайней
мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного
цвета к другому. Цветовые ряды имеют свои названия, в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются.
1) Ряд убывающей чистоты и возрастающей яркости. Этот ряд делается разбеливанием, т.е. добавлением белого цвета к спектральному.
2) Ряд убывающей насыщенности (приглушение).
3) Ряд убывающей яркости и убывающей насыщенности (зачернение).
4) Ряд по цветовому тону. Это смешение двух соседних спектральных цветов (причем в пределах не более 1/4 интервала светового круга).
Слайд 21Температура цвета
Это его относительная теплота или холодность.
Теплые: Красный, Красно-Оранжевый,
Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
Самый горячий:
Красно-Оранжевый.
Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
Нейтральные ( Зеленый и Пурпурный).
Слайд 22Цветовые круги
Принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за
основу взят 7-ступенчатый цветовой круг Ньютона) и физиологические ( за
основу взят цветовой круг 6-ступенчатый круг Гете).
1) Цветовой 7-ступенчатый круг Ньютона.
2) Восьмеричный круг. В XIX веке был получен Грассмоном. Он его упростил, и чтобы сделать четным вводит пурпурный цвет.
Слайд 233) 10-ступенчатый круг. Американский ученый Максвел добавляет к восьмеричному кругу
еще два цвета: Желто-Зеленый и Зелено-Голубой. Цвета расположенные друг против
друга в этом круге являются взаимодополняемыми. В круг входят: Красный, Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Фиолетовый, Пурпурный.
4) Круг Гете. Содержится 6 цветов: Красный, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. В этом круге цвета, расположенные друг против друга контрастны.
Слайд 245) На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый, путем добавления
промежуточных цветов. На рисунке можно проследить весь процесс получения 12-ступнчатого
круга из трех основных цветов. В круг входят следующие цвета: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.
Слайд 25Смешение цветов
Существует два различных типа смешения
цветов.
1) Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения
заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом.
Виды слагательного смешения:
- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).
- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).
- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.
- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).
Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.
Слайд 26Правила слагательного смешения:
* При смешении двух цветов расположенных по хорде
10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный +
Зеленый = Желтый.
* При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.
Слайд 272) Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании
из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при
смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.
Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.
Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.
Слайд 28ЦВЕТОВАЯ ГАММА И ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Цветовая гамма - это ряд гармонически
взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Выделяют теплую,
холодную и смешанную гаммы.
Слайд 29Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования цветов с
холодным оттенком
Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов
с теплым оттенком.
Смешанная или нейтральная цветовая гамма ( мы объединили эти два понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.
Слайд 30Цветовая композиция
Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен ( на
плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности
и рассчитанных на эстетическое впечатление.
В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции:
Слайд 311) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+
несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного).
Варианты
монохромия:
цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть);
цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый);
цвет + зачернение или забеление.
Слайд 32а) Классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись,
краснофигурные и чернофигурные вазы).
Что выражает монохромная композиция:
Слайд 33б) Сильно направленное к определенной степени воздействие.
Этот
способ воздействия взят на вооружение религией. Пример: икона Владимирской Божьей
Матери, Спас Нерукотворный и другие иконы,
Слайд 35в) Сосредоточие на внутреннем мире
(искусство Китая)
Слайд 37г) Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан)
Слайд 38д) Простота, доходчивость и броскость.
Примеры: геральдика, (не
всегда), изделия массовой культуры.
Слайд 39е)Реклама. Один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне
монохромной композиции сильно выделяется.
Слайд 402) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных (полярных
в цветовом круге): взаимодополнительных из 10-ступенчатого круга или пара контрастных
цветов из 6-, 12-ступенчатого. Полярную композицию составляют только 2 цвета.
Слайд 41Что выражает полярная композиция:
а) Эффект декоративности, который основан на физиологической
потребности глаза уравновешивания впечатлений.
Слайд 42б) Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии,
т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для
достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)
Слайд 43Трехцветная композиция
Основу трехцветной композиции могут составлять:
- триада основных
цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.
- триада
основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий. См. рис.14
- любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника вписанного в 12-ступенчатый круг. Пример: Красно-Оранжевый, Желто-Зеленый, Сине-Фиолетовый.
Слайд 44Многоцветие. В данной цветовой композиции доминирует 4 и более хроматических
цвета. Обычно: Красный, Желтый, Зеленый, Синий. Или две основные пары
из 12-ступенчатого круга взятые крест-накрест.
Используется:
- В природе, в храмах, в одежде (особенно царственных особ, хотя и здесь есть исключения)
- Там где изображено большое количество фигур и предметов; где стремятся передать "космичность" произведения, т.е. где произведение служит моделью мира (храм, фрески, большие многофигурные иконы с изображением Бога, неба, земли, подземелья.., жилье).
- Там где мир рассыпается на расколки, царит хаос или веселая неразбериха (пьяный дебош): ярмарочный дизайн, карнавальное искусство и т.д.
Слайд 46Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Это синтез многоцветия
и монохромии. Пример - пейзажная живопись.
Ахромотическая композиция. Состоит из Белого,
Черного, и промежуточных серых оттенков. В нее могут быть включены небольшие пятна хромотического цвета. Используется для выявления формы, т.е. когда есть желание сделать акцент на форме.
Полухромотическая композиция. Серый заменяется коричневым цветом.
Слайд 47ТИПЫ КОЛОРИТА, ИХ МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ИСКУССТВЕ.
Типы колорита.
1) Насыщенный или
яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его
элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный). См. рис.1
Слайд 49Применяется этот тип колорита:
- в "примитивных" культурах;
- в народном искусстве;
-
в городском фольклоре;
- в искусстве китч (низкопробное искусство);
- в агитационной
и рекламной графике;
- в авангардном течении живописи XX века;
- в детском, молодежном и спортивном дизайне;
- в искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран;
- в геральдике;
- в карнавальном искусстве.
Слайд 50 Разбеленный колорит
Это подмесь белого цвета к цветам произведения.
Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие
сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д.
Слайд 51Зачерненный колорит
Это подмесь в произведение черного цвета. Произведения с зачерненным
колоритом выражают тайну, трагизм, старость, угасание, черные мысли, в понимании
мира нет ясности.
Слайд 52Ломанный колорит
Получается добавлением Серого.
Является признаком усталости, пессимизма,
предпочитается более пожилыми людьми.
Слайд 53Классический колорит
Цвета гармонизированы, не утомляют своей яркостью и насыщенностью, они
всегда приглушены и смягчены чем-либо (см. любое классическое произведение).
В дизайне
часто применяется смешение колоритов.
Слайд 54ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.
Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную
связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень
упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.
Слайд 55Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств,
образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.
Цветовая гармония в дизайне
представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как
- цветового тона;
- светлоты;
- насыщенности;
- формы;
- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.
Слайд 56Признаки гармонии цвета
1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть:
монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного),
сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.
2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).
3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.
4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов.
5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.
6) Ясность и легкость восприятия.
7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.
8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.
9) Организованность, порядок и рациональность.
Слайд 57Сочетание цветов с позиции декоративности
Гармония всегда выше и шире понятия
"декоративности". Декоративность можно охарактеризовать как некий максимум эстетического качества. С
позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.
Слайд 58Цветовые ассоциации.
Классификация цветовых ассоциаций:
1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.
2)
Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.
3) Осязательные: мягкие, жесткие,
колючие...
4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...
5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...
6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...
7) Возрастные: детские, молодежные, стариковские...
8) Сезонные: весенние, летние, зимние...
9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...
10) Эмоциональные: позитивные (радость, счастье...), негативные и нейтральные (вялые, спокойные...)
11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.
Слайд 59Таким образом, мы понимаем, что цвет — одна из важнейших
характеристик среды. Цвет придает помещению индивидуальность, оказывает влияние на эмоциональное
состояние и ощущения человека, изменяет пропорции и размеры пространства, корректирует влияние внешней среды.
Цвет оказывает существенное влияние на наше ощущение пространства, зрительное восприятие размеров, высоты, пропорций помещения.
Слайд 60Это объясняется тем, что наш глаз устроен таким образом, что
он по-разному воспринимает разные группы цветов. Например, некоторые цвета, такие
как красный, оранжевый, желтый, воспринимаются как приближающиеся к зрителю, выступающие вперед. Они и называются выступающими. Поэтому если окрасить стены помещения в эти цвета, то оно будет казаться меньше, чем оно есть в действительности.
Слайд 61Другие цвета — голубовато-зеленые, голубые, сиреневые — ощущаются глазом как
удаляющиеся, как бы отступающие. Они называются отступающими цветами. Помещения, окрашенные
в эти цвета, будут производить впечатление более просторных. Эти оптические свойства цвета можно использовать для того, чтобы изменить впечатление от неудачных пропорций, например зрительно приблизить торцевые стены коридора или узкой комнаты, окрасив их теплым выступающим цветом. Окраска выступающих из плоскости светлой стены конструктивных элементов в темный цвет подчеркивает их размеры. Окраска выступающих из темной стены элементов в светлые тона скрадывает их размеры, они кажутся тоньше.
Слайд 62При определении цветового решения необходимо учесть, что цвета по-разному влияют
на работоспособность и настроение человека.
При выборе цвета следует обращать внимание
на ориентацию помещения. Если окна выходят на север, северо-восток, северо-запад, т.е. туда, где солнца не бывает, необходимо использовать теплые цвета. Если же окна выходят на солнечную сторону, то можно окрасить помещение в холодные цвета. В затененных помещениях, расположенных на первых этажах, лучше использовать светлые тона, тогда в помещении будет светлее.
Слайд 63Цветовое решение жилых номеров гостиниц необходимо выбирать с учетом гигиенических
требований. Окрашенные в светлые тона помещения легче содержать в чистоте.
Номера
гостиниц могут быть квадратными или удлиненными, заставленными мебелью. Поэтому для них необходимо выбирать такую цветовую гамму, при которой они производили бы впечатление просторных, не загромождённых.
Слайд 64К цветовому решению и отделке санузлов также предъявляются специфические требования.
Сравнительно небольшое помещение санузла, как правило, не имеющее естественного освещения,
рекомендуется отделать плиткой светлых тонов (светло-желтой, голубой, розовой, белой). Цвет плитки может соответствовать цвету санитарного оборудования, но может решаться и как фоновая отделка для приборов, сочетающаяся с цветом стен. Если для отделки стен применяется плитка с рисунком, то полы лучше сделать одноцветными. Для санузлов, оборудованных большим количеством приборов, мебели, дополнительными предметами, большое значение имеет единое цветовое решение.
Слайд 65Цвет можно использовать как средство, которое помогает приезжающим лучше ориентироваться,
например, в больших гостиницах этажи окрашивают в разные цвета.
Цветом можно
выделить место дежурного администратора, лифтовые холлы, места отдыха в вестибюле.