Слайд 1Управление безопасностью жизнедеятельности
Литература:
1. «О безопасности» Федеральный закон от 28.12.2010
N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) б) основная литература:
2. Безопасность
жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / ред. А.И. Сидоров. — М. :КноРус, 2016.- ЭБС Book.ru. - Режим доступа: https://www.book.ru/book/920532/view/1
3. Косолапова Н. В. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. - М.: КноРус, 2016.- ЭБС Book.ru. - Режим доступа: https://www.book.ru/book/919168/view
4. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для вузов. - М.: КноРус, 2013. - ЭБС Book.ru. - Режим доступа: https://www.book.ru/book/918888/view
Слайд 2Источники права в области обеспечения БЖД
Конституция РФ
Федеральные законы.
Указы Президента
РФ.
Постановления Правительства РФ.
Приказы, директивы, инструкции и другие нормативные акты министерств
и ведомств.
Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.
Приказы и распоряжения руководителей предприятий.
Слайд 3Основные права граждан РФ, закрепленные в Конституции РФ
Статья 7
Российская Федерация
- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
Статья 37
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Слайд 4Федеральные законы по БЖД и экологическому контролю
«Об охране окружающей среды»,
7-ФЗ, 2002;
"О недрах» закон РФ № 2395-1, 1992 ;
"Об экологической
экспертизе», 174-ФЗ, 1995 г.;
"Об охране атмосферного воздуха», 96-ФЗ, 1999 г.;
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 52-ФЗ, 1999 г.;
"Трудовой кодекс РФ», 197-ФЗ, 2001;
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 125-ФЗ, 1998 г;
«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 68-ФЗ,1994
"О пожарной безопасности», 69-ФЗ, 1994 г
"Об использовании атомной энергии», 170-ФЗ, 1995 г.
Слайд 5
Государственные органы осуществляющие управление БЖД
Государственный комитет РФ по охране окружающей
среды;
Министерство природных ресурсов РФ;
Министерство труда и социальной защиты;
Министерство здравоохранения РФ;
Министерство
РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Слайд 60. Президент РФ
3. Под руководством Президента
3.1. МВД
3.2. МЧС
3.3. МИД
3.4.
МО
3.5. МинЮст
3.6.Фельдъегерская служба
3.7. Служба внешней разведки
3.8. ФСБ
3.9. Федеральная
служба по контролю за оборотом наркотиков
3.10. Федеральная служба охраны
3.11. Главное управление специальных программ
3.12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
1. Правительство РФ
2. Председатель Правительства РФ
4. Под руководством Правительство РФ
4.1. Министерство здравоохранения
4.2 Министерство труда и социальной защиты
4.3. Министерство природных ресурсов и экологии
4.4. Министерство образования и науки
4.5. Министерство культуры
4.6. Министерство промышленности и торговли РФ
4.7. Министерство связи и массовых коммуникаций
4.8. Министерство регионального развития РФ
4.9. Министерство сельского хозяйства РФ
4.10. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ
4.11. Министерство транспорта Российской Федерации
4.12. Министерство финансов Российской Федерации
4.13. Министерство экономического развития Российской Федерации
4.14. Министерство энергетики Российской Федерации
4.15. Федеральная антимонопольная служба
4.16. Федеральная таможенная служба
4.17. Федеральная служба по тарифам
4.18. Федеральная служба по финансовому мониторингу
4.19. Федеральная служба по финансовым рынкам
4.20. Федеральное космическое агентство
4.21. Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ
4.22. Федеральное агентство по рыболовству
4.23. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
4.24. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
4.25. Федеральное агентство лесного хозяйства
4.26. Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Слайд 7Мониторинг ОС
Санитарно-токсический мониторинг — наблюдение за состоянием качества окружающей среды (загрязнения);
Экологический мониторинг — определение изменений в экологических системах (биогеоценозах);
Биосферный мониторинг -осуществляется
в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.
Слайд 8Три этапа мониторинга
Система мониторинга окружающей среды состоит из трех этапов:
наблюдение;
оценки состояния;
прогноз возможных изменений.
Слайд 9Стандарты «Охрана природы»
ССОП - Составная часть государственной системы стандартизации
(ГСС), ее 17-я система:
0-организационно-методические стандарты,
1-гидросфера,
2- атмосфера,
3- почвы,
4-
земли,
5 - флора,
6- фауна,
8- недра.
Слайд 10Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает общественную и государственную экспертизу.
Цель экологической экспертизы новой продукции — предупреждение возможного превышения допустимого
уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации и уничтожения.
Слайд 11Государственное управление охраной труда
Управление охраной труда — это регламентированная нормативными
и методическими документами деятельность по осуществлению социально-экономических, технических, гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Слайд 12Основной принцип государственной политики в области ОТ
«Сначала безопасность —
потом работа»
Слайд 13Цели государства в области охраны труда
Создание безопасных условий труда
на всех предприятиях, независимо от форм собственности;
Защита законных интересов работников,
пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
Слайд 14Цели государства в области охраны труда
3. Обеспечение эффективного взаимодействия
и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда:
работодателей,
государственных органов,
органов местного самоуправления,
работников и их объединений
Слайд 15Органы Государственного управления охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством
Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной
власти (ст. 216 ТК РФ).
Слайд 16Правовые и нормативно-технические основы СУОТ
Трудовой кодекс Российской Федерации N 197-ФЗ, 2001
г.;
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Системы управления охраной труда. ГОСТ 12.0.230-2007
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве …» №73,2002 г.
«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 68-ФЗ,1994 г.
Слайд 17ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической
заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
возмещение вреда, причиненного жизни
и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
Слайд 18Права работников на охрану труда (Ст. 217 ТК РФ)
Работник имеет
право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве;
получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни.
Слайд 19Надзор за ОТ
Высший надзор по соблюдению законности - генеральный прокурор.
Государственная
экспертиза условий труда
Ведомственный контроль - министерствами и ведомствами;
Общественный контроль
— ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.
Слайд 20Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов (Ст. 216.1. ТК РФ).
Слайд 21
Государственная инспекция труда
Это централизованный государственный орган, призванный контролировать соблюдение законов
о труде предприятиями всех форм собственности. Отделения Гострудинспекции имеются во
всех регионах Российской Федерации.
Слайд 22Цели государственной экспертизы условий труда
Оценка:
качества проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с
вредными и опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников.
Слайд 23Права государственного инспектора условий труда
Запрашивать и безвозмездно получать необходимые для
осуществления экспертизы документы и материалы;
Проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты
с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий.
Слайд 24Обязанности государственного инспектора условий труда
Составлять по результатам экспертизы заключения о
соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
Направлять указанные
заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, органы Фонда социального страхования РФ;
Обеспечивать объективность и обоснованность выводов;
Обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Слайд 25Права работников на охрану труда (Ст. 217 ТК РФ)
Работник имеет
право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве;
получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни.
Слайд 26
Функции отдела охраны труда на предприятии
контрольная (соблюдение приказов);
обучающая;
представители отдела выступают
в качестве экспертов при разработке технических решений;
отчетность по вопросам травматизма
и проф. заболеваниям.
Слайд 27Обучение ОТ
Особенности каждого из инструктажей устанавливает ГОСТ 12.0.004-2015. перед допуском
к работе с машинами и механизмами проводится предварительное обучение всех
работников с последующей аттестацией.
Виды инструктажа:
Вводный,
Первичный,
Повторный,
Внеплановый,
Целевой.
Слайд 28Виды инструктажа
1. Вводный – предназначен для всех, кто будет трудиться или просто
присутствовать на предприятии, организации или его территории. Его проходят все
сотрудники предприятия независимо от ранга и профессии, в том числе студенты-практиканты, подрядчики и даже сотрудники медпунктов и столовых.
Подготавливают и ведут сотрудники службы ОТ или другие назначенные руководителем организации лица. Часто в качестве этих лиц выступают кадровики. Поэтому его проводят в кабинетах, уголках ОТ, учебных классах, актовых залах или других специально отведенных помещениях, размеры которых зависят от количества одновременно проходящих инструктаж людей. Желательно оборудовать такое помещение вне зоны проведения производственных процессов, чтобы не допускать пребывания недообученных правилам ОТ людей в потенциально опасных условиях.
Слайд 29Виды инструктажа
2. Первичный – предназначен для трудящегося, который будет работать на конкретном
рабочем месте, используя конкретное оборудование. Его перед допуском к работам
проходят работники, учащиеся, практиканты. Этот инструктаж могут не проходить лица, профессии и должности которых перечислены в соответствующем приказе.
3. Повторный – предназначен для всех лиц, которые проходили первичный инструктаж, если их не освободили от этой обязанности приказом в течение «межинструктажного» периода.
Слайд 30Виды инструктажа
Организуются на рабочих местах. Поскольку руководитель работ может проводить
их с работниками по одному либо с целой группой (если
каждому из них нужно объяснить одинаковый материал), допускается использовать комнаты для сменно-встречных собраний, другие помещения. Практические части инструктажей проводятся исключительно на рабочих местах – формализма в вопросах безопасности допускать нельзя.
Слайд 31Виды инструктажа
4. Внеплановый – предназначен для лиц, которые должны ознакомиться с новой информацией
по ОТ, либо прерывали работы данного вида на 30 либо 60
календарных дней (больничный, другая деятельность, отпуск).
Место организации этого инструктажа устанавливается, исходя из его содержания. Если его проводят из-за изменения производственных процессов, несчастного случая, замены оборудования и подобных факторов, то он проходит на рабочих местах. Если же причиной внепланового инструктирования стало изменение законодательства, касающееся общих вопросов ОТ (например, изменение «льготных» списков), которые можно в достаточной степени осветить без привязки к помещению, то инструктирование можно организовать в актовом зале или комнате сменно-встречных собраний.
Слайд 32Виды инструктажа
5. Целевой – предназначен для лиц, которые будут направляться на выполнение
работ разового характера, либо требующих наличия особой документации (например, наряда-допуска).
организуется
перед:
· выдачей наряда-допуска – на рабочих местах;
· стартом выполнения производственных заданий разового характера – на рабочих местах;
· массовыми мероприятиями (ученическими турпоходами, профсоюзными митингами, спортивными олимпиадами и др.) – в оборудованных для подобных целей помещениях;
· устранением последствий аварии, природного бедствия – исходя из сложившейся обстановки по усмотрению руководителя работ.