Слайд 1ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО ЛИРИКЕ Ф. ТЮТЧЕВА:
«Любовь, любовь гласит преданье –
Союз души с душой родной…»
Слайд 2
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя
понять?
Всегда во всем, старо ты или ново,
Томленья духа ты иль
благодать?
Р.Рождественский «Любовь, любовь – загадочное слово»
Слайд 3Назовите слова – ассоциации к слову любовь.
Слайд 4Продолжите предложение:
Любовь – это значит...
Я хочу, чтобы моя любовь была
…
Быть любимым – это значит …
Любовь дает право на …
Любовь
требует от другого человека
Любить, значит …
Слайд 5 Ответьте на вопрос:
Всегда ли мы верим словам:
«Я тебя люблю …»
Слайд 6Ф.Тютчев: «Silentium» («Молчание»)
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои
–
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в
ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самой умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушил наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...
Слайд 7Ответьте на вопросы:
О чем говорится в стихотворении?
Назовите самые важные строки,
прокомментируйте их.
Слайд 8ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
Жизнь поэта должна быть мучительной,
с надрывами и переломами, иначе не родятся на свет стихи,
способные потрясать и захватывать. А когда драмой его жизни становится любовь - не простая, не освященная церковью, не принятая обществом, - его творчество становится пронзительным и вечным. Такова судьба русского певца любви Федора Тютчева.
Слайд 9ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ДЕНИСЬЕВА
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете
гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Всё
темней, темнее над землёю –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Ф.И.Тютчев, «Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
Слайд 10Е.А.ДЕНИСЬЕВА С ДОЧЕРЬЮ ЕЛЕНОЙ ТЮТЧЕВОЙ
Е.А. Денисьева родила Ф.И.Тютчеву троих детей,
а он дал им свою фамилию с согласия своей законной
жены Эрнестины, которая была в курсе отношений мужа с другой женщиной.
Эрнестина Тютчева
Слайд 11Елена Александровна скончалась от чахотки 4 августа 1864 года в
возрасте 37 лет
Весь день она лежала в забытьи –
И
всю её уж тени покрывали –
Лил тёплый, летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она –
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось –
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
Слайд 12 Лирический цикл – это объединение поэтических произведений в
целое на основании общей тематики, проблематики, идеологического содержания, однотипности жанрового
решения и композиции стихотворения, наличия сквозных мотивов, образов и т.д.
Слайд 13 Гамма чувств лирического героя определена в основном тремя
жизненными обстоятельствами: любовь героев греховна с точки зрения общественной и
религиозной морали; для героя это – поздняя и последняя любовь; одиночество героя после смерти возлюбленной.
Слайд 14 Мотив – простейшая составная часть сюжета в произведениях
искусства.
(С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
Слайд 15Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь
ее она легла!
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув,
в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело…
(«О, как убийственно мы любим…»)
Слайд 16Оппозиция – противодействие, сопротивление.
Размышляем, заполняем таблицу.
Слайд 17Художественное пространство, в котором разворачивается внутренняя жизнь героев, приобретает черты
условного и безграничного: небо, природа, космос. В художественном времени цикла
бесконечное и вечное преобладает над конечным и мгновенным. Поэтому конкретные чувства героев, вызванные «сегодняшней» ситуацией или событиями, приобретают в контексте всего цикла значение всеобщих, универсальных, характеризующих не только данного человека, но и человеческую природу в целом.
В каком пространстве разворачиваются события?
Слайд 18
Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз, души с душой родной
–
Их съединение, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И…поединок роковой…
И чем одно из
нежнее,
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…
(«Предопределение»)
Слайд 19Постоянен в цикле мотив одиночества.
В первой части цикла он
представлен в универсальном варианте: люди одиноки даже тогда, когда любят,
одиноки потому что, в их жизни всегда присутствует неизбежное и неразрешимое обстоятельство: людям невозможно полностью понять друг друга.
(«Предопределение»)
- Какой мотив является основным в стихотворении?
Слайд 20 Все мотивы цикла объединяются всеобъемлющим ощущением роковой обреченности
жизни и любви. Мотив рока (судьбы) в «денисьевском цикле» является
сквозным.
Слайд 21- Каков он лирический герой?
- Как поэт изображает героиню? Какой
она представлена в стихотворениях?
Слайд 22
Герой
Представление о характере лирического героя складывается из выражений им
чувств, которые он пережил. Кроме того, герой пытается осмыслить свое
положение в сложившейся ситуации. Для этого он, с одной стороны, отстраняется, глядит на себя со стороны. С другой стороны, исповедуется, погружается в воспоминания.
Героиня
Изображение героини основывается на стремлении раскрыть состояние женщины, на которую обрушилось презрение высшего общества, и которая оказалась в этой ситуации беззащитной. Но эта ситуация активизировала ее натуру, силу воли, тонкость чувств, способность на самопожертвование, чистоту и возвышенность души. Поэт изображает героиню как бы со стороны. При этом описывает ее «изнутри», прибегая к приемам самораскрытия: введение прямой речи. Все внимание лирического героя сосредоточено на «союзе души с душой родной».
СОЮЗ ДУШ ДЕЛАЕТ ЛЮБОВЬ
неумирающей
Слайд 23Составляем синквей
существительное
прилагательное, прилагательное
глагол, глагол, глагол
предложение
существительное
Слайд 24Составляем резюме:
1) что понравилось на уроке: ___________________
2) что не понравилось
на уроке: ________________
3) поставьте отметку учителю по 10-ти бальной шкале;
обоснуйте ее: _________________________
4) поставьте отметку себе по 10-ти бальной шкале; обоснуйте ее: _________________________
Слайд 25написать сочинение на тему: «Любовь»
Задание: