Слайд 1Дисциплина: Технология работы железнодорожных станций
Тема 11: Управление эксплуатационной работой
сортировочных станций
Лектор: к.т.н., доцент Богданович С.В.
Слайд 2 План лекции:
1. Назначение, классификация сортировочных станций.
2. Техническая оснащенность сортировочных станций.
3.
Технология работы сортировочной горки.
4. Технология переработки вагонов; принципы расформирования – формирования поездов.
5. Технология обработки составов в сортировочном парке.
Слайд 3 Список литературы:
основная
1. Кочнев Ф.П., Сотников И.Б. Управление эксплуатационной работой железных
дорог. - М.: Транспорт. – 1990. - 424 с.
2. Кудрявцев В.А. Основы эксплуатационной работы железных дорог. М.: АСАDEMA. – 2002. - 352 с.
3. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте. /Под ред. П.С. Грунтова. – М: Транспорт. – 1994. – 450 с.
4. Бекжанов З.С., Башарова Г.С., Богданович С.В. Управление эксплуатационной работой железнодорожных станций. - Алматы: КазАТК. – 2008. - 127 с.
дополнительная
1. Бекжанов З.С., Богданович С.В., Вахитова Л.В., Киселева О.Г. Методические указания к выполнению лабораторных работ «Организация приема, отправления и пропуска поездов на станциях». - Алматы: КазАТК. – 2010. 30 с.
2. Бекжанов З.С., Богданович С.В., Вахитова Л.В., Киселева О.Г. Методические указания к выполнению СРСП (курсовой работы) «Организация работы сортировочной станции». - Алматы: КазАТК. – 2010. 30 с.
Слайд 41. Назначение, классификация сортировочных станций.
Слайд 5Классификация сортировочных станций
Слайд 10Схема _____________ сортировочной станции с _____________ расположением парков
и _____________ расположением
главных путей
Достоинства:
большая пропускная и перерабатывающая способность
в режиме последовательного
роспуска;
- поточность выполнения всех технологических операций;
- минимальное количество маневровых передвижений;
- значительное снижение эксплуатационных расходов за счет концентрации выполнения соответствующих операций в парках
(объединение ПТО и уменьшение штата).
Недостаток:
– значительные пробеги поездов встречного (не преимущественного) направления.
Слайд 11Схема ____________ сортировочной станции с _______________ расположением парков и _____________
расположением главных путей
Достоинства:
– меньшая длина станционной площадки.
Недостатки :
-
большие затраты маневровых средств на перестановку сформированных составов;
- большая загруженность выходной горловины парка О1;
- пересечение маршрутов приема и отправления;
- необходимость содержания дополнительной бригады ПТО.
Слайд 12Схема _______________ сортировочной станции с ____________ расположением парков и _____________
расположением главных путей
Достоинства :
- небольшая по длине станционная площадка;
- сравнительно небольшие затраты при строительстве
и эксплуатационные расходы.
Недостатки:
- относительно небольшая перерабатывающая способность;
- большие затраты времени на перестановку составов;
- большая загрузка горловин приемоотправочных парков;
- необходимость в двух бригадах ПТО для обработки поездов.
Слайд 13Схема ___________ сортировочной станции с ________________ расположением парков и _____________
расположением главных путей
Схема ____________ сортировочной станции с
________________ расположением
парков __________ комплекта и _____________ расположением главных путей
Слайд 142. Техническая оснащенность
сортировочных станций
Слайд 16Для передачи информации о поездах и вагонах на сортировочной станции
имеются следующие виды связи:
телетайпная связь – для передачи информации о
прибывающих поездах, вагонах и грузах в СТЦ внутри станции, а также с другими станциями, НОД и ВЦ (ИПВЦ);
пневмопочта – для передачи поездной документации внутри станции;
внутристанционная распорядительная прямая телефонная устанавливается в помещениях ДСЦ, ДСЦМ, ДСП, ДСПГ, СТЦ, ДСПП, ДСПФ, тех. конторе и администрации.
станционная стационарная радиосвязь связывает ДСЦ, ДСПГ, ДСП, маневровые локомотивы, ДСПФ.
переносные радиостанции – используются работниками ПТО (для общения с операторами ПТО), составителями поездов (для общения с ДСЦ), операторами СТЦ, приемосдатчиками (для общения с товарной конторой);
парковая оповестительная связь – размещается в парках станции для передачи информации через громкоговоритель с переговорными установками;
информационная связь – с ВЦ, ИПВЦ;
телевидение – для наблюдения за работой станции.
Слайд 17Технологическая схема расформирования состава на горке
3 Технология работы сортировочной горки
Слайд 19Классификация сортировочных горок по мощности
Слайд 20План, профиль горки
и горловины сортировочного парка
Слайд 21Процесс расформирования состава на горке
Слайд 22
Продольный профиль сортировочной горки: 1 ТП, 2 ТП, 3 ТП
− тормозные позиции;
− длина пути надвига;
− длина промежуточного
участка;
− длина стрелочной зоны;
− длина подгорочного пути
Слайд 23Высота горки должна обеспечивать скатывание при неблагоприятных условиях плохого бегуна
до расчетной точки трудного пути (расчетная точка располагается за 100
м от последней стрелки).
Трудным называется путь с максимальным сопротивлением движению отцепа от стрелочных переводов и кривых.
Плохим бегуном считается крытый четырехосный порожний вагон массой 22 т.
Для облегчения расцепа вагонов перед горбом горки устраивается подъем 8-10 ‰ на расстоянии 50 м от вершины горки.
Слайд 24Скоростной уклон
спускной части горки
Вершина горки
Слайд 25Спускная часть горки
(зона первой тормозной позиции)
Слайд 33Рисунок - Замедлитель вагонный парковый РНЗ-2М
Слайд 35Автосцепка СА-3 обеспечивает:
- автоматическое сцепление при соударении вагонов;
автоматическое
запирание замка у сцепленных автосцепок;
- расцепление подвижного состава без
захода человека между вагонами и удержание механизма в расцепленном положении до разведения автосцепок;
- автоматическое возвращение механизма в положение готовности к сцеплению после разведения автосцепок; восстановление сцепления случайно расцепленных автосцепок, не разводя вагоны;
- производство маневровых работ (положение на «буфер»), когда при соударении автосцепки не должны соединяться.
До сцепления автосцепки могут занимать различные взаимные положения:
- оси их находятся на одной прямой;
- оси могут быть смещены по вертикали или горизонтали.
Смещение осей по вертикали допускается в грузовом поезде до 100 мм и пассажирском скоростном до 50 мм, а в горизонтальном направлении до 175 мм, при которых обеспечивается надежное автоматическое сцепление вагонов в эксплуатации
Слайд 36График работы однопутной горки
с одним горочным локомотивом
Слайд 37
Технологический график работы горки
с одним путем надвига и при
одном локомотиве
Слайд 38
Технологический график работы горки с одним путем надвига, объездным путем
и при двух горочных локомотивов
Слайд 39
Технологический график работы горки с двумя путями надвига и двумя
горочными локомотивами
Слайд 51Технологические линии продвижения через сортировочную систему:
а – транзитного вагонопотока
с переработкой;
б – транзитного вагонопотока без переработки
4. Технология
переработки вагонов; принципы расформирования – формирования поездов.
Слайд 52Схема маневровых операций по расформированию состава на сортировочной горке
Слайд 54 Вопросы для закрепления теоретического материала:
1. Назовите основное назначение сортировочной станции.
2. Как
различаются сортировочные станции по расположению парков путей?
3. Перечислите основные технические устройства и сооружения на сортировочной станции.
4. Перечислите технические операции, выполняемые на сортировочных станциях.
5. Перечислите коммерческие операции, выполняемые на сортировочных станциях.
6. Перечислите грузовые операции, выполняемые на сортировочных станциях.
7. Перечислите пассажирские операции, выполняемые на сортировочных станциях.
8. Изложите порядок обработки транзитного поезда без переработки на сортировочной станции
9. Изложите порядок обработки транзитного поезда с переработкой на сортировочной станции
10. Дайте классификацию сортировочных горок.
11. Назовите составные части сортировочной горки в плане.
12. Для чего служат тормозные позиции?
13. Из каких элементов состоит расформирование состава на горке?
14. Что такое технологический цикл горки?
15. Что такое горочный интервал?
Слайд 55Тестовые задания
159. ПО ОБЪЕМУ И ХАРАКТЕРУ РАБОТЫ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ РАЗЛИЧАЮТ
1)
основные
2) районные
3) вспомогательные
4) основные, районные
5) основные, районные, вспомогательные
160. К ОСНОВНЫМ
ОТНОСЯТСЯ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ
1) свыше 3000 вагонов
2) от 1500 до 3000 вагонов
3) от 1000 до 1500 вагонов
4) от 500 до 1000 вагонов
5) до 500 вагонов
161. К РАЙОННЫМ ОТНОСЯТСЯ СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ
1) свыше 3000 вагонов
2) от 1500 до 3000 вагонов
3) от 1000 до 1500 вагонов
4) от 500 до 1000 вагонов
5) до 500 вагонов
Слайд 56162. РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАРКОВ ПУТЕЙ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ МОЖЕТ БЫТЬ
1) последовательным
2)
параллельным
3) комбинированным
4) последовательным, параллельным
5) последовательным, параллельным, комбинированным
163. ПО ЧИСЛУ СОРТИРОВОЧНЫХ
КОМПЛЕКТОВ РАЗЛИЧАЮТ СТАНЦИИ
1) однокомплектные, двухкомплектные
2) односторонние, двусторонние
3) последовательные, параллельные
4) основные, районные
5) горочные, безгорочные
164. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕМА ПЕРЕРАБОТКИ ВАГОНОВ НА СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ СООРУЖАЮТ СОРТИРОВОЧНЫЕ ГОРКИ МОЩНОСТИ
1)большой
2) средней
3) малой
4) большой, средней
5) большой, средней, малой
Слайд 57План, профиль горки
и горловины сортировочного парка