Слайд 1ППДО- 301
Прокопенко. Т. П
Творческая фокус – группа как форма социального
партнерства педагогов и родителей в социализации детей раннего возраста
Слайд 2Возникновение фокус-групп как исследовательского метода
Первые попытки проведения групповых интервью начались
еще в 20-е годы нашего столетия в США (Богардус, 1926;
Эдмитон, 1944; Томпсон и Димерет, 1952 и др.) (см. , но они были редки и не подвергались систематическому анализу.
Термин ’’фокусированное интервью” (индивидуальное и групповое) появился в 40-е годы. Его разработка началась также в США в годы второй мировой войны и была связана с исследованием воздействия пропаганды союзников на свою армию. Первоначально фокусированное интервью в общих чертах было описано Гретой Герцог, изучавшей реакцию слушателей на различные радиопрограммы . Однако основные принципы и методики фокусированного интервью были разработаны Робертом Мертоном и Г. Герцог в процессе их совместной работы: по заказу ряда военных ведомств они исследовали восприятие материалов пропаганды союзников. В 1956 г. Р. Мертон с соавторами весьма обстоятельно обобщили этот опыт в книге ’’Фокусированное интервью”, ныне считающейся классической . Фокусированное интервью в силу своего полустан- дартизованного характера как бы занимает промежуточное положение между направленным и ненаправленным интервью, объединяя фокусированность на конкретную проблему первого и свободу формы высказываний респондентов второго. На выработку конкретных приемов фокусированного интервью в то время сильно повлияли работы Ф. Ретлисбергера и У. Диксона , обобщивших опыт известного Хоторнского эксперимента, где широко применялся метод ненаправленного интервью, а также Карла Роджера , который использовал метод ненаправленного интервью в психотерапии. В работе Р. Мертона специальные главы посвящены как индивидуальному, так и групповому фокусированному интервью, но сам термин ’’фокус-группа” здесь еще отсутствует.
Его, скорее всего, ввели исследователи рекламы, поскольку в последующие годы этот метод преимущественно использовался в маркетинге. В 70-е и 80-е годы, например, краткое описание этого метода фигурировало в учебных пособиях по рекламе , но его еще не было в третьем издании "Руководства по социальной психологии”
Слайд 3Фокус-группа – один из качественных методов социально-психологических исследований – представляет
собой групповое фокусированное интервью, проходящее в основном в форме групповой
дискуссии и направленное на получение от ее участников “субъективной информации” о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности и продукты этой деятельности
Слайд 4
«Деятельность Центра социального партнерства с родителями детей раннего возраста
«Мы вместе»»
Задачи:
повысить уровень компетентности педагогов в вопросах установления взаимодействия
с родителями воспитанников;
апробировать новые формы взаимодействия ДОУ с родителями: семейный клуб, консультационный пункт, адаптационная группа « Мама и малыш».
Слайд 5
Социальное партнерство
особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся
доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а
также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития
И.А.Хоменко
Слайд 6Творческая фокус – группа
это инновационная форма взаимодействия педагогов, представителей науки,
родителей, общественности, заинтересованных в совместном изучении актуальных проблем дошкольного образования
с целью поиска оптимальных путей для их разрешения
Слайд 7Основные направления деятельности
творческой фокус-группы
изучение потребностей родителей воспитанников на
предоставление консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи;
сбор мнений родителей по определенным
проблемам воспитания и развития детей раннего возраста;
анализ мнения родителей о проводимых мероприятиях в МБДОУ по повышению педагогической культуры;
выяснение причин низкой посещаемости отдельными родителями предлагаемых МБДОУ форм взаимодействия;
определение оптимальных и эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ и с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
определение форм позиционирования передового педагогического опыта работы в МБДОУ и практики семейного воспитания.
Слайд 8Рассмотрим отличия фокус-групп от других методов маркетинговых исследований:
1) В отличие
от количественных методов исследования (например, социологический опрос), который дает ответ
на вопросы `Кто..?' и `Сколько..?', фокус-группа дает ответы на вопросы `Как именно..?' и `Почему..?'
2) Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом (количественном) исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие "вытащить" из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме.
3) Фокус-группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Смысл этого метода в том, что в групповом обсуждении респондент включен в общение с себе подобными. Поэтому психологические барьеры, разделяющие интервьюера и интервьюируемого в социологическом опросе, снимаются намного эффективнее, и эмоциональные реакции намного ярче. Участников фокус-группы "фокусируют" на вопросах, интересующих исследователя, с целью получить скрытую информацию. Количественные и качественные исследования часто проводят совместно и их результаты дополняют друг друга.
Слайд 9К числу главных достоинств фокус-группы следует отнести следующее:
1. Возможность честно
и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи, особенно если
при проведении дискуссии используется метод мозгового атаки.
2. Возможность для заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы, вызывать достаточно высокое доверие к результатам ее работы. Эти результаты заказчик порой начинает использовать в практической работе еще до получения официального отчета.
3. Разнообразие направлений использования данного метода.
4. Возможность изучать респондентов, которые в более формальных, структурированных ситуациях не поддаются изучению, не желая, например, принимать участия в анкетировании.
Слайд 10К числу недостатков данного метода следует отнести возможную нерепрезентативность, субъективную
интерпретацию полученных результатов, высокую стоимость на одного участника группы.
То, что
результаты работы фокус-группы могут не являться репрезентативными по отношению к генеральной совокупности в целом, определяется следующим. В работе такой группы, как правило, принимают участие респонденты, более активно, охотно реагирующие на предложения подобного типа по сравнению с генеральной совокупностью в целом. Кроме того, этому способствует малый, как правило, гомогенный состав фокус-группы, в состав которой в последний момент могут включаться профессиональные респонденты.
Слайд 11Алгоритм работы
творческой фокус- группы
Шаг №1: Постановка цели проведения фокус-группы;
Шаг
№ 2. Составление плана работы фокус-группы;
Шаг №3: Отбор и приглашение
участников;
Шаг №4: Составление вопросов (не более 4-5 вопросов);
Шаг №5: Подготовка сценария;
Шаг №6: Выбор координатора;
Шаг № 7: Проведение фокус – группы;
Шаг № 8: Интерпретация и отчет по результатам;
Шаг №9: Последействие.
Слайд 12Творческие фокус – группы
в МБДОУ
Инновационный час
Многодетная семья
On-lain – группа
Растем
здоровыми вместе
Слайд 13 Фокус-группа «Инновационный час»
Заседание №1
Модератор:
Семенака С.И.
доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики,
заслуженный учитель РФ
Заседание №4
Модератор:
Павленко Юлия
студентка 4 курса АГПА
Слайд 14Фокус-группа «Многодетная семья»
Слайд 17Вывод : Таким образом , творческая фокус – группа помогает
объединять педагогов, родителей и других заинтересованных специалистов в поиске решения
проблем социализации детей раннего возраста
Слайд 18Творческая фокус – группа как форма социального партнерства педагогов и
родителей в социализации детей раннего возраста
ППДО- 301
Прокопенко. Т. П