Слайд 1Учебный курс «Введение в специальность»
Тема: Организация учебной
деятельности студентов – лекционные занятия, семинары, организация самостоятельной работы, составление
конспектов, подготовка к зачетам и экзаменам.
Слайд 2 План
1. Учебная деятельность в вузе
2. Работа
с текстом
3. Конспектирование
4. Реферат
5. Работа с учебником
6. Подготовка к зачетам и экзаменам
Слайд 3Учебная деятельность в вузе
К учебной деятельности
студентов принято относить: лекционные занятия, семинары, составление конспектов, подготовку к
зачетам и экзаменам, самостоятельную работу.
Слайд 4 продолжение
С каждым годом в системе российского образования
все больше внимания уделяется самостоятельной подготовке студента. Самостоятельная подготовка включает
в себя работу с учебным материалом (книги, журналы, Интернет), а так же написание контрольных работ, рефератов, научных статей и тезисов, и занимает 1/3 всего учебного времени.
Слайд 5Работа с текстом
Несмотря на разнообразие информационных источников
(текстовые источники, графические, аудиовизуальные, компьютерные), основное внимание в процессе самостоятельной
работы студента уделяется текстовым источникам информации.
При работе с текстовой информацией можно выделить три стороны:
1) текст (логическая структура),
2) деятельность (внимание, понимание, запоминание и запись),
3) личность читателя (индивидуально-психологические особенности).
Слайд 6продолжение
Наиболее важным компонентом в работе над текстом является
понимание – т.е. установление связей между предметами на основе имеющихся
знаний. При понимании мы относим предмет к определенной категории и устанавливаем в нем новые свойства. Хуже всего на понимание текста влияет установка запомнить его. Если же основной установкой является понимание, то большая часть нужной информации запоминается непроизвольно, т.е. без сознательных усилий.
Слайд 7продолжение
С целью лучшего понимания текста, можно
воспользоваться следующими приемами:
1) Постановка вопросов и задач до чтения.
Поиск и отбор нужных фактов, событий; сопоставление читаемого с ранее известным. (Для чего я читаю?.. Что хочу узнать?..).
2) Предвосхищение того, о чем будет говориться дальше.
3) Постановка вопросов-предположений. (А не из-за того ли… что?.. Может быть потому, что?..).
4) Критический анализ прочитанного, мысленный спор с автором.
Слайд 8продолжение
Противоположное состоянию внимания является состояние утомления. Среди факторов
вызывающих утомление можно выделить следующие:
1) Утомление возникает быстрее, когда
мы работаем в условиях различных помех, вне зависимости от того, осознаем мы их или нет.
2) Утомление зависит от трудности работы. Нужно правильно распределять работу во времени и делать небольшие перерывы.
3) Утомление возникает быстрее от однообразной работы, даже если она легкая. Необходим переход от одной книги к другой, от одного вида деятельности к другому
Слайд 9Конспектирование
Конспектирование - это «процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого
и аудируемого текста; процесс, результатом которого является запись, позволяющая ее
автору немедленно или через некоторый срок с необходимой полнотой восстановить полученную информацию»
В настоящее время актуальность проблемы конспектирования растет. И это не случайно. Конспектирование является уникальным процессом, общеучебным умением, осуществление которого приводит в действие все речевые умения человека: умение читать - умение писать - умение говорить - умение слушать.
Слайд 10продолжение
Конспект – это особый вид текста, который создается в результате
аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике (исходном тексте). Цель такой
переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной информации. Письменная фиксация этой информации избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к самому источнику.
Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, это самостоятельный вторичный текст. Как всякий текст он обладает его определенными признаками – содержательной, смысловой и структурной.
Слайд 11продолжение
Конспектирование зависит от скорости письма. Можно использовать
сокращение слов:
сокращенное слово должно легко восстанавливаться (гос-во, уч-ся, сущ., прил.);
словарный
состав источника, как правило, превышает словарный запас конспектирующего. «Новые» слова лучше записывать полностью, чтобы они быстрее и легче вошли в словарный запас конспектирующего;
целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры;
разумно использовать общепринятые знаки: ; -
можно применять индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору;
очень важно использовать подчеркивание, выделение цветом, обратить внимание на абзацы; особое расположение материала.
Слайд 12Реферат
Реферат – краткое изложение в письменном виде
содержания научной работы или литературы по заданной теме.
Цели и задачи реферативной работы:
систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента;
формирование умений собирать, группировать, анализировать собранный материал;
обсуждение полученной информации в свете современных научных представлений о данном вопросе;
формулирование заключения и выводы.
Слайд 13продолжение
Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, глав - основной
части реферата, вывода или заключения, списка литературы.
(нумерация страниц начинается
со 2 стр.)
Слайд 14продолжение
ПОРЯДОК СДАЧИ И ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ
1. Реферат сдается на проверку
преподавателю в назначенные сроки.
2. Защита реферата студентом предусматривает:
доклад по реферату не
более 5-7 минут,
ответы на вопросы по реферату.
3. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
Слайд 15Работа с учебником
Чтение учебника — важная часть самостоятельной учебы,
а сам учебник является основным и ведущим видом учебной литературы.
В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке.
Слайд 16 продолжение
Чтение и понимание содержания
учебника совершенно необходимо для студента, но недостаточно. Ему требуется более
подробное знакомство и более глубокое усвоение научных положений. Из учебника студент получает самые нужные и самые краткие сведения, а глубокое усвоение научных положений возможно только при изучении первоисточников — трудов ученых, исследующих проблемы медицинской науки и практики, выявляющих законы и закономерности функционирования внутренних органов и систем. Учебник служит в качестве путеводителя, ориентирующего студента в определенных научных направлениях, в названиях основных трудов и их авторов.
Изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.
Слайд 17Подготовка к зачетам и экзаменам
Органичной составной частью самостоятельной
работы студентов является подготовка к зачетам и экзаменам. Читая научные
труды по любой проблеме, студент усваивает изложенные там идеи и, стало быть, готов к сдаче экзамена по изученному вопросу.
Слайд 18продолжение
Задолго до экзаменационной сессии, преподаватель дает студентам список
вопросов, которые служат постоянными ориентирами при самостоятельном изучении литературы, включая
учебник, составлении конспектов и рефератов. Читая книги по специальности, студент усваивает знания по широкому спектру проблем, в том числе и по тем конкретным вопросам, которые потребуют от него ответа на зачете или экзамене.
Слайд 19Рекомендуемая литература
1. Колесникова Н.И. «От конспекта к диссертации: Учебное
пособие по развитию навыков письменной речи».-
М.:Флинта: Наука,
2002.-288с.
2. Минько Э. «Ускоренное конспектирование и чтение»,
Питер, С-Пб, 2003 г.
3. Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение. Как научиться
читать быстрее. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
4. Штернберг Л.Ф., Скоростное конспектирование, М.,1988 г.
5. https://www.yugzone.ru/education/abstract.htm